Организационная схема управления предприятием показывает, как взаимодействуют службы, кто и чем занимается, как осуществляются координация и контроль за различными видами деятельности. Банкиры и инвесторы обращают на это особое внимание, поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты.
У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура, естественно, несложная, но и в ней должны быть заложены основы для ее дальнейшего роста и усложнения. В любом случае должна быть обеспечена тесная увязка между разработкой организационной схемы и остальными частями бизнес-плана: в схеме должны найти отражение стратегия и методы, изложенные в других разделах.
Кадровая политика и стратегия должны дать представление о философии, которой руководствуется фирма при решении кадровых вопросов, что в значительной степени определяет лицо фирмы, так как оказывает влияние на ее долговременную эффективность. Здесь рассматриваются условия подбора и найма персонала, размеры и структура вознаграждения и другие формы стимулирования персонала, включая участие в прибылях.
|
|
Организационный план – это часть бизнес плана организации, в котором указывается состав участников – партнеров данного проекта, и описывается структура с помощью которой, партнеры организации, сотрудничая друг с другом будут добиваться поставленных целей организации. Также в плане отражаются основные условия и требования, ориентированные на разработку и выпуск из производства новых видов продукции, товаров, работ или услуг, в запланированные для этого сроки.
В организационном плане также подлежит рассмотрению система управления намеченными действиями и планом в целом, структура организации, схема с описанием сотрудничества всех партнеров по проекту, описание всех расчетов реализации проекта включая график работ, перечисление подразделений организации, которые будут участвовать в реализации проекта с указанием их функций, описание координирования все взаимосвязанных подразделений и служб предприятия в осуществлении намеченных действий, формирование сопроводительной документации к проекту.
В процессе разработки организационного плана также следует уделять внимание характеристике будущего персонала предприятия, необходимого в осуществлении поставленных целей, а именно:
1. Потребность организации в новых кадрах;
2. Характеристика квалификации будущих работников (образование, опыт работы на предыдущих должностях, проф. подготовка);
|
|
3. Возможная занятость работников (постоянная работа, по совместительству и др.);
4. Величина заработной платы в зависимости от профессии;
5. Наличие нужных специалистов на предприятии, уровень специальной подготовки и дополнительных условий, которые необходимы для выполнения работниками задач проекта (какие – либо материальные льготы и др.);
6. Описание системы поощрения и стимулирования результатов труда работников (система проф. подготовки, курсы повышения квалификации, переподготовка работников с целью
7. Обучения персонала занятого осуществлением намеченного плана); оценка необходимого количества административно-управленческого персонала, которое будет вести успешный контроль и управление проектом;
8. Подробная характеристика административно-управленческого персонала (возраст работников, профессиональные навыки, опыт работы, долевое участие в капитале организации, личная ответственность работников за проведение проекта и система денежных поощрений за достигнутые результаты.
Основная цель организационного плана – показать потенциальному инвестору, что существующая организационная структура компании и уровень компетентности персонала позволят эффективно реализовать предлагаемый проект.
Организационный план включает следующие структурные части:
- характеристику организационной структуры компании;
- информацию о собственниках компании и административно-управленческом персонале;
- информацию об основных партнерах компании;
- описание стратегии инвестирования.
Анализ организационной структуры компании включает следующие основные элементы:
- организационную схему компании с выделением органов управления, функциональных подразделений и взаимосвязей между ними;
- штатное расписание (помещается в приложение к бизнес-плану);
- положения о функциональных подразделениях компании (помещаются в приложении к бизнес-плану);
- должностные инструкции (помещаются в приложение к бизнес-плану).
Критерии анализа организационной схемы:
- соответствие объема управленческой деятельности количеству административно-управленческого персонала;
- иерархичность системы управления и количество вертикальных звеньев (уровней управления);
- достаточность ресурсов и полномочий для реализации управленческих функций на каждом уровне управления компанией;
- отсутствие дублирования функций;
- оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления;
- степень надежности, гибкости и оперативности управления компанией;
- существующая политика кадрового обеспечения и продвижения кадров в компании.