Система ценностей консультанта

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта оп­ределяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает Р. Мей (1967), это мораль­ная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. В какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой сте­пени ценности консультанта должны "участвовать" в про­цессе консультирования? По этому вопросу существует две крайние позиции.

Одна из них — консультант должен быть "объективным", ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные от­ношения свою жизненную философию и ценностную систе­му. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консуль­тант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования опреде­ленную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд при­чин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

— жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

— ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

— наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

— индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длитель­ного отрезка времени;

— никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

— клиент имеет право на неприятие этических принци­пов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиен­ту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправдан­ным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта-воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консуль­танта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консуль­тирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скры­вать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Од­нако ясная ценностная позиция консультанта не подразу­мевает нравоучений и морализирования.

По мнению G. Соrrу (1986), консультант или психотера­певт, желая избежать ценностных коллизий в процессе кон­сультирования, должен иметь четкую позицию по некото­рым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, нарко­тики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слиш­ком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, ней­тральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе кон­сультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изме­нить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консуль­тант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помо­гает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близ­ких ему людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: