На личность консультанта

Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Она позволяет глубоко познать разных людей и испытать чувство удовлетворенности собой, если консультанту удаётся помочь им.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

— угроза утратить идентичность и "раствориться" в кли­ентах;

— отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

— угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возмож­ности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиен­та, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на ле­чение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятель­ность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту де­литься с семьей своими "психотерапевтическими" впечатле­ниями, поэтому члены семьи лишь приблизительно пред­ставляют, чем занимается консультант. Такова общая про­блема семей, члены которых из профессиональных сообра­жений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмо­циональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия от­несены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределен­ные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность так называемого "синдрома сгорания".

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Данный синдром выражается в деп­рессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей ви­деть положительные результаты своего труда, отрицатель­ной установке в отношении работы и жизни вообще. Суще­ствует мнение, что люди с определенными чертами личнос­ти (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную ус­тановку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Каковы же наиболее часто встречающиеся причины "синд­рома сгорания"? Кочюнас (2000) выделяет важнейшие из них:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

— работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой рабо­ты;

— напряженность и конфликты в профессиональной сре­де, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излиш­ний критицизм;

— нехватка условий для самовыражения личности на ра­боте, когда не поощряются, а подавляются эксперименти­рование и инновации;

— работа без возможности дальнейшего обучения и про­фессионального совершенствования;

— неразрешенные личностные конфликты консуль­танта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усу­губление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за не­удач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безна­дежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, по­тому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; "у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капи­тулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессио­нального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо переклады­вания вины за собственное бессилие на окружающих и об­стоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об из­менении самих условий.

Существует также немало конкретных способов прегра­дить путь "синдрому сгорания":

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием;

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие не­скольких друзей (желательно других профессий), во взаимо­отношениях с которыми существует баланс;

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без не­нужных самоуничижения и агрессивности;

— способность к самооценке без упования только на ува­жение окружающих;

— открытость новому опыту;

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хо­рошей литературы, просто для своего удовольствия без ори­ентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставля­ется возможность встретиться с новыми людьми и обме­няться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значи­тельно отличающимися профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, свя­занные с консультативной работой;

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существую­щая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным обра­зом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эф­фективным консультантом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: