Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:
· Текущие (бюджет текущего потребления), которые связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций. Включают: затраты на содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и др.
· Капитальные расходы (бюджет развития). Связаны с вложением в основной капитал и прирост запасов. Это затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов государственной и муниципальной собственности.
|
|
По функциональному назначению расходы бюджета делятся на следующие основные группы:
· Государственное управление
· Оборона
· Правоохранительная деятельность
· Международная деятельность
· Национальная экономика
· Жилищно-коммунальное хозяйство
· Охрана окружающей среды
· Социально-культурные мероприятия
· Финансовая помощь нижестоящим бюджетам
· Обслуживание государственного долга
· Резервные фонды
· Другие расходы
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств;
Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
2. Соблюдение режима экономии;
Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.
|
|
3. Безвозвратность государственных расходов.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
· трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
· бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
· инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
1) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
|
|
4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
5) фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
11) формирование федеральной собственности;
12) обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
16) федеральная инвестиционная программа;
17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
20) официальный статистический учет;
21) прочие расходы.
Наибольший удельный вес приходится на расходы по обслуживанию государственного долга, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, финансовую помощь бюджетам других уровней
|
|
Планируемые показатели бюджета на 2010 – 2012 года
Доходы федерального бюджета в 2010 году запланированы в объеме 6950 млрд рублей, или 16,1% ВВП, расходы – 9886,9 млрд рублей, или 22,9% ВВП, дефицит бюджета составит 2936,9 млрд рублей, или 6,8% ВВП. Проект бюджета рассчитан, исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере $58 за баррель, темпов роста ВВП в размере 1,6%, объема ВВП – 43 трлн 187 млрд рублей, инфляции 10% и среднегодового курса доллара в размере 33,9 рубля за доллар.
Доходы федерального бюджета в 2011 году запланированы в объеме 7455,7 млрд рублей, или 15,5% ВВП, расходы – 9389,8 млрд рублей, или 19,5% ВВП, дефицит – 1934,1 млрд рублей, или 4% ВВП. Проект бюджета рассчитан, исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере $59 за баррель, темпов роста ВВП в размере 3%, объема ВВП – 48 трлн 072 млрд рублей, инфляции 8% и среднегодового курса доллара в размере 34,8 рубля за доллар.
Доходы федерального бюджета в 2012 году запланированы в объеме 8069,6 млрд рублей, или 15% ВВП, расходы – 9681 млрд рублей, или 18% ВВП, дефицит – 1611,4 млрд рублей, или 3% ВВП. Проект бюджета рассчитан, исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере $60 за баррель, темпов роста ВВП в размере 4,3%, объема ВВП – 53 трлн 712 млрд рублей, инфляции 7% и среднегодового курса доллара в размере 36,4 рубля за доллар.
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
3. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008. – 416 с.
4. Прудников, П. Федеральный бюджет 2009 [Текст]: П. Прудников // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. - №23/8
5. Новикова, О. Доходы и расходы бюджета [Текст]: О. Новикова // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. - №17/9