Арабский Восток

Сохраняет свою самобытность в современных условиях и культура арабского Востока. В ее основе лежит переживающая подъем религиозная идеология ислама. Для нее характерна необычная для европейцев идея неуклонности общественного регресса (а не прогресса) как неизбежного в земной жизни отклонения от истинного пути, что обусловливает необходимость божественного вмешательства для спасения человека. Отсюда весьма настороженное отношение исламского мира к идеологии «прогрессизма», неприятие европейской уверенности, что новое лучше старого.

Другая важная особенность культуры ислама — принципиальная нераздельность сакрального и земного. Этим объясняется не просто большое влияние, а глубокое проникновение религии в жизнь человека и общества, ее регулирование на только светским законодательством, но и «законами» шариата. В культуре арабского Востока проявляется и традиционная мусульманская установка на корпоративность, ориентация на коллектив (общину) как целостность, вне которой невозможна полноценная личность, обеспечивающую духовное братство.

В современных условиях проблемы самосознания культуры исламского мира, его взаимоотношение с другими культурами (прежде всего западной) имеют прежде всего экономическую основу. Здесь ярко проявляется культурная самобытность мусульманского общества. Хозяйственная культура ислама строится на активном восприятии мира как единого творения Аллаха. Богатство в мусульман-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

ской культуре ценится и приветствуется, частная собственность — священна и неприкосновенна. Но богатство должно быть праведным, собственность тоже подлежит мо­ральной регуляции. Мирская активность в общем целостно нейтральна, она не является самоцелью, но ее и не следует избегать. Поощряется исламом и профессиональная дея­тельность, но не ради наживы как таковой. Важно отметить, что ислам не делает иерархических различий между умственным и физическим трудом.

Коран дает определенные рекомендации, каким быть мусульманину в роли производителя и потребителя, «предпринимателя» и наемного работника, содержит установки на благочестие «бизнеса», справедливость обмена, умеренность, партнерство, профессионализм и т. п. Коран осуждает чрезмерное накопление собственности в руках меньшинства, ростовщичество, задает обязательность милостыни (закят), право наследования имущества широким кругом родственников. Эти принципы в своей фундаментальной трактовке в целом определяют лицо экономики стран исламского мира, хотя есть и свои варианты модернистского характера. Вместе с тем потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Однако этот процесс оказался болезненным и затяжным, что отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой — в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Дело закончилось изданием фатвы, разъяснявшей, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Это положение способствовало приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.

Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших распространение с периода мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). В то же время нередко новые по содержанию явления воспринимаются как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действующие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исламаилитов ходжа и бохра, меманов).

Сейчас религиозно-обновленческие процессы в исламе связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказываются за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостоят традиционалисты, выступающие за сохранение норм и ценностей ислама, против нововведений западного образца.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого третьего пути, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции «исламского государства», «исламского правления», «исламской экономики» и т. д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

иных вопросов, но имеющие социальную и мировоззренческую общность. Сегодня для культуры ислама характерен значительно более высокий, чем на Западе, религиозный энтузиазм. Более того, можно даже говорить об исламской экспансии, высокой культурной энергетике стран арабского Востока, подъеме мусульманского духа, его претензиях на расширение влияния в мире на фоне духовного кризиса христианской культуры.

США

Культура США, несмотря на свою сравнительную молодость, переживает сложный период, характеризуемый развертыванием как противоречий, заложенных в ее историческом становлении, так и вызванных процессами последних десятилетий. Многие современные американские мыслители, пытающиеся проанализировать самобытность культуры Нового Света, в конечном счете понимают, что история Америки дала пищу для несбыточных упований. Однако отсюда делается парадоксальный вывод: да, иллюзии сопровождали летопись Америки, а история показала их беспочвенность, но именно эта социальная мифология и содействовала формированию совсем иной, нежели европейская, культуры. Так, американский историк Дж. Робертсон в работе «Американский миф, американская действительность» (1980) отмечает, что мифология, основанная на подчеркивании девственности Нового Света по сравнению со Старым, находит свое регулярное воплощение в двух национальных праздниках — дне рождения Дж. Вашингтона и Дне Благодарения. Оба праздника представляют собой ритуальное воспевание американских мифов, отражают своеобразие американской культуры.

Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность про-

исхождения и судеб развития страны. Сложившаяся здесь культура была пропитана мыслью о том, что американцы — новый народ, который, сформировавшись из тех, кто искал свободу в Новом Свете и обрел ее, в последующие десятилетия был обязан выполнять свое миссионер­ское предназначение. Американская культура, стало быть, содержит в себе конгломерат представлений, имеющих более или менее тесную связь с действительностью. При этом многие из компонентов данной культуры, представляют собой некие культурные напластования, возникшие в результате определенной социально-исторической причины, но не исчезнувшие вместе с ней. Это относится к «американской мечте», т. е. к представлению, будто Америка может стать раем на Земле. Она возникла как результат деятельности первых поколений американцев, которые не расставались с Библией, осваивали новые земли. Отцы-основатели США задали жесткие параметры национальной культурной идентичности как «единства многообразия», достигаемого ассимиляцией эмигрантов на основе массового школьного образования, ценностей либерализма. На протяжении длительного периода в зна­менитой формуле «единство из множества» первое явно доминировало. В связи с этим в культурологии преобладали представления о США как о грандиозном «плавильном котле» культур. Их усиливали социально-экономические процессы 30—70-х гг. — эпохи централизма, массовости и масштабности, идеологией которой было стремление к экономическому прогрессу и демократическим идеалам как «гражданской религии» (Ф. Рузвельт) и которая обеспечивала гомогенность так называемой средней Америки. Это позволило Д. Беллу утверждать, что в США наконец-то сложилось «национальное общество» с высокой концентрацией политической и экономической власти. Метафора «плавильного котла» стала реальностью для белых американцев — к середине XX в. сложилась синкретическая национальная культура, по сути своей являющаяся массовой и обеспечивающая культурное единство белых. Попытка достичь культурного единства разных этничес-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

ких групп американцев не привела к желаемому результату, так как в 60-е гг. в ходе борьбы за гражданские права они заявили об особом месте своих культур, что начало подрывать с таким трудом созданное единство.

Это позволяет некоторым специалистам говорить, что американское общество обскурирует, распадается, теряя даже видимость единства. Очевидно, это связано с тем, что населению США так и не пришлось стать нацией: ничего, кроме формального гражданства, не объединяет все эти разнородные расовые, этнические, языковые, религиозные общины. Черные и белые продолжают жить раздельно, общины аборигенов — индейские племена — даже именуют себя «нациями». Многочисленные этнические общины «пришлых» (в последнее время) американцев также весьма далеки не только от культурного, но и мировоз­зренческого единства, не говоря уже о слиянии в один этнос, в одну культуру. Сейчас в культуре США доминирует стремление к углублению принципов плюрализма и децентрализации, что превращает США в мозаичное общество, чрезвычайно разнообразное и сильно дифференцированное. На смену «плавильному котлу» в 70-х гг. пришла мозаика расово-этнических общин (Д. Холлинджер), каждая из которых живет своей субкультурой, что привело к признанию в качестве официальной идеологии многокультурности. Модель этнокультурной мозаики не вызывает вопросов об американской национальной идентичности, о будущем США как форпосте западной культуры. Предлагаются рецепты «сдерживания эмиграции из незападных стран, усиления ассимиляции эмигрантов» (С. Харрингтон). Перед американской культурой опять во весь рост встает задача интеграции. Однако сейчас ее решение требует гораздо больших усилий, ибо «многокультурность» объективно базируется на фундаментальных социально-экономических сдвигах в развитии страны. Под влиянием НТП современные энергетика, техника связи, новые технологии и связанная с этим переоценка ценностей стали движущими силами децентрализации

американского общества, его культуры. Разнообразие видов энергии и более рациональное ее использование, развитие пригородов, филиалов и особенно формирование новых информационных систем, благодаря которым любой человек через персональный компьютер может получать и передавать информацию вне «культурных центров» и даже места работы, приводят к тому, что пирамидальная социальная структура, лежащая в основе «единства мно­гообразия», сменяется сетеобразной с множеством узлов инициативы и ответственности. (Очевидно, символом такой трансформации можно считать Интернет — глобальную информационную сеть, где наиболее популярным видом сервиса является World Wide Web — «всемирная паутина»). Компьютер стал мощным орудием децентрализации, так как он обеспечивает информацией все звенья, узлы общественного организма практически в равной мере, независимо от места в социальной иерархии и пространстве. Происходят изменения в системе ценностей среднего американца: он хочет менее претенциозного образа жизни, большего признания и реализации индивидуальных культурных запросов. Таким образом, конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими сдвигами привели к созданию динамичного (калейдоскопического) мозаичного общества. Для него характерны дальнейшая децентрализация образа жизни, расслоение «средней» Америки, растущее многообразие стилей, когда нормой становится не типичность, а разнообразие, прежде всего культурное. Эти процессы имеют серьезные последствия. Субкультуризация расовых, языковых, религиозных, этнических общностей оставляет все меньше надежд на формирование целостной этнической культуры европейского типа, поскольку они не проявляют стремления к адаптации в классической национальной культуре; из-за отрицательной комплементарности, естественного разнообразия этнокультурных доминант они ограничивают свое «единство» профессиональными или бытовыми контактами, прежде всего в сфере потребления.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Согласно переписи 1990 г., только 5% граждан США считают себя «просто американцами», остальные относят себя к 215 этническим группам.

В то же время там, где делаются попытки преодолеть ограниченность своей традиционной культуры, возникает ситуация, когда люди вынуждены утрачивать разделяющие их этнокультурные ценности. Это объективно обусловлено тем, что идейным стержнем американской культуры «отцов-основателей» является индивидуализм, который в условиях многонациональной эмигрантской страны не позволяет сформировать такую культурную общность, которую естественно и добровольно принимают как свою глубинную этнокультурную доминанту большинство людей.

В этих условиях Америка вынуждена иметь в качестве национальной, по сути, массовую культуру, основанную на биологических и социальных архетипах, не имеющих этно-национальной природы. Очевидно, в этом можно усмотреть корень американской трагедии: отсутствие этнокультурного единства вынуждает формировать национальную культуру не на духовном, а на биологически-потребительски-информационном уровне. (Возможно, американскую культуру можно сравнить с крупным орехом, имеющим прочную оболочку массовой культуры, но пустым внутри, без этномонокультурного ядра.) Такая установка достаточно успешно реализует себя, и не только внутри страны, поскольку потребности, воплощаемые интернациональной массовой культурой, есть у абсолютного большинства людей, и американская культура оказывает большое влияние на другие культуры. (В этой ее агрессивности, возможно, проявляется момент зависти нации, так и не создавшей своей самобытной культуры, к народам с мощной глубинной этнокультурой: стремление навязать свой вариант культурной идентификации под прикрытием лозунгов «общечеловеческих ценностей», конкурентного «диалога культур», привести другие культуры к свойственному США состоянию несложившегося этнокультурного национального единства.) Это обуслов-

ливает необходимость весьма осторожного отношения к культуре США; сомнительно ее восприятие как некоего универсального общечеловеческого образца только в силу высокого развития американской цивилизации. Примечательно, что все голливудские фильмы о будущем Америки рисуют его в крайне мрачном, зачастую апокалипсическом свете очевидного культурного регресса человека, общества в целом.

Африка

Культуре современной Африки трудно дать обобщающую характеристику. Тем не менее при всей сложности и многообразии этого феномена можно выделить характеристики, позволяющие рассматривать культуру огромного континента как некую общность, присущую негритянским этнокультурам.

Видный идеолог негритюда Л. Сенгор называет негра дитя природы; его разум интуитивен, нацелен на соучастие другому человеку. Африканский негр, кем бы он ни был, живет в гармонии с природой, подчинен суточным и сезонным ритмам; его чувства и душа открыты глубинным импульсам, волнам природы. Для него на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение, его стихия — танец. Очевидно, потому так популярны в современном мире негритянские музыка и танцы, негритянский спорт. Все культурные ценности африканцев имеют эмоциональную окраску. Можно говорить о принципиальной разнице отношения европейцев и африканцев к миру: если европеец живет разумом, логикой, расчетом, анализом, потреблением, действием, плотским, земным, то африканец — ритмом, слиянием с природой, объектом, сопереживанием, ощущением, космическим, духовным; ему присущи стремление к единству человека и природы, психология «прожиточного минимума», доми-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

нирование коллективизма над индивидуализмом, стремление к гармонии, кооперации. Сейчас развитие африканской культуры определяют две тенденции. Первая — стремление воссоздать, развить историческую культурную самобытность своих народов после веков колониального порабощения Западом, определенная враждебность к его культуре. Сторонники афроцентризма предлагают избавляться от комплекса неполноценности, привитого колонизаторами, критически оценивать западную культуру, искать пути ее адаптации для развития африканской культуры. Вторая — растущее влияние западной массовой культуры в сочетании с рецидивами преклонения перед европейской культурой, коренящегося в том же колониальном прошлом. Взаимодействие этих культурных процессов осложняется большим разнообразием природных и этнических факторов, острыми проблемами межнациональных отношений, обилием очень мелких культурных организмов, не объединенных социально-экономической и политической общностью. Следует отметить и влияние не только колониальной христианской, но и арабо-мусульманской культуры в сочетании с мощными традициями языческих религиозных верований, этнических форм народного художественного творчества (музыка, песни, танцы, праздники и т. п.), патриархальности мировоззрения и образа жизни. Народная культура, пережившая ко­лониальную аккультурацию, формирует исключительное многообразие культурного лика Африки, его самобытность. Вместе с тем в условиях бурного роста культурных контактов, информационного влияния отмечается стремление элиты «поднять» культуру своих народов, не консервировать традиционность туземных танцев вокруг костра для развлечения туристов. Большое внимание уделяется преодолению неграмотности, внедрению цивилизованных форм жизни. Но эти стремления наталкиваются на социально-экономическую отсталость, растущее отставание в материальном уровне жизни от Запада, а также на сохраняющуюся «аллергию» к культурному влиянию «белых», традиционной колониальной ориентации на прошлое.

В последние годы элита африканских стран все более осознает, что акцент на самобытность может привести к консервации отсталости, что необходимо усиление культурных контактов с другими странами. Отсюда — ренессанс изучения европейских языков, форм образования, пропаганды европейской художественной культуры, рост спортивных контактов, эмиграции. В связи с этим в Африке отчетливо наблюдается значительный разрыв европейски ориентированной элитарной культуры и культуры народной, обращенной к своим корням, традициям, а следовательно, большое расхождение всего образа жизни элиты и «народа». Процессы глобализации обостряют эту проблему, но вместе с тем способствуют консолидации народов Африки на культурной основе, где возможна успешная конкуренция с Западом, формированию африканской культурной идентичности перед лицом новой угрозы глобального сверхобщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: