Искусство У. в пер-д феод-ма

Уже в 18 в. в городах и заводах края прочно прижились театрализованные представления- народные драмы. Самые популярные «Шайка разбойников» и «Царь Максимилиан». Появляются крепостные театры, как таковые в вотчинах круп магнатов - Строгановых,Лазаревых, Всеволужских(в Пожве). Появляется самодеятельный театр: 1807- в Очере, его называли «камедийный сарай» его первый спектакль «ябеда», опера «Оскольдова Могила» и опера «гостиный двор»; в Ильинском, 1850- в Усолье(организатор Мельников)- состав крепостной, но не крепостной театр царской России, т.к. не помещик инициатор, а крепостные. Спектакли шли в соляных амбарах. Начало проф-го театру на У положил казанский антрепренер Соколов. Его трупа работала: -) весна-лето в Перми,-)зима- екат-рг,-) ирбитская ярморка- к.зимы- весна. В перми, ек-ге и орен-ге появляютяс прфес оркестры. Музыкальный очаг У-Оренбург, здесь жил ссыльный композитор Алябьев (1833-1835), в эти годы устраивались музыкальные вечера, был организован большой любительский хор.

1849 г было построено дерев театр здание в Перми, развитие архит было связано с хозяйственным строительством в крае(дома сев типа: высокие с крутой двускатной крышей). Северный Урал- поморское влияние. Средний Урал- средняя Россиия, преимущественно дерево. Самое старое деревянное здание- церковь 1606, с. Янидер, Черденского района. Большинство селений имели оборонит сооруж-я. Строятся церкви. С к. 17а нач каменное строит-во (Каменная в Верхборовом, самая старая, 1683-1718- весь комплекс соликамских церквей, воеводский дом в Соликамске= каменная крепость в Верхотулье. Строились горные заводы(Невьянский), новые города(соликамск- н. 18 в.Екат-г, Оренбург -1743, Пермь-1781). Заводские постройки- Малахов- екатеринбург, свиязеа- Пермь, пример, Духовная семинария, Ротонда, основа дома Мешкова, Благородное собрание, Дом крылова. Первая пол 19в-период расцвета арх-ры на Урале: монумент завод сооружения, ведутся работы в городах. В Перми круп градостроительные работы велись в 1796-1811 г, когда губ-м Модеpax (арх-р): строится гостиный двор 1802, кафедр собор 1799-1332. Урал родина зодчего Воронихина (проект Ново-Никольской церкви, дом Голицыных в Усолье, церковь в Кудымкаре). Наиболее значительными памятниками живописи 16-17в являются иконы{Строгановская школа письма.) Во 2ой пол 18-н19 в во многих Уральских городах появляются свои живописцы (в Н.Тагиле-династия Худояровых). Большинство У художников были креп-ми. В 18 в на У появляется горнозаводская графика (Кутузов, ушаков, графика к книге Генина). Распространяется прикладное ис-во: резьба по дереву, вышивка, ткачество, камнерез ис-во(стил русской мозайки, малахит, лазурит. Горнощитский завод- амины, азы для эрмитажа, Петрогофа. Памятник Ермаку в Тобольске (брюлов)), отливки из чугуна- Каслингский завод, выыдающиеся деятели Теплоков и Блинов. Художественная гравировка на стали- Златоустовская фабрика. Лаковая живопись 1\2 19 века на базе Тагила и Невьянска (подносы, столики и т.д.)

36. Просвещение на У. во 2\2 19 в.

Изменения хозяйственного уклада (реформы 2 пол 19 в.), социальные сдвиги (отмена крепостного права), неизбежно влияли на духовную жизнь общества, в том числе и на систему народного просвещения.

уровень народного образования на У. к моменту проведения реформ был чрезвычайно низким (среди призывников 1867 г. неграмотных 93%). Условий для обучения также не было – начальные училища в лачугах, бывших банях, содержание программ и методика преподавания оставляли желать лучшего.

Сеть школ стала расти значительно быстрее с утверждением в 1864 г. «Положения о начальных народных училищах». Но школьная реформа 1864 г. несла в себе крепостнические черты (сохранила ведомственность и сословность, полное подчинение школьного управления царской администрации). Задачи школьного образования: 1. воспитывать религиозные и нравственные понятия, 2.распространять первоначальные знания. Предметы, которые изучались в школах: закон божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре действия арифметики.

Однако при всех недостатках реформа 1864 г. была шагом вперед в развитии школы. Так «Положение» допускало к учительскому труду женщин, способствовало привлечению к работе в школы людей, имеющих лучшую педагогическую подготовку.

На Урале значительный вклад в дело народного просвещения внесли земства Пермской, Вятской и Уфимской губерний. Они открывали школы на свои средства. Так Пермским земством были открыты 724 школы, а также земства открывали общежития, выдавали одежду и обувь, организовывали бесплатные горячие завтраки.

Земская школа была лучше обеспечена материально. Также создавались воскресные школы для взрослых (Пермь, Екатеринбург, Вятка, Сарапул, Елабуга, Оренбург, Челябинск), которые создавались по частной инициативе. Такие учреждения были под жестким контролем правительства.

Развитие школы в 80-е гг. - в условиях правительственной реакции. Для надзора за деятельностью народных училищ были учреждены должности директоров и инспекторов. Была проведена реорганизация учебных округов. В 1875 г. из Казанского был выделен Оренбургский учебный округ (в составе: Пермская, Уфимская, Оренбургская губернии).В 1884 г. было издано «Положение о церковно-приходской школе», по которому сельские начальные училища Министерства народного просвещения были переданы духовному ведомству.

31 мая 1872 г. было опубликовано «Положение о городских училищах». При них разрешалось открывать ремесленные классы, воскресные и вечерние школы для взрослых. Часть учащихся могла получить образование в сельских двухклассных училищах (1 кл – предметы начальной школы, 2 кл - курсы географии, истории, арифметики, рисования и черчения). Но окончившие их не имели права поступать в средние учебные заведения. Обучение в них было платным.

Однако развитие народного просвещения продвигалось крайне медленна. В 1898 г. 64,8% детей школьного возраста на Урале осталось вне школы. Не училось 81,8% девочек школьного возраста. Хуже всего обстояло дело в Уфимской губ., где преобладало нерусское население - училось 20% детей школьного возраста, а девочек — лишь 7%. По данным переписи 1898 г., только 7% школ имели свои помещения.

В 1870 г. были приняты «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», после чего на Урале открылись русско-татарские, русско-башкирские школы, школы для детей мордвы, удмуртов, чувашей и других народностей. В 1890 г. в Пермской губ. было 26 таких училищ, в Оренбургской — 20, в Уфимской — 98.

Рост учебных заведений увеличил потребность в учительских кадрах. В 1876 г. была открыта Благовещенская учительская семинария, в 1878 г. — учительский институт в Оренбурге. На учительские должности шли выпускники духовных семинарий. Их на Урале было 4 — в Перми, Вятке, Уфе и Оренбурге.

Подготовка учителей для нерусских народностей края была, организована через учительские школы. В 1872 г. в Уфе открылась татаро-башкирская учительская школа, переведенная позднее в Оренбург, в 1883 г. в Орске — киргизская учительская школа, переведенная в 1889 г. в Оренбург. Уже в 1880 г. из 2423 сельских учителей Урала 112 имели специальное среднее педагогическое образование, со средним общим образованием (полным и неполным) работали более 700 учителей. Среди них А. П. Раменский, В. К. Семченков, А. А. Залежский.

Реформы 60-х годов способствовали развитию среднего образования. Действовали Пермская, Вятская и Уфимская гимназии, открытые в начале XIX в. В 1861 г. была открыта мужская гимназия в Екатеринбурге, в 1868 г.— в Оренбурге. В 1873 г. в Троицке и Мензелинске открылись мужские прогимназии. Ввиду высокой платы за обучение в гимназиях в основой обучались дети привилегированных сословий. Так, например, с 1875 по 1900 г. дети дворян составляли в Пермской гимназии 60%, в Уфимской — 63, в Екатеринбургской — 54% всех учащихся.

В 1872 г. был издан указ о шестилетних реальных училищах с профессиональным уклоном. Они не давали полного среднего образования и были созданы с целью удовлетворения потребностей развивавшейся промышленности в обслуживающем персонале. Только в 1888 г. под давлением общественного мнения реальные училища были реформированы в средние учебные заведения с правом поступления окончивших их в высшие технические и сельскохозяйственные институты. На Урале реальные училища в 70—80-е годы были открыты в Перми, Екатеринбурге, Красноуфимске, Нижнем Тагиле. В 1885 г, в них обучалось 900 учащихся. Для детей духовенства были открыты мужские духовные училища. В 1885 г. в 13 таких училищах Урала обучалось 2067 человек.

Под влиянием общественного движения в 60-е годы расширилась сеть женских учебных заведений. В 1860 г. было издано «Положение о женских училищах». В 1870 г. оно было заменено «Положением о женских гимназиях и прогимназиях». Эти учебные заведения ставили целью дать ученицам религиозно-нравственное образование.В 1885 г. на Урале было открыто шесть женских гимназий. В них обучались 2190 учениц.

Но несмотря на это сель учебных заведений была очень не велика.

Потребность в квалифицированных специалистах вызвала необходимость в организации профессиональных учебных заведений.К середине 90-х годов на Урале действовали три горных училища — в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Турьинске. В Кунгуре, Перми и Красноуфимске были открыты технические училища, в Уфе — землемерное училище, в Вятке — земское для распространения сельскохозяйственных и технических знаний.

Также росли потребности в чтении, что послужило росту общественных библиотек (библиотека А. И. Иконникова).В 1885 г. на Урале было 34 библиотеки и 37 книжных магазинов.В 90-е годы в Перми действовали библиотеки: публичная, губернского земства, железнодорожная, статистического комитета, архивной комиссии, Смышляевская (до имени пермского купца Д. Д. Смышляева) и др. Широкое распространение в 80—90-х годах получили земские бесплатные библиотеки (в Перми – 221 библ.)

Одновременно развивалась на Урале и такая форма культурно-просветительной деятельности, как музейное дело. В 1886 г. в Уфе - краеведческий музей, основанный Уфимским губернским статистическим комитетом. Были открыты музеи в Миассе и. Златоусте.В 1871 г. краеведческий музей был основан в Екатеринбурге при Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ).

Таким образом, народное просвещение на Урале в пореформенный период сделало значительный шаг вперед. Определенный успех был достигнут в подготовке учительских кадров, в профессиональной подготовке населения, были заложены основы системы культурно-просветительной работы.

37. Наука и тех-ка на У. 2\2 19 в. Быстрый рост капиталистических отношений, ускорившееся развитие производительных сил, общественный подъем дали значительный толчок научной деятельности.

Урал - важный горнодобывающий районом => продолжающ рост интереса к району со стороны создан. в 1882 г. Геологического комитета. В этот период на У вели исследования (в основном по заданиям Геологического комитета) почти все выдающиеся русские геологи. Плюс большая роль в изучении – Р. университеты (Казанский, Московский, Петербургский, Томский) и научные общества: Русское географическое, имевшее с 1868 г. отдел в Оренбурге; Общество естествоиспытателей при Казанском университете; Московское общество любителей природы и др. но в большинстве случ – это носило любительский хар-р. На самом деле на У во 2 пол XIX в, не было создано ни одного научного учреждения или высшего учебного заведения, хотя вопрос об открытии университета неоднократно ставился уральской общественностью.

В этих условиях большинство проблем приходилось решать местным ученым-энтузиастам, которые в последней трети XIX в. создали ряд научных объединений, сыгравших выдающуюся роль в изучении края (1870 г. - Екатер по инициативе Н. К. Чупина, О. Ё. Клера - Уральское Общество любителей естествознания (УОЛЕ), по его инициативе была создана сеть метеорологических станций, осуществлялись также и фенологические наблюдения, велась работа по почвоведению, ботанике, зоологии, медицине, археологии.

По инициативе Общества 15 июля 1887 г. в Екатер была открыта Сибирско-Уральская промышленная (богатства и промышленность Урала). Также УОЛЕ создало специальную Пермскую комиссию Общества, ставшую научным центром по изучению Прикамья. В 1890 г. этой комиссией в Перми был основан Научно-промышленный музей (П. Н. Серебренниковы, Н. Н. Новокрещенных), котор сущ-л до 1899 г.

В 1888 г. в Перми была открыта губернская ученая архивная комиссия.Комиссия объединила вокруг себя большинство местных историков (В. Н. Шишонко, А. А. Дмитриев и др.) и археологов (Н. Н. Новокрещенных, А. Е. Теплоухов). Она проводила работу по сбору, систематизации и изучению архивных материалов не только в Пермской губернии, но и в Западной Сибири. С 1892 г. Комиссия начала выпуск «Трудов», в которых наряду со статьями по истории края публиковались и документы. Эти издания не потеряли своего значения и до настоящего времени..

На Урале появились и другие научные общества и организации: Уральское медицинское общество (1890 г., Екатер), Оренбургское физико-медицинское общество, Уфимский губернский музей (1864 г.). В них трудились известные в будущем ученые - И. М. Первушин (1827— 1900, математ., «число Первушина»), Ф. Н. Панаевуч (1856—1933, климатолог, в 1893 г. организовал Прикамскую сельскохозяйственную метеорологическую сеть), Ф. Абельс (1846—1929, метрология с 1885 г. директор Екатер обсерватории), Г. П. Гельмерсен (геолог, директор Горного института, вел исследования в 1865 г., в 1870 г, способствовал развитию каменноугольного производства на Урале) и т.д.

Проводился ряд обследований и экономического характера, которые в основном касались горнозаводской промышленности. Задача - найти выход из трудного положения, в котором оказалась горнозаводская промышленность края. Пр.: 1867 г. был командирован крупный экономист академик В. П. Безобразов (1828—1889), который должен был сделать заключения по вопросу о возможной передаче казенных заводов в частные руки Итог - исследование «Уральское горное хозяйство и вопрос о продаже казенных горных заводов», (1869 г.)

Летом 1899 г. на У – комиссия Д. И. Менделеева, в состав которой также:П. А. Замятченский (минеролог),С. П. Вуколов (химик), К. Н. Егоров (технолог). Цель: выяснить причины медленного развития и определить перспективы на будущее для уральской металлургии. Итог: исследование «Уральская железная промышленность в 1899 г.», вышедшая под редакцией и со статьями Менделеева.

Во второй половине XIX в. - значительная работа по изучению растительного мира У. (группа ученых-ботаников: С. И. Коржинский, П. Н. Крылов, А. Я. Гордягин).

Значительный вклад в изучение флоры края внесли и многие местные исследователи, нередко самоучки-энтузиасты. Из их числа следует выделить Клера и Теплоухова.

Во второй половине XIX в. на У. широко развертывается изучение местной истории. К числу наиболее выдающихся уральских историков этого времени принадлежал Н. К. Чупин (1842—1882), директор Уральского горного училища, создавший большое количество трудов по истории и географии Урала («Географический и статистический словарь Пермской губернии»), Д. Д. Смышляев (1826—1893, «Источники и пособия для изучения Пермского края»).Самым крупным историком Урала того времени был А. А. Дмитриев (1854—1902, преродаваьель Пермской гимназии, с 1882 г. начал активно занимается исследовательской работой. Им написаны - «Пермская старина» - систематический очерк, охватывающий историю края с древнейших времен до конца XVII в.

Развивались в крае и археологические исследования - О. Е. Клер, В. Я- Толмачев, составивший археологическую карту Урала; Н. Н. Новокрещенных, открывший и раскопавший один из крупных археологических памятников — Гляденовское костище, давшее название археологической культуре.Центрами археологического изучения края были Архивные комиссии и Археологическая комиссия УОЛЕ, созданная в 1890 г.,Вологодский составил «Программу этнографических исследований в Уральском крае» и создал этнографическую карту Урала

Таким образом, во второй половине XIX в. уральские историки, археологи, этнографы внесли значительный вклад в изучение края, сумели накопить обширный фактический материал, который в значительной мере был освоен последующими исследователями.

На Урале работали выдающиеся инженеры, сделавшие крупный вклад в развитие отечественной науки и техники.

В качестве координационного центра технической мысли края - Пермское отделение Русского технического общества (1891 г.). Создается ряд промышленных и горнотехнических заводских музеев (Горнозаводской музей в Нижнем Тагиле, основанный еще в 60-х гг 19 в., геолог Е. С. Федоров основал в 1894— 1895 гг. геологический музей на Турьинских рудниках). Инженеры У.: Н. В. Воронцов (1833—1893) — основатель Мотовилихинского завода, впоследствии директор Горного института, талантливый конструктор тяжелого оборудования: он создал 50-тонный паровой молот, долгое время бывший самым крупным в мире, и ряд прокатных станов, инженер-химик А. А. Самосатский (1845—1939) построил первый в России крупный содовый завод в Березниках. Металлург и изобретатель К. П. Поленов прославился целым рядом изобретений и усовершенствований, он ввел прокатку стальных рельсов, изобрел и применил прибор «фотомер» для определения температуры при обрезке рельсов в горячем состоянии, сохранились сведения, что изобретатель работал над проблемой электрического освещения и даже

сконструировал (задолго до Яблочкова) электрический фонарь, освещавший заводскую контору.

С Уралом связана деятельность Н. Г. Славянова (1854—1897), выдающегося русского электротехника, одного из изобретателей электрической сварки металлов. Работал на Мотовилихинском заводе и к 1888 г. он разработал основные принципы своего способа электросварки с применением металлических электродов и сконструировал сварочный полуавтомат (плавильник), написал книгу «Электрическая отливка металлов. Руководство к установке и практическому применению ее» (1892) Уроженцем уральского края является и выдающийся русский физик, изобретатель радио А. С. Попов. В пореформенный период заметную роль в научной и культурной жизни Урала и России продолжали играть уральские меценаты-горнозаводчики. Граф С. Г. Строганов, основавший в 1859 г. археологическую комиссию, положил начало целенаправленному изучению прошлого на основе материальных источников. В подготовке отечественных правоведов оставил свой след Демидовский лицей, открытый еще до отмены крепостного права в Ярославле. В 1874 г. в связи с ростом потребности в юристах различных специальностей лицей был преобразован в высшее учебное заведение. Таким образом, в изучаемый период наука и техника на Урале сделали значительный шаг вперед. Силами крупных русских ученых и местных исследователей-энтузиастов изучение края значительно продвинулось вперед.

38. печать, лит-ра и искусство 2\2 19 в

Во 2 пол. 19 в. демократические печать и литература на У по-прежнему испытывают жескую цензуру. Положение усугублялось невозможностью высказать свое отношение к действительности в «губернских ведомостях», стиснутых рамками правительственной программы. Большое распространение получает т.н. агитлитература.

Печать: Пермский рев-дем кружок (А. И. Иконников), в 1861 г. издал собственные рукописные агитационно-пропагандистские произведения: прокламацию «Послание старца Кондратия», три выпуска прокламаций под общим заголовком «Пора», листовка «Воля». Кроме листовок, в 60-е годы выходили бесцензурные рукописные периодические издания, в 1859—1860 гг. в Пермской семинарии подпольно издавался журнал «Семинарский колокол» (позднее «Семинарский звонок»).

Значительный интерес представляют рукописные журнал «Шадринский вестник» (1860—1862 гг.) и газета «Шадринская местность» (1862 г.), которые выпускал в с. Замараевском Шадринского уезда священник, будущий крупный русский математик И. М. Первушин (1827—1900). В них ставились социально острые вопросы, велась смелая защита интересов крестьянства.

Единственное на Урале легальное издание, возникшее во 2 пол 19 в. - научно-краеведческий «Пермский сборник» (1859—1860 гг.), ред. Д. Д. Смышляев. В сборнике: материалы по истории этнографии, статистике, фольклору, сельскому хозяйству, промышленности и народному просвещению края. Более того, были опубликованы статьи, посвященные народным движениям: Крестьянской войне 1773—1775 гг. под руководством Е. И. Пугачева и волнениям государственных крестьян Шадринского уезда в 1842 г.

В 60-е годы нач расти легальная периодика Урала: «Уфимские губернские ведомости» (1865 г.) и два новых для края типа издания: церковная газета «Пермские епархиальные ведомости» (1867 г.) и «Ирбитский ярмарочный листок» (1863 г.).

Самым важным в истории местной печати было рождение частной газеты. С 1872 г. стал издаваться «Уфимский листок объявлений и извещений». Вскоре подобная газета появилась в Оренбурге (1877 г.). Это было рекламно-коммерческое справочное издание, предназначавшееся для торговли и промышленности. Освещать факты общественной жизни стали первые крупные частные газеты «Оренбургский листок» (1876— 1906 гг.) и «Екатеринбургская неделя» (1879—1896 гг.).

В Троицкой гимназии, где действовал революционно-народнический кружок, примерно с 1878 г. начал выходить рукописный журнал «Бродяга», ред. П. П. Подбельский, П. А. Голубев. В журнале помещались сочинения кружковцев на политические и философские темы, а также статьи и прокламации из подпольных изданий. Пермские семинаристы, в свою очередь, в начале 80-х годов издавали рукописный журнал «Бурсак» (позднее «Окурок»).

В 80-е годы некоторые революционные кружки в Перми и в Екатеринбурге вынашивали идею создания подпольной типографии и выпуска нелегальной газеты. Но отсутствие сил и средств не позволили осущетвить эту идею в полной мере. Отдельным группам удалось в эти годы использовать примитивную еще множительную технику (Екатер - группа революционной молодежи применила для тиражирования прокламаций гектограф (1884 г.), Пермский народовольческий кружок наладил издание газеты «Школа»)

В 80-е годы, в период политической реакции правительство начинает борьбу с легальной российской периодикой (репрессии, запрещения).

Цензуру проходили те издания, котор считались абсолютно безвредными (на У – 9 новых легальных изданий: две газеты церковно-религиозные, одна — «Деловой корреспондент» (1886—1898 гг.) — «газета справок и публикаций», остальные — научные, сугубо специальные «Пермский метеорологический бюллетень» (1886—1905 гг.) и т.д.

В конце 19 в. на У - подъем эк и культ =>отразилось на динамике и характере местной легальной периодики. Количество легальных изданий, возникших в 90-е годы 19 в.превысило число таких изданий, родившихся на Урале за 100 предыдущих лет. Пр.: «Тургайская газета» (Оренбург, 1895—1910 гг.), «Оренбургская газета» (1897— 1907 гг.) Монархическая и церковная пресса постепенно перестает пользоваться популярностью. Пополнилась группа научно-краеведческих изданий (+7 шт.), по сельскому хозяйству, медицине, метеорологии и др., группа газет (+ 10 шт.). Наряду с рекламно-справочными листками возникли специализированные газеты («Справочный листок Курганской сельскохозяйственной и кустарной выставки» (1895), «Рудокоп» (Екатер, 1897— 1904) и др. «Общественно-литературные» газеты по-прежнему стремились стать и политическими. Вместе с тем в них усиливается экономическая тематика.Горнопромышленный профиль хозяйства Урала сказался на тематике некот изданий («Урал», «Уральская жизнь» (Екатеринбург).

В середине 90-х годов на У. набирает обороты Пролетарская подпольная журналистика: рукописными листовками (А. С. Тютев, 1897 г.) Дальнейшее развитие листковой литературы связано с деятельностью марксистских кружков (Екатер соц-дем группа в 1898—1899 гг, - «Товарищи!», «1 Мая»)

В 90-е годы среди учащейся молодежи появились первые на У. рукописные марксистские журналы. Так, в конце 90-х годов рукописные «Опыт» и «Досуг» издавали участники марксистского кружка в Кунгурском техническом училище.

Литература: Большой шаг вперед в пореформенный период сделала уральская литература. На У появились крупные писатели: Ф. М. Решетников (1841 —1871, "Где лучше?»), произведения о жизни рабочих, А. А. Кир-пищикова (1838—1927), рассказы «Антип Григорьевич Мережин», «Порченая»; Д. Мамин-Сибиряк все крупные худ достижения писателя связаны с уральской тематикой, очерк «Бойцы», «Уральские рассказы», «Золото» и т.д. Современником Мамина-Сибиряка был талантливый писатель М. В. Малахов (1852—1885). В его очерках «Около золота и меди», «На золотом прииске» даны картины жизни и труда рабочих северных приисков.

Развитие периодической печати в Екатеринбурге способствовало формированию новых писательских сил. Ред «Екатеринбургской недели» с 1886 г. был П. Н.Галин (1835—1908) Он выступал как фельетонист и был, по словам П. П. Бажова, популярен среди рабочих, которые принимали фельетонную развязность за подлинную силу критики. Близким другом Мамина-Сибиряка был другой прозаик 80-х годов — Н. В. Казанцев (1849—1904), организовал в 70-е годы коммуну земледельцев около Петропавловска, он рано был прикован к постели тяжелой болезнью. Уже больной, Казанцев начал печататься как в местной, так и в столичной прессе. В 1898 г. им был выпущен в Екатеринбурге сборник психологических рассказов на моральные темы. В 80-е годы в «Екатеринбургской неделе» стали появляться стихотворения Е. С. Ушковой (1863—1938) и Ф. Ф. Филимонова (1862—1920). Таким образом, мы можем видеть, что литература У продолжала развиваться и откликалась на происходившее в стране.

театр: с отменой крепостного права появляется новый зритель, но действует одна труппа, репертуар составляли легковесные комедии и водевили- «Час от часу не легче» «женщины –арестантки». Необходимо новое здание театра, собрали пожертвований 100 тыс руб, 1878- здание построено, в качестве антрпренера пригласили Медведева, он подобрал труппу (Давыдов, Рунич, Иванова- старейшая уральская актриса, Бабиков). 1878-1879 привез на У. профессиональный оперный коллектив, гастролировал по городам. 1895 – Пермь первый провинциальный город, театр которого содержится на городской думой. 1876- в Уфе выстроен новый театр, деревянный сгорел. 1868- здание манежа Оренбурга переоборудовано в театр. Профессиональные труппы появл в Челябинске, Кургане, Троицке. Широко распротранены самодеятельные заводские театры в Н. Тагиле, Березниках, Югокамске- более демократичные, зритель= рабочие! Музыка: 1874- в Перми официальный музыкальный кружок (98 членов, дали 21 концерт.), 1880- то же в Екат-ге, насчитывал 177 членов, среди них Гилев, организовал певческую капеллу, систематически проводились камерные концерты). цель- пропаганда муз произведений, В 1886- выпускник Миланской консерватории Кабелла открыл в Перми муз школу. 1885- в Уфе общество любителей пения. Архитектура: центральные части городов благоустраиваются, появляется керосиновое, газовое уличное освещение, водопровод. Стиль – соединение различных архит стилей, пример Мариинская женская гимназия в Перми (с\х институт). Промышленного строительства мало, но то, новое что было (В Мотовилихе, Березниках, Злотоустье) существенно отличалось! Живопись: гл тема- природа. С прикамьем связано творчество Шишкина (родился в г.Елабуга на Каме) «Пихтовый лес на Каме», «Кама», «Корабельная роща»; передвижник Ярошенко «ночь на Каме», «в ожидании обеда», «Золотоискатель»- изображение рабочих., Верещагин- первый обратился к пейзажам горного урала. Первая школа рисования и живописи Шанин открыл. 1887- научно-промышленная выставка Урала. Прикладное ис-во: упадок пермской деревянной скульптуры, тагильской лаковой живописи, камнерезное искусство. Преобладает реалистическое направление в ис-ве. Появились кустарные изделия из мягких пород камня, вырабатывают в Осинском и Кунгурском уездах. Расцвет Каслинское литье. (Канаев, Бах-худ руководители завода). Торокин- скульптор-самоучка, литейщик «старуха с прялкой» «углевоз» «крестьянин на пашне». Каслинский завод 1896- по проекту Ширшова создали чугунный павильон для всероссийской худож-прмышленной выставки в Н. Тагиле. Подъем златоустовских-оружейников (Серовиков, Варламов, Мешалкин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: