double arrow

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ КОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

I. Понятие экономики. Экономика и история экономических учений

II. Особенности метода изучения истории экономических учений

III. Структура курса

ТЕМА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

I. Особенности экономической мысли древнего мира

II. Экономическая мысль древнего Востока

III. Экономические учения Древней Греции

IV. Экономическая мысль Древнего Рима

ТЕМА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА И ГЕНЕЗИСА КАПИТАЛИЗМА

I. Социально-экономическая характеристика периода феодализма в Европе

II. Экономические учения западноевропейского средневековья

III. Критика феодализма и обоснование буржуазного предпринимательства: М. Лютер и Ж. Кальвин.

IV. Меркантилизм – экономическое учение эпохи первоначального накопления капитала: идеи и представители

ТЕМА IV. КЛАССИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

I. Критика меркантилизма

II. Экономические взгляды У. Петти

III. Экономические взгляды П. Буагильбера

IV. Физиократы: основные идеи и представители

V. А. Смит и его учение

VI. Д. Рикардо и его учение

VII. Мелкобуржуазная политическая экономия и критика капитализма: С. Сисмонди и П. Прудон

VIII. Разложение классической буржуазной политической экономии: Дж. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Т. Мальтус

ТЕМА V. НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

I. Основоположники исторической школы Германии.

II. Старая историческая школа

III. Новая историческая школа

IV. Новейшая историческая школа

ТЕМА VI. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА

I. Экономическое учение Сен-Симона

II. Экономическое учение Фурье

III. Экономическое учение Оуэн

IV. Формирование экономических идей К.Маркса

ТЕМА VII. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА XIX ВЕКА

Маржиналистская революция. Условия возникновения маржинализма

II. Г. Госсен и его вклад в науку

III. Австрийская школа предельной полезности: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк

IV. У. С. Джевонс и его вклад в экономическую науку

V. Математическая школа политической экономии и ее представитель Л. Вальрас

VI. Американский маржинализм. Дж. Б. Кларк

VII. А.Маршалл как крупнейший представитель неоклассической школы

ТЕМА VIII. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

I. Предмет и метод институционального анализа

II. Становление и развитие американского классического институционализма

III. Экономические идеи У. Ростоу и Дж. Гэлбрейта

IV.Институционально-социологическое направление экономической науки. Идеи Д. Белла и Э. Тоффлера

ТЕМА IX. КЕЙНСИАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

I. Сущность кейнсианской революции. Вклад Д. Кейнса

II. Кейнсианство как направление экономической теории XX века

III. Эволюция кейнсианства

IV. Экономические идеи Дж. Дьюзенберри и Ф.Модильяни

ТЕМА Х. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

I. Монетаризм как неоклассическое направление экономической науки

II. Теория экономики предложения

III. Теория рациональных ожиданий

IV.Экономические идеи В.Леонтьева

V.Экономические идеи Дж. Катоны как представителя психологической экономической теории

ТЕМА ХI. НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

I. Предмет, особенности методологии и направления исследований неоинституционализма

II. Трансакционный анализ Р. Коуза

III. Теория прав собственности А. Алчиана

IV.Теория экономических организаций

V.Теория общественного выбора

ТЕМА ХII. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

I Особенности русской социально-экономической мысли в 19-м веке

II.Историческая школа и институционализм в России

III.Экономико-математическое направление русской экономической мысли и его представители

IV. Экономические идеи М. И. Туган-Барановского

V. Экономические идеи А. В. Чаянова

VI. Экономические идеи Н.Д.Кондратьева

VII. Концепции и реформы социалистической экономики второй половины ХХ века и их авторы


ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

I. Понятие экономики. Экономика и история экономических учений

II. Особенности метода изучения истории экономических учений

III. Структура курса

I. Производство материальных и нематериальных благ, необходимых для жизни людей, лежит в основе их жизнедеятельности. В наиболее общем виде наука о производстве этих благ, их распределении, обмене и потреблении и есть экономика, или экономическая теория. Однако экономика – это и само производство благ, необходимых для жизни людей. Понятие «экономика», таким образом, двойственно.

Во-первых, это сфера создания материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих жизненно важные потребности. Более конкретно это совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающих общество жизненно важными благами и услугами. В силу разделения труда общественное хозяйство распадается на отдельные отрасли, комплексы отраслей (машиностроительный, топливно-энергетический, агропромышленный и др.), экономические районы и инфраструктуру (совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей, – транспорт, связь, системы водообеспечения и др.) Эта сторона экономики предполагает взаимодействие человека с природой в процессе создания благ.

Во-вторых, экономика – это совокупность производственных отношений между людьми по поводу создания, распределения, обмена и потребления благ. Производство носит общественный характер, поскольку почти всегда ведётся коллективом людей, организованным определённым образом. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместных действий. Чтобы производить, люди вступают в определённые связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство. Исходным моментом является непосредственное производство, ведь если блага не созданы, то нечего распределять, обменивать и потреблять. Распределение определяет долю каждого человека в созданном богатстве. Она зависит в первую очередь от количества производимых благ, подлежащих распределению. Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, поскольку люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен – процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Потребление означает использование благ. Поскольку эти блага исчезают в процессе потребления, их нужно вновь и вновь производить, то есть воспроизводить.

Связи в экономике бывают двух видов: натуральные и рыночные. Отсюда, если продукт из производства поступает непосредственно в потребление, - это натуральное производство. Если продукт поступает в потребление через обмен товарами, - это товарное производство.

Современные представления об экономике так же сложны, как сложны её структура и она сама. Экономическая теория сегодня – результат длительного исторического осмысления науки о производстве благ. Остается в силе указание К.Маркса и Ф.Энгельса, сделанное ими в одном из ранних произведений («Немецкая идеология»), что существует одна единственная наука – наука истории, которую следует рассматривать с двух сторон: как историю природы (естествознание со всеми отраслями и подотраслями – история подчинения сил природы человеку и человечеству); как историю людей, развития общества – общественные науки. Они исследуют общество с разных сторон. Не последнее место среди них занимает история экономических учений.

Что же такое экономическое учение? Это система представлений об общественном производстве благ и их использовании на определённых ступенях развития общества, то есть система представлений об экономике. Предметом науки является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены исторических взглядов основных социальных групп на экономику на разных исторических этапах.

Можно попытаться выделить некоторые важнейшие признаки экономического учения, поскольку не любая совокупность представлений об экономике может быть названа экономическим учением. К таким признакам можно отнести следующие:

1. взгляды на экономику, взаимосвязанные единым замыслом, то есть представляющие собой взаимосвязанную совокупность представлений о том, что есть экономика и общественное производство. Причём учение опирается на предшествующие теории, дополняет, развивает и совершенствует имеющиеся представления. Выдвигаются новые положения, аргументируются основные идеи;

2. взгляды тех исторических личностей, которые оставили след в истории экономической науки. Как правило, труды их были опубликованы, имели общественный резонанс, сторонников, обсуждались и пропагандировались;

3. взгляды не просто в отдельной области экономического знания, а относящиеся к обществу в целом и организации его экономики, объясняющие наиболее общие и фундаментальные процессы социально-экономической жизни. Поэтому в курсе истории экономических учений изучается преимущественно история политической экономии, или история экономической теории;

4. взгляды, не только объясняющие экономические отношения своего времени, но и имеющие общечеловеческую ценность, характерные для всякого общества и всякого производства, то есть общие закономерности развития экономики. К ним можно отнести представления о товаре, цене, богатстве общества и т.п.;

5. взгляды, имеющие практический выход на экономику, то есть практические рекомендации по организации экономики для отдельных её участников, в том числе для государства, рекомендации в области экономической политики;

6. взгляды, имеющие прогрессивный характер для развития общества. Ни одно экономическое учение не вечно и рано или поздно образует материал для новых представлений. Критерии же прогресса едины. Очевидно, к ним можно отнести следующее:

- обоснования наиболее эффективных методов хозяйствования, ведущих к быстрому росту производительности труда и общественного богатства;

- защиту производственных отношений, обеспечивающих простор развитию производительных сил;

- получение всё более обширных представлений об обществе и его экономике, обеспечивающих системность знаний, создание стройной и логически непротиворечивой теории.

II. Основными методологическими принципами изучения истории экономических учений могут служить следующие:

1. обоснование исторических и социально-экономических условий возникновения теории. Отсюда для изучающих данный предмет необходимо знание истории в широком смысле. Особенно важен период капиталистического развития стран Запада. Следует иметь в виду следующие обстоятельства. Экономическая мысль не есть функция производства, автоматическая функция его расширения. В мире очень часто в период упадка производства мысль достигала расцвета. Очевидно, поиск путей улучшения ситуации требует особого сосредоточения мысли, находящего выход в создании теории. Кроме того, источник развития экономических идей – в изменениях и противоречиях хозяйственной жизни общества, в столкновении интересов различных классов и социальных групп и вместе с тем в противоречиях внутри самой теории. Интерес к теории резко возрастает и обостряется на переломных этапах развития общества. При плавном, эволюционном, развитии общества упор в научном исследовании делается на прагматических, прикладных аспектах науки.

Для соблюдения данного принципа особую важность имеет проблема периодизации истории. Студентам хорошо известен марксистский критерий периодизации общества и деление исторических этапов развития общества на общественно-экономические формации и соответствующие им способы производства. Следует иметь в виду, что такое деление развития общества на этапы не является единственно признанным в обществоведении, и поэтому следует обратить внимание на то, что существуют другие периодизации. Так, например, широко известна классификация Э. Тоффлера – три стадии в развитии общества: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. Популярна также теория У. Ростоу и др.;

2. выявление социальных корней экономической теории - другой важнейший методологический принцип. Корни экономической теории часто обнаруживаются при изучении противоречий, антагонизмов эпохи. Такие антагонизмы – результат борьбы классов и основных социальных групп, имеющих свои интересы. Как правило, экономическая теория прошлых веков отражала экономические интересы определённого класса общества. Большинство теорий направлено на поиски путей сглаживания противоречий в экономике и в обществе;

3) учёт конкретно-исторических особенностей создания теории и особенностей жизни отдельных экономистов. При изучении истории важны конкретные исторические факты, объясняющие зачастую взгляды тех или иных экономистов, учёт религиозных, семейных, физических особенностей жизни отдельных личностей в соответствующий исторический период;

4) необходимость выделения основных течений экономической мысли соответствующей исторической ступени, группировки взглядов экономистов, их сопоставления, сравнения между собой. В результате требуется умение назвать основные течения мировой экономической мысли за весь период её развития, то есть за несколько веков или даже тысячелетий. Причём следует также вырабатывать умение довести знания до современной эпохи, чтобы постараться увидеть корни современных экономических представлений в прошлом;

5) связь прогресса экономических учений с прогрессом других наук о природе и обществе. В особенности необходимо проследить прогресс конкретных экономических наук: статистики, финансовых дисциплин и др., - а также развитие тех наук, от прогресса которых в значительной степени исторически зависел прогресс экономической теории. Это, а первую очередь, математика, а также поведенческие науки: психология, этика и др.

III. В курсе истории экономических учений целесообразно изложить следующие разделы:

- Экономические учения древнего мира

- Экономические учения периода феодализма и генезиса капитализма

- Классическая буржуазная политическая экономия

- Немецкая историческая школа

- Экономические идеи представителей утопического социализма и экономическое учение марксизма

- Неоклассическая экономическая наука 19-го века

- Институциональная экономическая теория

- Пересмотр неоклассических традиций. Кейнсианство

- Основные направления неоклассической экономической науки

ХХ века

- Неоинституционализм

- Русская экономическая мысль

ТЕМА II ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

I. Особенности экономической мысли древнего мира

II. Экономическая мысль Древнего Востока

III. Экономические учения Древней Греции

IV. Экономические учения Древнего Рима

I. Первые в истории человечества экономические представления появились там, где возникли первые цивилизации. В истории древнего мира первыми цивилизациями были восточные общества, развитие которых начинается примерно в VII тыс. до н.э. Несмотря на то, что становление и развитие европейских цивилизаций происходит гораздо позже – в I тыс. до н. э., можно выделить ряд существенных общих черт, характерных для развития учений древнего мира в целом, а значит и для становления экономической мысли.

Для экономической мысли древности характерны отдельные представления, и даже догадки об основах экономики, их незрелость и непоследовательность. Экономическое знание во многом носит догматический характер. Нет оснований говорить о возникновении в древнем обществе цельных экономических учений и тем более об экономической теории как взаимосвязанной совокупности экономических представлений. На этом основании некоторые учёные считают возможным не включать древнюю экономическую мысль в курс изучения истории экономических учений. Тем не менее, важнейшие догадки об основах экономики принадлежат именно древнему миру и возникли в древней экономике.

Экономическая мысль, конечно, была окружена богатым воображением первобытного человека и религиозным мистицизмом. Человек чувствовал свою слитность с природой, и общественные явления рассматривал часто и преимущественно как результат действия природных сил. Это с одной стороны. С другой стороны, особенностью экономической мысли древнего мира была её неотделимость от политико-правовой основы существования. Поэтому экономические учения часто совпадают с учениями о государственном управлении, а также являются частью социально-философских сочинений. Всё это предопределило разнообразие источников, из которых современный человек черпает знания об экономике древнего мира и представления о ней:

1. Так как производственный опыт передавался через родовую память, то важнейшим источником знаний является устное народное творчество: мифы, сказки и легенды. Этому творчеству ранее уделялось недостаточно внимания. Исследование многих его разделов началось лишь в ХХ веке.

2. Другим источником служат документы, непосредственно отражающие хозяйственную деятельность: переписи населения, юридические акты, финансовые документы и т.п.

3. Важный источник знаний – сочинения по искусству государственного управления и социально-философские сочинения отдельных личностей. Многие из них носили догматический характер и трактовались априорно, как закон. Для древневосточных обществ характерен символизм, иероглифы, в том числе и в вопросах организации и управления государственным хозяйством.

Именно в государствах древнего мира произошло становление конкретных экономических дисциплин: учёта и анализа хозяйственной деятельности, статистики, управления, аграрной экономической науки. Многие мыслители древности были не просто влиятельными людьми своего времени, но и агрономами, государственными чиновниками, юристами и т.п.

Наибольшее количество экономических источников мы находим у тех обществ, где сложились первые государства и сформировались первые классовые отношения. Исследование экономической мысли начинается с анализа экономических представлений именно этих народов. Можно условно подразделить цивилизации древности на две большие группы, отметив существенную разницу между ними. Это народы Древнего Востока и народы эпохи античности - Древней Греции и Древнего Рима. В развитии первой группы государств решающую роль сыграла общественная организация труда, что даёт основание говорить о формировании там азиатского способа производства. Что же касается европейских государств античности, то развитие собственности отдельных семей на средства производства и рабочую силу предопределило становление античного способа производства.

Для азиатского способа производства характерны господство естественных производительных сил над общественными, коллективистские узы первобытности, ведущая роль совместной кооперативной формы труда по созданию и поддержанию ирригационной системы, террасированию склонов, вырубке леса, ведению зернового хозяйства, охране территории и т.п. К общественным работам привлекалось почти всё население. Первоначально это были работы, необходимые для нормального течения воспроизводственного процесса. В дальнейшем труд крестьян и ремесленников использовался не только для создания хозяйственных объектов, но и сооружения грандиозных пирамид, царских усыпальниц, храмов и т.п.

Государство вырастает из первобытного общества, поэтому в обществе сохраняются остатки племенной собственности. Верховная государственная власть на землю в этот исторический период сочетается с частным землевладением и общинным землепользованием, но частные хозяйства носят подчинённый характер. Ведущая роль коллективной формы труда, патриархальная связь земледелия и ремесла внутри общины, господство натурального хозяйства, высокая степень зависимости трудящихся от государства превращают земледельческую общину в устойчивое образование. Её консервативность является причиной кастовости и застойности общества. Это раннеклассовое общество, в котором прибавочный продукт не используется на развитие индивидов, а отбирается и паразитически потребляется государем-деспотом и его окружением. Такое общество было лишено устойчивых стимулов к развитию. В дальнейшем оно распадается. На Древнем Востоке возникает и рабство. Считается, что там оно зародилось в IV тыс. до н. э. Однако рабство сосуществует с сельской общиной.

II. Одними из наиболее древних восточных государств считаются те, которые возникли в долине Тигра и Евфрата (Месопотамия) в VII-IV тыс. до н. э. Основным условием земледелия в этом районе была ирригация, требовавшая коллективного труда. Поэтому всё население привлекалось к общественным работам. Большое значение приобрели кабала и развитие долгового рабства. Центром хозяйственной жизни были храмы. Храмовые земли раздавались государственным чиновникам. В истории этих государств мы находим первые сведения об аренде и субаренде, ростовщичестве и найме.

Источники экономической мысли дают примеры того, что государство с помощью закона пытается регламентировать экономическую жизнь. Наиболее известный среди них – кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) Основная тема законов – создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Так, например, запрещалась продажа за долги земельных наделов царских воинов, ограничивалось ростовщичество (20% в денежной и 33% в натуральной форме); долговое рабство независимо от суммы долга ограничивалось тремя годами. Развитие ростовщичества приводит к возникновению «деловых домов», выполняющих функцию первых банков (дом Эгиби, дом Мурашу). Вкладчики получали 13% в год на свой денежный вклад, заёмщики обычно платили 20%.

Предположительно именно в этом районе мира в более позднее время возник и древнейший раздел Библии – Ветхий завет (XIII-II вв. до н.). Впоследствии его канонизировало христианство. К важнейшим экономическим положениям Библии относятся критика системы наёмного рабства, ростовщичества, осуждение роскоши и богатства, другие социальные обличения.

Одна из первых стран, где разложение первобытного строя привело к образованию государства – Древний Египет (IV тыс. до н. э.). В Египте возникли земледельческие общины и ведомства: финансовое, военное и общественных работ. Общественные работы были необходимы для регулирования режима Нила. Уже в III тыс. до н. э. там орошаются земли. Вера в религиозные силы и загробную жизнь порождает отвлечение значительной части ресурсов на обеспечение загробного существования (строительство гробниц, пирамид и храмов). Отсюда религиозная литература, памятники письменности, дошедшие до наших дней. Одним из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.). В нем царь призывает заботиться о поощрении чиновников, чтобы аппарат работал «как один отряд». Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий, и в качестве апологии профессии чиновника можно рассматривать труд «Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи». В нём отмечается необходимость обучения, чтобы занять высокое положение в государственном аппарате. Иначе сына ждёт карьера воина, жреца, ремесленника или земледельца. Автор писал, что нет занятий, свободных от начальников, кроме как у писца. Поучения являются и важнейшим документом об управлении государственным хозяйством на его различных уровнях. Поскольку фараон – верховная власть, в его функции входит защита жизни граждан от внешних врагов и забота о подчинённых. Для чиновника, как считал летописец, необходим был кодекс поведения, чтобы выбиться в люди.

Интересны представления древних египтян о частной собственности. Первоначально она отождествлялась исключительно с пользованием. Причём расширение собственности происходило за счёт государства. В памятниках Древнего Египта мы находим и сведения о первых деньгах: зерне, меди, серебре.

Основные течения общественной мысли Китая относят к VI-III вв. до н.э.Огромную роль в ней сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы /551-479 гг. до н. э./. Основной источник его учения – сборник «Лунь юй» /«Беседы и суждения»/, записанный его учениками. Конфуций предложил программу совершенствования человека и управления государством. Государство он рассматривал как одну большую семью, а правителя – как «отца народа». В отношениях между людьми особое место уделялось уважению к старшим. Богатство, по его мнению, необходимо распределять как можно более равномерно и добиваться принципа социального равновесия при сохранении рабства. Конфуций впервые выдвинул теорию «естественного права»: бог лишь первопричина мира, но жизнь подчинена естественным законам, которые постигаются разумом и охраняются юридическими гражданскими законами, что есть естественное право.

Особое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает трактат «Гуань-цзы» /IV в. до н. э./. В нём разработана глубокая для своего времени система регулирования хозяйства, а также содержится большое количество экономических положений. В сочинении высказываются мысли о том, что труд – источник могущества государства, а обмен товарами эквивалентен. Утверждается, что рынок отражает порядок и беспорядок в состоянии хозяйства. Ставится проблема защиты хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен. Если правитель сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна будет в устойчивом состоянии. Земледелие считалось важнейшим занятием, хотя поощрялись и ремесло, и торговля. Уровень налогообложения предлагалось устанавливать исходя из плодородия земли. «Гуань-цзы» выдвинул принцип «уравновешивания хозяйства». Для этого в руках правителя необходимо накапливать фонды, особенно в период дешевизны продуктов. Пускать их в оборот необходимо в период дороговизны, получая в казну больше прибыли.

В истории Древней Индии крупнейшим памятником является «Артхашастра» - трактат об искусстве политики и управления государством, который приписывается Каутилье – советнику царя /конец IV в. до н. э./. Слово «артха» означает «польза», «материальная выгода». И хотя в значительной степени имелась в виду выгода политическая, но и экономические моменты в ней есть. «Шастра» - это наука, научное произведение. Таким образом, это произведение является руководством по общим принципам политики, /в том числе экономической/ и права. Государственный аппарат Древней Индии, судя по этому произведению, составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. Земледелие находилось на особом положении. Земля предоставлялась в личное пользование при условии уплаты налогов. С помощью государства предлагалось строить оросительные системы и помогать делать это общинам. Руководитель финансового ведомства должен собирать средства из «прибыли» государственных хозяйств, а также из всевозможных налогов и пошлин. Необходимо вести учёт доходов и расходов. Государство должно предоставлять средства на развитие промышленности и торговли, проведение общественных работ. В трактате подняты и теоретические вопросы: проблема стоимости вещей связывается напрямую с количеством дней работы, вознаграждение за труд связывается с результатами труда.

III. Развитие Древней Греции относится к более позднему историческому этапу развития – I тыс. до н. э. Основу экономических отношений в этот период составляло рабство. Условно можно выделить две стадии в развитии экономики классической древности:

- патриархальную систему рабства, в которой ещё господствовало мелкое крестьянское хозяйство и самостоятельные ремёсла;

- рабство как основу производства, связанную с появлением крупного рабовладельческого земледелия.

В Греции переход первой стадии ко второй можно отнести примерно к середине I тыс. до н.э. На экономическое развитие страны оказали влияние особенности её становления как государства. Во-первых, это бурное развитие и возвышение городов. Можно сказать, что греческая культура – культура городская, она носила городской характер и была явлением городского происхождения. Именно в Греции появился античный полис – город –государство, основу которого составляли городское земледелие и ремесло. Такими городами были Афины, Коринф и др. Именно в городах началось строительство, возникли промышленные предприятия – эргастерии, появились флот и внешняя торговля. Во-вторых, на развитие страны повлияло географическое положение Греции как перекрёстка путей мировой торговли и мировых связей в то время. Бежав от рабства, люди оседлали в городах. Но рабство возникало и в городах, так как скупка рабов происходила и в других странах. Источником знаний о развитии экономики Древней Греции являются законы полиса, /например, закон Солона/, выступления и трактаты философов и историков / «Законы» Платона, «Афинская политика» Аристотеля и др./.

Экономическая мысль развивалась, но наибольшего своего расцвета в Греции достигла в период начавшегося упадка рабовладельческого хозяйства – в IV в. до н. э. Основные проблемы - поиск устойчивого типа рабовладельческого режима, во-первых, и наиболее выгодное сочетание товарного производства с натуральным, во-вторых.

К особенностям экономической мысли можно отнести следующие моменты:

1. Экономическая мысль не смогла обособиться в самостоятельную науку и развивалась в связи с философией, социологией, этикой, политикой, хотя эти науки также находились в зачаточном состоянии.

2. У экономических сочинений почти не было фактологической опоры, и только отчасти использовался статистический материал для экономических обобщений. Отсюда в сочинениях много фантастических и произвольных конструкций. Очевидно поэтому некоторые современные исследователи считают, что Платон был больше поэтом, чем учёным. Отчасти этим объясняется то обстоятельство, что подход к экономике с точки зрения выгоды был чужд греческим мыслителям. Их мысль была направлена на сложные политические и моральные обобщения, рассмотрение экономического строя с точки зрения должного /зачатки нормативного подхода/. Именно с этим подходом связана критика торгово-промышленной направленности греческой экономики, характерная для греческих мыслителей. Основные экономические проблемы решались с позиции натурального хозяйства, авторы рассматривали в основном качество товара, его потребительную, а не меновую стоимость. В целом для мыслителей Древней Греции имеет важное значение именно моральная точка зрения на богатство. Ее можно рассматривать как признак натурального, а не товарного хозяйства.

3. Практические выводы, следующие из греческих сочинений, направлены на организацию рабовладельческого производства и эксплуатацию рабов. У самих рабов мы не находим экономических идей, хотя проблема рабства доминировала в экономических отношениях. В то же время в экономических трудах сильны и крестьянские мотивы, направленные на экономическую защиту самостоятельного производителя.

Зачатки экономической мысли содержатся в приписываемых Гомеру /X-VIII вв. до н.э./ поэмах «Илиада» и «Одиссей», в которых нашла отражение натурально-хозяйственная концепция. В произведении Гесиода «Труды и дни» /VIII-VII вв.до н. э./, относящемся к периоду перехода к полисной системе рабовладения в условиях разложения родового строя, показана огромная власть богатства. Выражая интересы крестьянства, автор провозглашает социальным идеалом крепкое крестьянское хозяйство земледельцев, основанное отчасти на труде рабов. Вместе с тем, отражая страх крестьянства перед экспансией рабовладения и всевластием богачей, он писал о некогда существовавшем «золотом веке», когда не было социального угнетения и необходимости тяжёлого физического труда.

В VII-VI вв. до н. э. завершается формирование полисной системы. Рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развиваются торговля и ростовщичество. Наиболее известны в этот период реформы Солона /594 г. до н. э./. Запрещение долгового рабства, которое стало главным образом уделом иностранцев, явилось одним из важнейших положений этих реформ.

Представление об экономической мысли Древней Греции периода расцвета рабовладения дают мероприятия, проводившиеся в Афинах Периклом /444-429 гг. до н. э./. Он развернул гражданское строительство, заботился о развитии ремесла и торговли. Экономическая политика Перикла ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства.

Экономическая мысль периода кризиса рабовладельческого общества представлена наиболее значительными мыслителями древности, среди которых выделяются Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт /ок. 430-354 гг. до н. э./ - представитель богатой афинской аристократии. Термин «экономия» введён предположительно им /«ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон/. В своём трактате «Домострой» он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремёслами и торговлей. Его идеалом являлось замкнутое натуральное хозяйство. Рабство Ксенофонт считал естественной формой эксплуатации, а рабов – говорящими орудиями. Однако он осознавал низкую производительность труда рабов и рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы, применяя их к усердным рабам. Одним из первых он проанализировал разделение труда и подошёл к пониманию степени зависимости разделения труда от размеров рынка. Он считал, что рабовладельцы должны использовать товарно-денежные отношения для укрепления натурального хозяйства. Представляют интерес и высказывания Ксенофонта о деньгах. Из всех функций денег он признавал лишь две: средство обращения и сокровище. Вместе с тем древнегреческий мыслитель осуждал ростовщичество и использование денег для получения их прироста.

Платон /427-347 гг. до н. э./ - главный идеолог афинской аристократии, ученик Сократа. Наиболее известны его сочинения «Государство» и «Законы». В первом из них сформулирован проект идеального государства, во втором – государства, близкого к реальной действительности. В идеальном государстве существуют лишь три сословия: 1/ философы, управляющие обществом; 2/ стражи /воины/, образующие аппарат управления; 3/ чернь /земледельцы, ремесленники и торговцы/. Рабы не относились ни к какому из сословий. По мнению Платона, у первых двух сословий не должно быть никакой собственности, их потребление организуется на уравнительных началах. Зато третье сословие, обеспеченное собственностью, должно работать исключительно на удовлетворение потребностей первых двух сословий.

В «Законах» Платона делит всё население на классы по уровню материальной обеспеченности. По жребию население получает у государства дом и надел. Земледелие Платон считал наиболее важной отраслью экономики, ремесло у него менее почётно, а торговля не почётна вовсе.

Рабство есть естественная и вечная форма эксплуатации. Понимая политическую опасность рабовладения, он советовал проявлять по отношению к рабам больше гуманности. Затрагивая вопросы товарного производства, он высказывал мысль о том, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров. Одним из первых Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причём цена должна обеспечивать умеренную прибыль для продавца.

Аристотель /384-322 гг. до н. э./ - наиболее значительный и плодовитый мыслитель Древней Греции. С именем Аристотеля связаны наиболее существенные достижения греческой экономической мысли. Ему приписывается написание около 1000 книг. Основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Политика» и «Никомахова этика». Выделим наиболее существенные социально-экономические проблемы, занимавшие Аристотеля.

1. Проблема рабства. Аристотель объективно искал пути преодоления кризиса рабовладельческого общества. Несмотря на то, что сам он не был выходцем из аристократического сословия, он защищал рабство, был мелким рабовладельцем и пользовался услугами рабов. Греческая интеллигенция, к которой принадлежал Аристотель, была свободна от физического труда благодаря рабам. Аристотеля серьезно занимала проблема морального оправдания рабства. Противопоставляя физический и умственный труд и считая умственные способности рабов ограниченными, он писал о том, что рабом является тот, кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать приказания, но сам рассудком не обладает. Раб, по его мнению, не способен к добродетельной жизни, поэтому должен оставаться порабощенным. Он писал и о том, что природа желает, чтобы и физическая организация рабов отличалась от физической организации свободных людей: тело раба мощное, пригодное для выполнения физического труда, свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ.

2. Проблема структуры экономики. У Аристотеля мы находим зачатки представлений о структуре производства и попытку рассуждать об объективном мире исторически. Так, экономика у него подразделяется на три вида деятельности:

1) промышленную деятельность в широком смысле /включая торговлю/. Наиболее важной и почётной сферой деятельности признавалось земледелие, ремесло считалось более низким занятием;

2) ростовщичество как вид хозяйственной деятельности. В Древней Греции значительное количество патрициев занимались отдачей денег в долг под высокие проценты. Искусство наживать состояние путём торговли и ростовщичества Аристотель называл «хрематистикой». Понимая необходимость торговли, он различал два вида хрематистики: основанная на производстве поощряется, основанная на обращении порицается. Процент же есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта – наиболее противна природе, по мнению Аристотеля. Экономика же имеет, по его мнению, своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также для государства;

3) работу по найму. Такую возможность он признавал в первую очередь для ремесленного труда, так как в Греции существовали уже первые промышленные предприятия. В буржуазной науке Аристотеля считают провозвестником «политики среднего сословия», так как в его трудах можно найти идею защиты частной собственности. Он выступает против подавления личной свободы, считает, что частная собственность подвигает на щедрость, великодушное отношение к женщинам и детям и т. п. В борьбе же мелкой собственности с крупной крупная побеждает. Ростовщичество также разоряет крестьян, поэтому Аристотель стремится обосновать гражданские добродетели земледельца. Они, по его мнению, состоят в том, что крестьянин прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, не суёт носа в чужие дела, мало интересуется политикой и редко посещает народные собрания.

3. Проблема товарного производства. Аристотель признавал необходимость разделения труда и обмена, хотя в основном выступал с позиций натурального хозяйства. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определённой потребности и для обмена. Естественным назначением вещи он считал способность служить предметом потребления, а не обмена. Если у человека возникает желание жить беспредельно, то экономика перерастает в хрематистику как любовь к деньгам. Как же обмениваются товары? Обмен не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости. Обмениваемые товары должны быть равными в каком-то отношении, а обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу проданной вещи. Какова же та общая субстанция, которая лежит в основе обмена? Аристотель лишь поставил этот вопрос, поставил проблемуценности товара. Уже в его понимании ценность товара определяется двумя основными его качествами: т р у д о м, затраченным на производство товара, и его р е д к о с т ь ю. Основной вопрос, который встал перед ним: какое из этих качеств важнее? Ответ был в духе времени: трудное важнее более редкого. Это даёт основание считать Аристотеля первым представителем трудовой теории стоимости. Единой мерой товаров является у него и потребность, которая всё связывает вместе. Деньги же в его представлении, в основном, результат соглашения людей и условие использования вещей. Деньги были, по его мнению, изобретены людьми для удобства обмена. Они есть мера стоимости и средство обращения. Использование денег для их самовозрастания Аристотелем осуждалось и порицалось. Античное греческое общество в целом осуждает деньги как монету, на которую разменивается весь экономический и моральный уклад жизни:

IV. Римская цивилизация – наиболее молодая из античных. Римская культура превзошла греческую; политические формы этого периода также были более сложными, чем в Древней Греции. Более развитыми оказались и рабовладельческие отношения. Римское рабовладение отличалось от греческого тем, что главными источниками пополнения рабов были не торговля, а войны и ростовщичество. Римская империя просуществовала более 800 лет. Падение империи произошло в 476 г. н.э. Наибольшее возвышение Рима наблюдалось в III-I вв. до н. э. Древний Рим во многом поднялся на обезземеливании крестьянства и порабощении неплатёжеспособных должников. Античное рабство Рима имело своей основой разложение общины, и ему предшествовало индивидуальное хозяйство крестьянина. К особенностям римского рабовладения можно отнести следующие черты:

1. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих народов. Использовались преимущественно рабы-военнопленные, то есть их приобретение было внеэкономическим. Отчасти этим можно объяснить их более тяжёлое положение и бесчеловечное отношение к рабам. Не случайно наиболее известное в истории восстание рабов произошло именно в Древнем Риме /восстание Спартака в 73-71 гг. до н. э./.

2. Римское рабовладение имело аграрную направленность. В Древней Греции рабы использовались больше в сфере ремесла, торговли. В Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Аграрная проблема была очень сложной. Крестьянство было обречено на разорение и жалкое существование в качестве городских пауперов или солдат. Оставаясь же в деревне, крестьяне попадали в поземельную кабалу и сближались с рабами. Всем им грозило рабство. Борьба за землю приводила к необходимости разработки аграрных проблем. Поэтому в основном экономическая мысль Древнего Рима решала проблемы рациональной организации рабовладельческой латифундии и товарной виллы. Если греческую мысль волновал вопрос оправдания рабства, то римскую – организация рабовладельческого хозяйства.

3. Проблемы кризиса рабовладельческого общества были решены в Риме иначе, чем в Греции. Они породили колонат и колона – свободного крестьянина, который работал уже по своей воле. Проблема длительного сосуществования свободного и рабского труда была очень сложной. Колону требовалось моральное обоснование необходимости трудиться, а не палка. Физический же труд считается привилегией рабов. Рабство сформировало стойкое презрение свободных к производительному труду. В реабилитации труда большую роль сыграла церковь, христианство. Возникшие новые проблемы отразились в христианских заповедях, превозносивших душеспасительный характер труда, его моральные достоинства.

4. Возникновение свободных крестьян-колонов требовало юридического обоснования колоната. Возникает первое в истории юридическое оформление собственности – римское право. В нём заложены идеи естественного права – равенства людей, а также обоснование необходимости государства и правительства, а также частной собственности для нормального развития общества. Понятие собственности во многом вытекало не из труда, а из захвата («оккупаре» - приобретение имущества), что отразило специфику Рима.

Экономические проблемы Древнего Рима отразили Катон, Варрон, Колумелла.

Катон Марк Порций, или Катон Старший, (234-149 гг. до н. э. ) известен своим трудом «О земледелии». В нём он обосновывал преимущества сельского хозяйства, призывал побольше продавать и поменьше покупать, причём покупать лишь то, чего нельзя произвести в своей вилле, а продавать лишь излишки. Катон сумел проникнуть во внутреннюю жизнь поместья средних размеров и попытался решить проблему её рациональной организации, что в Греции было неизвестно. Важнейшим элементом организации рабского труда было создание продуманной системы надзора, принуждения к труду как реализации отношений господства и подчинения. Катон советовал разделять рабов, сеять распри между ними, наказывать. В то же время он предлагал использовать материальные и моральные стимулы. Условия жизни рабов ставились в зависимость от того, насколько усердно они работают. Труд по управлению рабами использовался им для оправдания рабства. Впоследствии ввиду малопроизводительности рабского труда он выступил за пастбищное хозяйство, а затем стал оправдывать торговлю и ростовщичество.

Варрон /116-27 гг. до н. э. / написал трактат «О сельском хозяйстве», в котором обосновывались достоинства этой отрасли. Он рекомендовал сочетать земледелие со скотоводством. Развитию рынка он не придавал большого значения, выступал за усиление эксплуатации рабов.

Колумелла /I в. н. э. / создал трактат «О сельском хозяйстве». В нём нашёл отражение кризис латифундии, основанной на рабском труде. Он уловил основное противоречие рабовладельческого общества – подавление производственной активности непосредственного производителя, нарушение нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Рабы становятся опасной собственностью, поэтому Колумелла советовал передавать землю для обработки свободным колонам, то есть перейти к мелкому производству.

В середине I в. н. э. возникает христианство. Первые христиане подвергались гонениям, однако в 325 г., на Никейском соборе христианство получило статус государственной религии Римской империи. Оно помогало держать в повиновении рабов и свидетельствовало о постепенной феодализации римского общества.

Тема III ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА И ГЕНЕЗИСА КАПИТАЛИЗМА

I. Социально-экономическая характеристика периода феодализма в Европе.

II. Экономические учения западноевропейского средневековья.

III. Критика феодализма и обоснование буржуазного предпринимательства: М.Лютер и Ж.Кальвин.

IV. Меркантилизм – экономическое учение эпохи первоначального накопления капитала и генезиса капитализма: идеи и представители.

Исторический период, к которому можно применить характеристики феодального общества, охватывает очень длинный исторический этап. В Европе он длился не менее 1000 лет. Условно его можно подразделить на раннее средневековье /VI-Х вв./ и позднее /XI-XV вв./. Несмотря на столь длительный период, в Европе происходит ряд процессов, свидетельствующих о поступательном движении общества с точки зрения социально-экономического развития/:

1. В экономике возникает система феодального землевладения. Продуктом распада родового строя была сельская территориальная община. Член сельской общины является индивидуальным частным производителем, но он не был независимым частным землевладельцем. Земля принадлежала общине. Первоначально формой землепользования в сельских общинах был «захват», или «заимка», то есть каждый двор занимал необходимое ему для обработки количество земли без каких-либо ограничений со стороны общины. Размер участка обычно определялся тем количеством земли, которое мог обработать крестьянин своим плугом. Такой участок составлял отдельный крестьянский надел /жребий/. В Англии такой надел назывался «гайда», в Германии – «гуфа», во Франции – «корраката», в России – «дым», «рал», «плуг», а впоследствии «выть», «тягло». Такие наделы были одновременно и единицей земельной площади, и единицей податного обложения.

Другой формой феодального землевладения был аллод – участок земли, находящийся в наследственном владении. Такое владение также было характерно для того периода, когда старое, родовое, общество распалось, а новое, феодальное, ещё не сформировалось окончательно. Период господства аллодов – это период самой большой раздробленности в истории феодального общества.

Сложная структура феодального землевладения в феодальных общественных отношениях формируется в результате троякого рода борьбы, которая завязывается с появлением на одном полюсе крупного частного землевладения, а на другом – мелкого общинного хозяйства:

- борьбы между крупными землевладельцами и общиной. Следствием этой борьбы было подчинение общины феодалу, превращение общинного землевладения в зависимое от сеньора владение;

- борьбы между феодалами за расширение своих владений. Следствием этой борьбы было образование иерархической лестницы подчинения одного феодала другому и превращение аллода в зависимое владение;

- борьбы между королевской властью и феодалами. Следствием было образование абсолютной монархии и превращение класса феодалов в помещичье дворянское сословие, а феода – в поместье. Борьба эта красной нитью прошла через всю историю феодального общества.

Феодал не мог согнать крестьян с земли, не поступаясь своими интересами эксплуататора. Он был заинтересован, чтобы крестьяне не уходили, а сидели на его земле, владели ею и платили оброк. Что могло заставить крестьянина платить оброк феодалу? Власть была его орудием. С её помощью феодал принуждал крестьянина платить оброк. Крепостное крестьянское владение – это частное наследственное владение помещичьей землёй, но и сами феодал и помещик были также всего лишь пожизненными /бенефиций/ или наследственными /феод/ владельцами земли более высокого по рангу феодала.

Земля при феодализме – предмет частного владения, а продукты труда – предмет частной собственности. Частная собственность реализуется и проявляется в товарных отношениях. Но товарные отношения составляли в феодальном обществе как бы «второй этаж». В основании лежали натуральные отношения и отношения личной зависимости, складывавшиеся по поводу присвоения земли.

2. Мышление средневекового человека было, в основном, телеологическое, то есть экономические воззрения средневековья дошли до нас в основном в религиозной форме Экономических сочинений в Европе до XV в. не было. Природа в этот период была ещё мало познана, человек зависим от неё и суеверен, хотя и молод по возрасту. Гарантией от стихийных бедствий была принадлежность к коллективу, общине, церкви. Церковь постепенно стала играть ведущую роль. В Европе это была католическая христианская церковь. Духовенство в эту эпоху – самое организованное сословие феодального общества. Общественные науки, в том числе экономические знания, являлись отраслями богословия, а цитаты из Библии – основные аргументы в споре. Они использовались для осуждения ростовщичества, обоснования необходимости труда как пути к спасению человечества.

3. Важнейшей особенностью феодализма является выделение промышленного производства в особую отрасль производства, центром которой становится город. Важнейшей отличительной чертой промышленного производства является более высокая роль в нём труда человека. Богатство горожанина зависит, в основном, не от земельной собственности, а от его трудовых усилий. Другой особенностью промышленности является то, что главными средствами производства в ней являются сами продукты труда. В силу этого становятся возможными разделение и специализация труда, в первую очередь между теми, кто производит предметы потребления, и теми, кто создаёт средства производства. Возникает цеховой строй – феодальная организация городского ремесла. К XIII в. относится окончательное укрепление городов. Появляются юридические нормы, регулирующие торговлю и ремёсла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения.

II. Экономические проблемы раннего средневековья наиболее полно отражены в Салической правде /начало VI в./ - судебнике, собрании судебных обычаев Франкского королевства в VI-IX вв. В судебнике отражено дофеодальное общество с остатками родового строя. Приводится мысль о праве общины на пахотную землю, леса и луга, вводятся ограничения на проникновение чужих в общину. В то же время отражён и процесс распада общины. Например, возможен был отказ от родства с целью создать малую семью, что свидетельствовало о распаде общины. Ведь родовая семья была собственником всей земли. Процесс превращения владения в собственность и возникновения земельного аллода показан в судебнике достаточно полно. Ограничиваются права наследования землёй. Указывая на значение Салической правды, К.Маркс писал, что с исчезновением античного общества исчезли разорившиеся, нищие свободные, презиравшие труд как рабское занятие, а между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин.

Экономическая мысль Западной Европы в период классического средневековья развивалась под влиянием церкви. Систематическое истолкование церковных догматов, в том числе экономических идей, мы находим в учении мыслителя 13-го века Фомы Аквинского /1225-1274/. Впоследствии он был объявлен церковью святым. Аквинский создал энциклопедию католицизма. В своём учении он опирался на Аристотеля. В трактате «Сумма теологии» с опорой на Аристотеля он обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества. Утверждая, что верховным собственником всех вещей является бог, он в то же время защищал частную собственность.

В духе своего времени Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. Тем не менее, в его трудах нашла отражение проблема «справедливой цены». Основанием обмена он считал равенство пользы обмениваемых вещей. Вслед за Аристотелем он утверждал, что деньги не могут порождать деньги и поэтому осуждал ростовщичество. Но вместе с тем он пытался обосновать благопристойность ростовщических операций, проводившихся церковью. Церковь получала ренту как часть продукта, производимого землёй, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством. В то время каноническая церковь выражала интересы господствующего класса.

Другим направлением экономической мысли в период средневековья явились экономические идеи, нашедшие отражение в ересях и требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний. В них нашли отражение идеи социальной справедливости и равенства.

III. В истории развития капитализма и становления рынка неоценима роль Реформации, связанной с именами Лютера и Кальвина. Объективные процессы в социально-экономическом развитии феодального общества привели к необходимости реформирования прежде всего католической церкви как надстройки общества, которая стала тормозом социально-экономического прогресса. Церковь была крупнейшим феодалом, у неё сосредоточилось 1/3 всей земли. Она была крупнейшим сборщиком налогов. Феодалы священнослужители являлись огромной армией чиновников. На содержание церквей, соборов, монастырей расходовались огромные средства. Основные догматы церкви проповедовали покорность и смирение, фатальность будущего

Мартин Лютер /1483-1546/ - монах, доктор богословия. В 1517 г. на двери своей церкви он вывесил 95 тезисов, положивших начало новому взгляду на роль церкви в обществе и новой жизненной философии для многих европейцев. Впоследствии он написал труд «О торговле и ростовщичестве», где изложены его экономические взгляды. Среди важнейших идей Лютера – необходимость реформы церкви. Он утверждал, церковь требует для своего содержания слишком больших ресурсов. В то же время истинная вера возможна не через церковь и её обряды, а через веру в священное писание, непосредственное общение с богом, для которого пышность церкви не нужна. По его мнению должна быть создана дешёвая церковь, свободная от огромного количества церковных чиновников.

Лютер осуждает также союз ростовщиков и дворян, их праздность, сословность феодального общества. К торговле Лютер относился двойственно. Различая внутреннюю и внешнюю торговлю, он одобрял первую и осуждал вторую. Так как через внешнюю торговлю поступали, в основном, предметы роскоши с Востока, Лютер был против неё. Осуждая купцов, он пишет о том что, так как сами купцы творят столь великое беззаконие, противохристианское воровство и разбой по всему миру и даже по отношению друг к другу, то нет ничего удивительного в том, что бог делает так, что столь большое имущество, неправедно приобретённое, снова ими утрачивается или подвергается разграблению, а их самих вдобавок ещё избивают или захватывают в плен. Ростовщичество он также осуждает, требуя ограничить норму двенадцатью процентами в год.

Итак, Лютер на стороне хозяина, превращающего в мелкого буржуа. В его учении идея равенства и справедливости первоначального христианства трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда – в обоснование необходимости предпринимательства. Важное место заняло религиозное обоснование неопределённости, имеющее место в товарном хозяйстве. Ведь в мире торговли удача часто зависит не от труда, а от случайных обстоятельств.

Важнейшим достижением средневековой мысли стало также учение о «божественном предопределении » Жана Кальвина /1509-1564/. В нем утверждается, что люди изначально избраны богом. Показатель этой избранности – денежное богатство, которое сумел накопить человек. Но для его накопления необходимы собственные усилия каждого. И если бог человека любит, то его в жизни ждёт успех. На этом пути бережливость, расчётливость, рациональность – важнейшие гражданские добродетели.

IV. Начиная с XIV в. в экономике наиболее развитых стран Европы феодальный строй вступил в стадию разложения. Прежде всего, это выражается в вытеснении натурального производства товарно-денежными отношениями. Действительно, эпоха, непосредственно предшествовавшая развитию современного промышленного производства, открывается всеобщей жаждой денег, охватившей как индивидов, так и государства. Более быстрому экономическому развитию способствовали многие процессы.

С середины XV до XVII века происходит бурное развитие европейских государств. Открываются Америка и морской путь в Индию, что способствует развитию внешней торговли. Возникновение мануфактуры в городах привело к увеличению спроса на шерсть и сделало прибыльным овцеводство. Происходит обезземеливание крестьянства, поглощение их промышленностью. Из среды ремесленников выделяется класс купцов, который становится посредником между ремесленниками и потребителями. Землевладельческие латифундии производят всё больше излишков сельскохозяйственной продукции. Реализация продукции затрудняется. На помощь опять же приходит купец. Крестьяне вынуждены добывать деньги для уплаты налогов. Происходит постепенная дифференциация крестьянства. Быстро развивается ростовщический капитал, источник роста которого находится в сфере обращения.

Сила государства начинает измеряться непосредственно его денежными ресурсами. С другой стороны, нормальное течение и развитие хозяйственной жизни производителей: крестьян, ремесленников, торговцев – прямо зависит от устойчивости денежного обращения. Не случайно, что именно деньги становятся главным предметом экономической мысли позднего средневековья.

Меркантилизм /mercante – торговец, купец/ - экономические учение позднего средневековья, когда на основе зарождения капиталистического способа производства происходило вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями. Это – эпоха первоначального накопления капитала. Жажда денег становится всеобщей. Они становятся символом богатства, материальным рычагом власти. К меркантилистам относят, поэтому купцов и деловых людей того времени, выдвинувших ряд идей о национальном государственном хозяйстве и методах его обогащения. Основные идеи меркантилизма можно свести к следующему:

1.Деньги являются абсолютной формой общественного богатства. В особенности золото и серебро претендуют на эту роль. Идея наиболее характерна это для раннего меркантилизма XIV-XV вв. Для Западной Европы нехватка денег была реальностью того периода, так как резкое возрастание товарооборота и рост торговли наталкивались на нехватку денег в виде золотых монет. Страны, располагавшие природными месторождениями благородных металлов, оказывались более богатыми. В XVI в. крупнейшими обладателями золота в Новом Свете оказались Испания и Португалия. Благодаря падению цен они сумели существенно оживить свою экономику. Это также усилило убеждение, что наличие денег в стране – главное в ее национальном богатстве. Вплоть до XVII века в Испании, например, действовал запрет на вывоз золота и серебра. Ранний меркантилизм получил название м о н е т а р и з м а или системы денежного баланса. Решающий элемент монетаризма – систему денежного баланса – породила Англия. Считая, что главное зло для страны состоит в уходе из неё золота и серебра, было сделано заключение о том, что нужно стараться покупать у иностранцев менее, чем продавать. Государство последовало этому совету. Закон 1381 г. запретил вывоз денег за пределы Англии; долги иностранным купцам должны были покрываться за счёт английских товаров. Английские и иностранные купцы, въезжая в страну, обязывались обменять имевшиеся у них на руках иностранные деньги на английские. В результате «революции цен» количество денежного металла в Европе увеличилось в несколько раз. К началу XVII в. практически во всех западноевропейских странах «нехватка денег» отошла в прошлое.

2. Накопление богатства в денежной форме происходит в результате внешней торговли, если она идёт с прибылью для государства. Эту точку зрения наиболее ярко выразил зрелый меркантилизм, названный системой торгового баланса. Представители меркантилизма утверждали, что увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом их вывоза, а активной внешней торговлей – превышением стоимости экспорта на стоимостью импорта. Вывоз же денег из страны, если он обеспечивает увеличение торговой прибыли, является даже средством заработать больше денег.

Итак, прибыль от внешней торговли – главный источник богатства. Как её увеличить? Меркантилистами предлагались такие меры как посредническая торговля и развитие экспортной промышленности, работающей либо на отечественном, либо на дешёвом привозном сырье. Здесь в рассуждения торговцев вторгается производство, но лишь как средство увеличения внешнеторговых оборотов. Отсюда и третья важнейшая черта меркантилизма.

3. Сфера обращения – главная сфера экономики, предмет внимания общества и государства, а также теоретиков. В ней сосредоточены пути процветания национальной экономики. Безусловным достижением меркантилистов было то, что впервые ими подмечено подчинение буржуазного общества закономерностям товарно-денежного обмена. Нарождающийся класс предпринимателей постепенно нащупывал наиболее выгодные сферы применения своим способностям. Это был торговый и денежный капитал. Поэтому верхом мудрости меркантилистов явилась простая идея: продать за границу больше, чем покупается там. Это утверждение было девизом и торгового капитала. Производство они рассматривали лишь как «необходимое зло», как средство для притока денег в страну, в руки торговых капиталистов. Впоследствии капитал вторгнется и в производственные секторы, но позже, только во время промышленной революции, когда введение машин так преобразует условия производства, что промышленность станет сектором с возрастающей прибылью. Таким образом, капитализм с самого начала своего возникновения принимает не все возможности инвестиций и прогресса, какие ему предлагает экономическая жизнь, а наиболее выгодные в данное время. Он умеет и может выбирать. И хотя выбор далеко не всегда осуществляется правильно, он реален и составляет преимущество капитализма. Поскольку сфера производства как таковая мало интересовала меркантилистов, то они не развивали и трудовую теорию стоимости, зачатки которой мы находим у Аристотеля.

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: