Цель дисциплины:
дать представление о содержательном богатстве эстетической мысли, накопленной человечеством; выявить своеобразие отдельных исторических эпох; с позиций исторического подхода раскрыть оригинальность мыслительной картины ведущих систем, школ и направлений эстетики как науки; дать современные интерпретации эстетических теорий, исходя понимания истории эстетики как важнейшей части духовной культуры человечества
Задачи курса:
1. развивать теоретическое мышление как элемент профессиональной культуры специалиста-искусствоведа на основе универсальных атропософских критериев эстетического отношения к миру и социуму;
2. сформировать с позиций эстетического сознания представления о повышении аксиологического (ценностного) статуса искусства;
3. освоение основных этапов истории эстетической мысли;
4. изучение содержания самых значительных эстетических учений, школ и направлений;
5. освоение студентами в свете исторического подхода основных катгорий эстетики;
6. изучение центральных эстетических проблем (соотношение формы и содержания в искусстве; системное и случайное в искусстве; игровые элементы в искусстве; и др.); изучение эстетических проблем художественной композиции; изучение методов эстетической интерпретации;
7. рассмотрение в свете эволюции эстетической мысли закономерностей художественного творчества.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- основные источники и труды по истории эстетических учений;
- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;
- суть и специфику эстетических концепций
- историко-философский контекст создания основных эстетических концепций;
- наиболее значимые труды философов в области эстетики и теории искусства;
- иметь представление об отечественных и зарубежных исследовательских эстетических центрах и школах;
- иметь представление об основных направлениях развития эстетической мысли ХХ-начала ХХ1 века
уметь:
- ясно представлять себе целостную картину развития эстетического знания
- уметь самостоятельно формировать эстетическое суждение, аргументированно обосновывать собственную эстетическую концепцию.
- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.
владеть:
- понятийным аппаратом эстетики;
- основами философско-эстетического анализа произведений искусства;
- основами современных мждисциплинарных гуманитарных подходов к интерпретации произведерний искусства
4.. Формы контроля
Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: посещаемость, выступление на семинарских занятиях, подготовка доклада и защита
Формами рубежного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: тестирование, контрольная работа
Формой итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины является: экзамен
Учебно-тематический план дисциплины