Понятие «социальная ответственность» бизнеса

Социальная ответственность не имеет четкого определения и трактуется по разному.

Социальная ответственность — это способность организации или предприятия оценить социальные последствия своей деятельности, в том числе безопасность и влияние на окружающую среду [1,с. 72].

Социальная ответственность — это новый, более ответственный стиль управления, который позволяет организации или предприятию вести свои дела тщательнее [2, с. 44].

Социальная ответственность — это основа для построения организационной культуры фирмы, позволяющей успешно решать стоящие перед компанией актуальные и сложные задачи [3, с. 124].

Социальная ответственность является основой современного демократического общества [4, с. 67].

Проводя активную социальную политику, компании и сами получают значительные выгоды, например:

- снижение текучести кадров и повышение привлекательности в качестве работодателя для лучших специалистов на рынке;

- развитие и укрепление организационной культуры;

- рост производительности труда в компании;

- улучшение имиджа компании, рост репутации;

- реклама товаров или услуг;

- освещение деятельности компании в СМИ;

- стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе;

- расширение возможностей привлечения инвестиционного капитала;

- сохранение социальной стабильности в обществе в целом;

- налоговые льготы. [12, с. 35]

Критерии оценки эффективности моделей участия компаний в решении социальных проблем должны быть связаны с основными целями развития бизнеса. В России одним из важнейших моментов является создание политических условий для существования бизнеса, вхождение и закрепление его в регионе, а также рост доверия к компании, укрепление его репутации.

Реализация социальных программ приводит к возникновению конечного результата - социального эффекта. Выделим три показателя оценки социального эффекта:

1) Окупаемость инвестиций, направленные на социальные программы - это соотношение между затратами на социальные программы и доходами, которые возникли от этой деятельности. По этому показателю можно оценить эффективность социальной ответственности бизнеса и ее влияние на рост экономических показателей.

2) Эффективность благотворительной помощи по сравнению с эффективностью других, не благотворительных средств (реклама, стимулирование продажи). Этот показатель дает картину эффективности от благотворительности по сравнению с другими средствами, но не представляет конкретную количественную величину.

3) Процесс реализации благотворительных программ. Он показывает наличие или отсутствие связи между благотворительностью и показателями основной деятельности компании, но не позволяет определить на сколько благотворительная деятельность более или менее эффективна. Зависимость между социальными и благотворительными программами и повышением показателей основной деятельности может быть описана случаев, характеризующих ситуацию и объясняющих, что было достигнуто в результате реализации благотворительных программ и что не могло бы быть, если бы благотворительные программы не были реализованы. [6, с. 359]

В большинстве случаев придать денежное значение показателю эффективности и показателю процесса невозможно. Однако для количественной интерпретации этих показателей можно использовать методы экспертной оценки, в ходе которых эксперты присваивают ряду заданных индикаторов значения в баллах, и на их основании затем рассчитывается рейтинг, этот метод может быть использован при анализе мнений заинтересованных сторон. Анализ мнений заинтересованных сторон основывается на оценке деятельности компании различными группами заинтересованных лиц (акционерами, сотрудниками, потребителями), то есть теми, от кого напрямую зависит процветание и результаты основной деятельности компании. [11, с. 48]

В области финансовой политики социальный эффект характеризуется увеличением финансовых показателей деятельности компании вследствие реализации социальных и благотворительных программ. Основными индикаторами социального эффекта являются: доход с инвестиций, активов, продаж и чистая прибыль. Сравниваются финансовые показатели, активно осуществляющих социальные и благотворительные программы, с показателями компаний, менее вовлеченных в социальную и благотворительную деятельность. Наиболее точные данные можно получить в том случае, если характеристики основной деятельности компаний, формирующих выборки, максимально совпадают. К таким характеристикам относятся: сфера деятельности, сопоставимые величины активов, количество сотрудников. Исследования показали, что на протяжении нескольких лет у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, финансовые показатели были выше, чем у социально неответственных компаний, а именно: доход на инвестированный капитал выше на 9,8%, доход с активов на 3,55%, доход с продаж на 2,79%, прибыль на 63,5%.[13, с. 32]

Многообразие значений социальной ответственности в российской литературе, приводит к тому, что отсутствует единый подход к выбору критериев, по которым можно было бы выделить ее уровни.




double arrow
Сейчас читают про: