Какое представление имели опрошенные об их

вузовской специализации (ретроспективная оценка, в %)

Отрасль Вполне отчетливо Весьма смутно Практически никакого
Естественная 54,8 38,9 6,3
Техническая 44,8 40,4 14,8
Гуманитарная 42,9 21,7 35,4

Табл. 8 показывает, что приблизительно лишь половина опрошенных имели перед поступлением в вуз представление о будущей специальности. Причем наибольший процент информированных (54,8%) был среди тех, кто стал естественником, а наименьший (42,9) -среди гуманитариев. Более конкретный анализ (по научным дисциплинам) показывает, что менее всего были осведомлены о будущей специальности (в порядке увеличения): 34,0% - работающих в области экономики; 39,1% - работающих в области химии, 41,4% - в области социологии.

В целом, ученые вузовского сектора весьма высоко оценивают уровень своей профессиональной подготовки в вузе и аспирантуре. Отчасти с этим можно согласиться, т.к. цели образования старой тоталитарной плановой системы подготовки и распределения кадров реализовались успешно, однако, открытое общество с рыночными отношениями предъявляет новые требования к научно-преподавательскому корпусу вузов. Этот вывод подтверждается выявленными при опросе критическими позициями кадров вузовского сектора по отношению к содержанию и технологиям образования старой системы. Лишь немногим более половины вузовских кадров считают, что в вузе и аспирантуре их учили "тому, что нужно и так, как нужно". Примерно около 40% к системе обучения в вузе и аспирантуре относятся более критически. Претензии к содержательной стороне образования имеют 16,6% окончивших вуз и 7,7% окончивших аспирантуру. В среднем 5,4% не удовлетворены ни содержанием образования, ни его технологиями, считают, что их учили "не тому и не так как надо". Кто же эти лица? Наибольший процент (61,3%) "удовлетворенных" обучением среди тех, чей стаж работы более 30 лет. Соответственно, это лица старше 55 лет. Результаты показывают, что процент удовлетворенных полученным образованием возрастает с увеличением их стажа работы, причем пик удовлетворенных соответствует 30-летнему стажу профессиональной деятельности. Среди молодежи, имеющей стаж работы от года до 10 лет, почти 70% имеют те или иные претензии к полученному ими образованию, а наиболее критичных оценок к его содержательной стороне и технологиям придерживается почти 28% опрошенной молодежи.

Среди старших возрастных групп процент критически настроенных в отношении своего прошлого снижается пропорционально стажу отработанных лет. Самый низкий - у лиц со стажем работы более 30 лет. В целом лишь 15,2% считают, что их учили "не тому, но хорошо", "учили не тому и не так".

В целом критическую оценку нашей системе образования (в той или иной мере) дают почти 70% молодых научно-преподавательских кадров. Почти половина ученых со стажем от 19 до 20 лет и от 21 до 30 лет и около 40% ученых, имеющих профессиональный стаж свыше 30 лет. Наибольшее число ученых удовлетворенных отечественным образованием полностью - среди "естественников" - 57,8%, среди "техников" таких уже 49,0%, а "гуманитариев" еще меньше - 42,1%. Последнее связано, вероятно, с высоким уровнем идеологизации гуманитарных дисциплин, существовавшей ранее, а также обострившейся проблемой трудоустройства лиц с гуманитарными специальностями.

Представители естественных наук, имеющие наиболее высокое мировое признание, больше всего не удовлетворены технологической стороной образования: считают, что их учили "тому, но не так" - 23,3% опрошенных. В технических отраслях знания 26,9%, а в гуманитарных - 28,5% опрошенных считают, что их учили "тому, но не так".

Что касается взаимодействия технологий обучения и содержательной стороны, то здесь ситуация следующая: 18,3% "техников" считают, что их "учили хорошо, но не тому", среди "гуманитариев" такой ориентации придерживаются 17,6%, а "естественников" - лишь 12,1%. Наиболее критичную оценку нашей системе образования дают 8,1% "гуманитариев", 9,1% - "техников" и 3,4% - "естественников". Они считают, что их учили "не тому и не так", то есть от 5 до 9% лиц, окончивших наши вузы и аспирантуры, вероятно, ощущают недостаток знаний, умений и навыков для того, чтобы адаптироваться к новым условиям рынка труда.

Влияет ли на оценку качества образования должностной статус? Наиболее высокий процент удовлетворенных качеством отечественного образования среди руководителей кафедр (65,9%). Поэтому проблема содержательного и технологического изменения процессов обучения и научных исследований вряд ли будет решена, так как позиция заведующего кафедрой является определяющей в выборе направления работы.

Выявленные у руководства установки в значительной мере позволяют нам говорить о кризисе управленческих структур вузов. Результаты исследования показывают, что уровень удовлетворенности образованием связан как со стажем (а значит, возрастом), так и с должностным статусом ученого. Меньше всего тех, кто доволен образованием полностью среди инженеров (34,5%) и научных сотрудников - 52,5%. Соответственно, эти группы более критичны к технологиям и содержанию образования.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что наиболее критических взглядов "нас учили не тому и не так" придерживается весьма незначительное число лиц во всех профессиональных группах, а среди заведующих кафедрами такие установки вообще отсутствуют. Низкий порог "самокритичности" управленческих структур, особенно заведующих кафедрами, позволяет выдвинуть вопрос - способны ли они поддержать и провести реформу системы образования, переставить свои корпоративные заботы на интересы молодежи.

Почти аналогичная картина и оценка уровня подготовки в аспирантуре. Разница существует в том, что еще большее число заведующих кафедрами придерживаются положительных оценок бывшей системы образования (82,9%), зато среди инженеров и других должностей таких высоких оценок очень мало. Этот факт может быть обусловлен тем, что указанные группы не обучались в аспирантуре и "затрудняются ответить на данный вопрос" (94,6%) и, соответственно, 71,0%. При оценке подготовки в аспирантуре несколько снижаются претензии к содержанию и технологиям обучения. Самый высокий процент - 17,1 и 17,0% у профессорско-преподавательского состава и руководителей самостоятельных подразделений к тому, что "учили не так", зато среди заведующих кафедрами таких лишь 7,3%.

В целом, в той или иной мере критически оценивают подготовку в аспирантуре 18,2% руководителей организации; 26,2% - руководителей самостоятельных подразделений; 16,8% - научных сотрудников; 14,6% - заведующих кафедрами; 28,7% - профессорско-преподавательского состава. Проанализированная информация может послужить основанием для следующих суждений.

Во-первых, о противоречиях во взглядах на необходимость реформы образования между "старым" и "молодым" поколением, т.к. среди первых - противники изменений, среди вторых - их сторонники.

Во-вторых, о противоречиях между руководителями кафедр и научных подразделений и профессорско-преподавательским составом, способным более критически взглянуть на проблему перестройки обучения в условиях новой открытой системы и рынка труда.

В-третьих, о том, что какая-то часть руководителей научных подразделений и особенно кафедр (в том числе в силу преклонного возраста, а иногда и низкого уровня квалификации) просто не способна объективно оценить необходимость проводимых в образовании реформ, особенно в гуманитарных отраслях знаний. Это позволяет говорить о кризисе организационных структур в вузовском секторе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: