Мнение вузовских кадров с разным уровнем

квалификации о характере своей работы (в %)

  Ученая степень отсутствует Кандидат наук Доктор наук
Несомненно занимаюсь научной работой 26.9 45,4 69,8
Скорее да, чем нет 32,0 26,4 28,3
Скорее нет, чем да 21.1 20,4 1,9
Нет, не занимаюсь 20.0 7,8 0,0

ненно" занимаются научной работой. Среди кандидатов наук таких оценок придерживаются 45,4%, а не имеющих степени лишь 26,9%.

Практически среди докторов наук нет таких, кто считает, что "наукой вовсе не занимается". Однако есть 20,4% сомневающихся в том, что занимаются наукой.

Следующий из выявленных нами при опросе факторов. влияющих на уровень оценки содержания работы - научные отрасли, в которых работают опрошенные. исследование показывает, что больше всего свою работу "научной считают представители гуманитарной отрасли (48,4%), а меньше всего (31,3%) - преподаватели технических наук. Ученые естественной отрасли занимают в этой установке среднее положение (42,5%). Противоположной позиции, т.е., что они не занимаются наукой придерживаются 6,6% "естественников", 11,5% представителей технической отрасли и 5,9% "гуманитариев".

Эти выводы в основном соответствуют оценкам данным представителями вузовского сектора, занимающимися различными науками. Наиболее высокие оценки ученых, оценивающих свою работу как научную, дают представители гуманитарных отраслей: социологи (58,3%), историки (56,4%), филологи (56,1%). Представители естественных направлений, кроме физиков (50,0%), значительно отличаются в своих взглядах от гуманитариев. Что касается представителей таких гуманитарных дисциплин как экономика (30,2%) и право (44,4%) то, вероятно, свою деятельность они больше оценивают как научно-практическую. Отсюда самый высокий процент (35,8%) ответивших, что их профессиональная работа "скорее научная, чем нет". Аналогичная ситуация просматривается и в ответах представителей правовой науки.

Проводимые реформы образования во многом коснулись и областей научных исследований, особенно в гуманитарных отраслях знаний. Судя по мнениям ученых, наиболее радикально изменилась тематика исследований в таких дисциплинах как социология 27,1% и химия - 26,6%. Третье место занимает правовая наука и четвертое - техническая. Таким образом, гуманитарные науки переживают процесс радикальных изменений лишь в четвертой части проводимых исследований, а более 70% научно-исследовательских коллективов оставили тематику прежней или слегка ее модифицировали, что отнюдь не всегда отвечает интересам развития гуманитарных наук. Наиболее стабильны в направлениях научных изысканий: физика, где тематика осталась прежней, либо "слегка модифицировалась", в 60,0% ответов опрошенных, а "радикальные изменения" отмечает лишь 1% ученых. Какие причины стимулировали изменения в научной тематике?

Вероятно, наиболее объективным мотивом изменения направления научного познания является логика научного поиска и потребности практики. Все остальные соображения проанализированные нами, относятся к изменению конъюнктурного характера, которые, как правило, не отражают интересов самой науки.

Изменением "внутреннего предрасположения самого ученого" объясняют появление новой научной тематики 54,3% "гуманитариев", 37,0% - "естественников" и лишь 6,5% - "техников". За этим мотивом стоит множество различных интересов личностного характера, но отнюдь не самой науки. так как опрошенным давалось право выбрать несколько вариантов ответа, то можно утверждать, что наибольшим стимулом к изменению научной тематики послужили "изменения внешненаучной конъюнктуры", в которую включены: экономические выгоды, перспективы международного сотрудничества, карьерные и иные конъюнктурные соображения. Значительный процент ученых, избравших эти варианты ответа, позволяет утверждать, что наша наука часто в противовес интересам отечественной социальной практике и логике научного поиска, в большой степени ориентирована на Запад, экономические выгоды и карьерные соображения. Однако, оценка происходящих в содержании научных исследований изменений не может быть однозначной. Требуется дальнейшее уточнение данной проблемы.

Для того, чтобы подвести итоги данной теме проанализируем оценки учеными уровня научных исследований в разных дисциплинах. Практически "выше мирового уровня" оценивают свои научные исследования лишь незначительная часть ученых. Среди них несколько выделяются филологи (17,1%), историки (10,3%), представители сельскохозяйственной науки (9,9%) и экономической (9,4%). В целом, по мнению опрошенных, на мировом уровне находятся научные достижения отечественных физиков (41,7%), правовиков (38,9%), математиков (36,7%), представители остальных дисциплин оценивают этот показатель в пределах 30%. Следовательно, более 50% наших отечественных ученых оценивают результаты своей научной деятельности значительно ниже мирового уровня, что говорит о необходимости изменений как в технологиях, так и в содержательной стороне науки и образования. Большой процент ученых "затруднились" ответить на этот вопрос. Однако, вряд ли настоящий ученый не способен оценить истинное положение дел в его научном направлении.

Гипотетически такого рода оценки можно отнести к двум позициям: 1. Люди не хотят компрометировать свое научное направление. 2. Недостаточная квалификация ученых, не способных оценить мировой уровень развития их научного направления в какой-то мере связана с невысоким уровнем владения иностранными языками. Хотя с ростом квалификации наблюдается незначительное увеличение процента, знающих язык свободно, основная масса ученых (почти 80%) знают язык недостаточно или владеют им совсем плохо. Это, соответственно, влияет на возможности знакомства с иностранной литературой, которая может дать представление об уровне научных исследований за рубежом. В условиях формирования общего информационного поля распространение новых технологий, незнание иностранных языков в значительной мере осложнит интеграцию ученых в мировое научное сообщество. Разрешение указанной проблемы лежит в перестановке акцентов образования в новых условиях социальной реальности, т.к. Россия входит в мировое сообщество и роль международных коммуникаций возрастает.

Многочисленные социологические данные утверждают, что за последние годы значительно снизилась удовлетворенность ученых содержанием своей профессиональной деятельности. (См.: Табл. 11).

Наиболее высокий уровень удовлетворенности содержанием своей профессиональной деятельности отмечают 65,9% представителей академической науки. Второе место занимает наука вузовская. Так считают 56,4% опрошенных ученых; на третьем месте стоит негосударственный сектор (46,9%) и на последнем - отраслевая наука - 44%. Возникает вопрос - почему в негосударственном секторе, сформированном на основе личных интересов ученых, такой высокий процент неудовлетворенных содержанием своего труда? Наибольший процент неудовлетворенных происходящими в науке изменениями - среди представителей отраслевой науки (46,6%). Далее идет негосударственный сектор (45,4%), вузовской (33,3%) и, наконец, академической (26,4%). Что касается тех, кто никогда не был удовлетворен научным содержанием своей деятельности, то наибольший процент "недовольных" опять-таки в отраслевой науке, затем вузовской, негосударственном секторе и академическом. Процент не ответивших на данные вопросы колеблется в пределах от 28 до 44%.

На основании этих и других данных можно сделать некоторые общие выводы:

1. Вузовская наука имеет весьма высокий уровень научного потенциала по сравнению с профессионально-квалификационной структурой отраслевой и негосударственной наук.

Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: