Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений

Задание № 1 Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора.

Назначение задания. Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Выполнение этого задания позволяет получить представление о разви­тии чрезвычайно важных для предстоящей учебной деятельности способ­ностей и функций ребенка. Прежде всего оно выявляет развитие функ­ций, необходимых для овладения письмом: как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, какова кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достато­чен ли для этого достигнутый уровень координации в системе «глаз— рука». Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное раз­витие ребенка — его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае — взаимного расположения и чередования отрезков и цве­тов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаружива­ется при выполнении второй части задания — самостоятельном продолже­нии узора). Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответ­ствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат.

Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, разли­нованной в клетку.

Узор выполняется как двухцветный (используются, например, крас­ный и синий мелки). Детям раздают чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цветных карандашей (или фломас­теров), не менее шести.

Работа состоит из трех частей: 1-я часть — срисовывание узора, 2-я часть — самостоятельное продолжение узора, 3-я часть — проверка и вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок.

По мере окончания работы детьми листочки собираются.

Инструкция. «Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, на­деюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листочках узор, точно такой же, как на доске. Рассмотрите узор внима­тельно — расположение линий по клеточкам, их цвет должны быть у вас такие же, как на доске. Подчеркиваю еще раз, что на ваших листочках узор должен быть точно такой же, как на доске. Это первое, что вы долж­ны сделать. После того как узор перерисуете, вы продолжите его самосто­ятельно до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по доске, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонят­но. Дальше будете работать самостоятельно».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из выполненных узоров):

1-й уровень — узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и рас­положении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные;

2-й уровень — узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствуют заданным в образце. Ри­сунок можно определить как правильный, но небрежный;

3-й уровень — при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная закономерность в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, сглажены или совсем снивелированы разли­чия в высоте вершин);

4-й уровень — выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец; ребенок уловил и отразил в нем лишь две особенности — чере­дование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы кон­фигурации узора пропущены. Не выдерживается подчас даже строка — ползет вниз или вверх.

Задание № 2 Рисование бус (методика И.И.Аргинской).

Назначение задания. Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с ри­сунком кривой, изображающей нитку.

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести разно­цветных фломастеров или карандашей. Работа состоит из двух частей: первая часть (основная) — выполнение задания (рисование бус), вторая часть — проверка работы и в случае не­обходимости перерисовывание бус.

Инструкция к первой части. «Дети, у каждого из вас на листочке нари­сована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторя­ется два раза.) Начинайте рисовать».

Инструкция ко второй части (выполнение этой части задания начина­ется после того, как все дети выполнили первую часть). «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои ри­сунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже новый рисунок. Слушайте внимательно. (Условие повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом)».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из рисунков):

1-й уровень — задание выполнено правильно, учтены все пять усло­вий (положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использо­вание пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины);

2-й уровень — при выполнении задания учтено три-четыре условия;

3-й уровень — при выполнении задания учтено два условия;

4-й уровень — при выполнении задания учтено не более одного условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: