double arrow

Содержание и формы проявления педагогического такта


Педагогический такт учителя проявляется с первой до последней минуты контакта с учащимися, на любом занятии. Педагогический такт предполагает:

1. уважение к школьнику и требовательность к нему;

2. развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

3. внимательность к психическому состоянию школьника, разумность и последовательность требований к нему;

4. развитие мышления и воли школьников, продуманная помощь им в работе, отзывчивость проявление заботы о них;

5. настойчивость учителя в работе с учениками и применение различных способов, приемов воспитательного воздействия с учетом их педагогической эффективности;

6. доверие к учащимся;

7. педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками;

8. спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении.

Амонашвили выделяет шесть особенностей образовательного процесса в том, что он называет «Школой Жизни», - по сути своей любое образовательное учреждение взявшее на вооружение гуманно-личностный подход.




1 особенность: «Ребёнок есть деятельное существо».

«Образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека» Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. -М. Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1999. -С.55

2 особенность: «Ребёнок есть целостное явление».

«В силу целостности Рёбенка образовательный процесс должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Рёбенка, жизнь детей…» Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. -М. Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1999. -С.55

3 особенность: «В жизни ребёнка есть два уровня: спонтанная жизнь, протекающая вне педагогического вмешательства, и педагогизированная жизнь».

«Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Рёбенка, аккумулятор жизни детей». Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М. Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1999. ? С. 56.

4 особенность: «Мир есть венец сотрудничества».

«Сотруднические отношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса». Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М. Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1999. ? С. 56.

5 особенность: «Развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности».

«В образовательном процессе ведется целенаправленное развитие и выращивание в Рёбенке способности к оценочной и самооценочной деятельности» Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М. Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1999. ? С. 57.



6 особенность: «Учитель - вдохновитель образовательного процесса в Школе Жизни».

В качестве частных проявлений педагогического такта в концепции Шалвы Александровича можно выделить такие своеобразные моменты, как например «повышенная заботливость», особый подход к общению с девочками, поощрение детских шалостей, общение-игра и т.д.

Высокие требования Ш.А. Амонашвили предъявляет к нравственному облику учителя, духовности его личности, профессиональному мастерству, что детерминирует, обуславливает уровень его педагогической тактичности.

«Если учитель, как личность не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является человеком гуманного склада, не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни.» Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М. Изд. Дом. Шалвы Амонашвил

Шалва Александрович Амонашвили - один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе - "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.



Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики - К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Следует отдать дань скромности Шалве Александровичу, но и отметить, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза.

Взяв от своих учителей самое лучшее в том, что касается концепции педагогического акта Шалва Александрович углубил и расширил это понятие.

В первую очередь Ш.А. Амонашвили воспринимает основной результат положительного воздействия педагогического акта в развитии тех качеств личности, которые развивают самостоятельность, чувство выбора, духовность. Каким образом это достигается? Прежде всего Ш.А. Амонашвили настаивает на необходимости создания на уроках особого эмоционального фона, когда радостное ожидание финализируется ситуациями успеха, а ученики испытывают оптимистический настрой в своей готовности к овладению знаниями. На уроке должна присутствовать атмосфера доверия, веры учеников в свои силы, а учителя - в способности учеников. Между педагогом и школьным коллективом надлежит сформировать и поддерживать обратную связь, обеспеченную высокой степенью психологической контактности. Вместе с повседневным формированием речевой культуры, постоянно культивируется и прививается любовь к чтению, как неотъемлемый компонент духовно-нравственного развития личности.

В произведении «Школа Жизни» Амонашвили неоднократно указывает на то, что гуманная педагогика реализовывается и успешно осуществляется только в том случае, если все основные компоненты педагогического процесса (урок, учебники, личность учителя, общение с учениками и т.д.) будут переосмыслены с позиций гуманно-личностной концепции.

Самое главное во взаимоотношении учителя с учащимися - это дух сотрудничества, дух гуманности.

В общении с детьми - постоянное присутствие педагогического такта, - тактичность основывающаяся на духовной общности родителей, учителей и воспитанников, на идее принятия ребёнка таким, каков он есть в жизни. Именно тактичность позволяет отыскать правильный путь в лабиринте проблемы индивидуального подходка к ребенку.







Сейчас читают про: