double arrow

Сущность, значение и характерные черты педагогического такта


Основная функция педагогического такта - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций

Педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение.

Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания, эмоциональную уравновешенность в сочетании с высокой принципиальностью и требовательностью, с чутким человечным отношением нням к студенту Он требует критичности и самокритичности в оценке своей работы, нетерпимости к шаблону, формализма, застоя мысли и дела, к бюрократизму и спеси, уважения Педагогический такт реализуемое ся через язык и стиль поведенияки.

Сущность педагогического такта заключается в педагогически целесообразному отношении и влиянии педагога на студентов в умении налаживать продуктивный стиль общения К Д Ушинский, обладавший настоящим педа агогичним тактом, писал, что ни один педагог \"никогда не может стать хорошим воспитателем практиком без такта Никакая психология не способна заменить человеку психологического такта, который незаменим в практике в силу того, что действует быстро и моментально и который предусматривает расположение без притворства, справедливость без придирчивости, доброту без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянную умственную деятельностьіяльність".




Основные показатели педагогического такта научно-педагогического работника:

- человечность без высокомерия;

- требовательность без грубости и придирчивости;

- педагогическое воздействие без приказов, предложений, предупреждений, без унижения личного достоинства студента;

- умение выражать распоряжения, указания и просьбы без дерзости, без высокомерия;

- умение слушать собеседника, не проявляя безразличия и превосходства;

- уравновешенность, самообладание и деловой тон общения, без раздражительности и сухости;

- простота в общении без фамильярности и панибратства, без показухи;

- принципиальность и настойчивость без упрямства;

- внимательность, чувствительность и емпатичнисть без их подчеркивания;

- юмор без смехе;

- скромность без притворства

овершенствованию педагогического такта \"научно-педагогического работника способствует так называемый социальный интеллект, трактуют как особую индивидуальную черту, позволяет понимать студента, осознавать и мотивацию его поведения, распознавать существенные черты индивидуальности Это качество проявляется как:

- просоциальная направленность, готовность к сотрудничеству, личная заинтересованность в благополучии других;



- социальная эффективность как ожидание успеха в решении межличностных проблем;

- эмпатический интерес и личное соболезнование, которые обеспечивают декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний;

- адекватное определение ценностных аспектов отношения к себе и к другим

Итак, педагогический такт воспитывают, его приобретают вместе с педагогической культурой и он оказывается в педагогической деятельности Он является показателем зрелости научно-педагогического работника как мастера своего й дела Это большой средство, с помощью которого студентов можно превратить в своих союзников или, наоборот, соперників.

Педагог в вузе должен работать над формированием собственного педагогического такта и постоянно его совершенствовать Как нет предела совершенству, так и нет предела обнаружения различных и многогранных аспектов педагогического такту.

Если раньше студенты соглашались на позицию подчиненного, то теперь они стремятся к ситуации сотрудничества, а она предусматривает определенные требования к организации общения: диалогичность, взаимное доверие реальный психологический контакт, способность научно-педагогического работника отказаться от диктата и перейти к взаимодействию Обязательным требованием студентов является наличие педагогического такта, который виявляет ься во внешнем виде научно-педагогического работника, в тоне общения, в самообладании, в умении без грубости достичь желаемых результатев.



Много трудностей и неудач в педагогической деятельности научно-педагогического работника обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения, поскольку только оно обеспечивает достижение цели и обучения и воспитания и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса Известный российский психолог В А Кан-Калик выделяет несколько стилей педагогического общенияння.







Сейчас читают про: