Зуборезные гребенки

Зуборезная гребенка представляет собой зубчатую рейку, превращенную в фасонный строгальный резец. Гребенки применяют для обработки зубчатых колес на специальных зубострогальных станках. Гребенка, таким образом, строгает профиль колеса методом обкатки. Длина гребенки должна была бы быть равной длине начальной окружности колеса, но для упрощения изготовления ее делают короткой. В связи с этим в конструкции станка предусмотрен специ­альный механизм, позволяющий после нарезания одного – трех зубьев отводить колесо в исходное положение и начинать процесс сначала. В сравнении с червячной фрезой нарезание гребенкой более точный, но менее производительный метод. Гребенки делят на две основные группы: прямозубые – для нарезания цилиндрических колес и косозубые – для нарезания шевронных колес.

Прямозубые гребенки. Прямозубые гребенки (рис. 2, б и в) изготовляют двух типов: гребенки типа I не имеют переднего угла, последний получается в результате наклонной установки гребенки под углом 6° 30' на станке. Гребенка типа II имеет передний угол 4°, ее устанавливают перпендикулярно направлению резания.

Как первый, так и второй типы гребенок могут быть предназначены для:

1) Чистового нарезания колес, при этом их называют чистовыми гребенками и обрабатывают только боковые стороны зуба, не касаясь дна впадины, предварительно обработанной черновой гребенкой или фрезой;

2) Чернового нарезания колес, их называют черновыми. Они предназначены для предварительной обработки впадины колеса; зубья черновой гребенки делают тоньше зубьев чистовых на величину припуска;

3) Нарезания колес, подвергающихся термической обработке, а затем шлифуемых по профилю; в размерах толщины зуба такой гребенки нужно учитывать припуск на шлифование зуба колеса; эти гребенки называют шлифовочными.

Если наложить друг на друга профили зуба черновой, шлифовочной и чистовой гребенок, то наибольшую ширину зуба будет иметь чистовая гребенка.

Основные конструктивные элементы гребенки (рис. 2, б): z – число зубьев; L – длина; Н – ширина; В – толщина; а – расстояние от вершины зубьев до сварочного шва (у сварных гребенок). К элементам профиля гребенки отнесем следующие: t – шаг, равный шагу зуба колеса на делительной окружности; αв – угол профиля гребенки в плоскости передней поверхности; αо – угол зацепления исходной зубчатой рейки; r1, r2 радиусы закругления вершины и впадины зуба; S – толщина зуба; h1 высота головки зуба; h – полная высота зуба. По характеру своей работы зуборезная гребенка – фасонный призматический строгальный резец, следовательно, все расчеты по искажению профиля, необходимые для проектирования резцов, применимы и для гребенки.

Рис. 57. Зубофрезерные гребенки: а – схема работы; б – тип I с углом γ = 0; в – тип II с углом γ > 0 (γ = 40).

Косозубые гребенки. Косозубые гребенки служат для нарезания шевронных колес. Они имеют наклонные зубья, и их применяют на специальных зубострогальных станках. Гребенки работают в паре: левая гребенка строгает зубья с одной стороны шеврона, правая – с другой. Движение совершается попеременно. Таким методом можно получить шевронные зубчатые колеса без канавки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: