Накатник представляет собой зубчатое закаленное колесо, имеющее заходную (заборную) часть длиной l. Накатывание производят при продвижении заготовки вдоль оси; но может быть и прямое сближение накатников по направлению к центру заготовки, при этом нет продвижения заготовки вдоль оси, и ширина В накатника должна быть больше ширины обода накатываемого колеса. В этом случае у накатника заходная часть практически не нужна. Зубчатые колеса можно накатывать с подогревом и без подогрева заготовки. Производительность процесса накатывания таким методом выше очень производительного нарезания колес зуборезной головкой. Важнейший фактор при накатывании – выбор материала накатника; обычно принято изготовлять накатники для тяжелых условий работы из стали Р6М5 (или другой прочной быстрорежущей стали) с последующей термической обработкой до твердости HRC 60-62. Можно успешно применять накатники из легированных сталей XI2М, Х6ВФ, т.е. из сталей, распространенных для инструментов при накатывании резьбы. Применяют черновое накатывание и конических колес с круговыми зубьями, накатывание шлицевых валов с прямобочными шлицами и других зубчатых деталей. Высокая производительность процесса пластического деформирования, экономичное расходование металла на заготовку (ее масса существенно меньше массы обычной заготовки) стимулирует внедрение этих процессов при массовом производстве зубчатых колес, валов.