Характеристикой осевого компрессора в целом принято считать зависимость соотношения давлений сжатия от расхода воздуха через компрессор при различной частоте и относительного внутреннего кпд.
Компрессоры проектируются так, чтобы кпд на расчетном режиме был наибольшим.
С уменьшением расхода воздуха при постоянной степени сжатия изменяются углы натекания потока на лопатки компрессора. При слишком большом изменении угла натекания поток отрывается от лопаток - возникает его «срыв», который захватывает сразу несколько лопаток. Наблюдаются также полные срывы потока, которые захватывают все лопатки. При этом работа может стать неустойчивой.
Если на каждой ступени сжатия определить расход, при котором режим работы компрессора становится неустойчивым, то на универсальной характеристике можно построить кривую, которая называется границей помпажа.
При неустойчивом режиме работы компрессора начинают резко изменяться давление и расход рабочего тела. Эти изменения происходят периодически, их частота определяется как характеристикой компрессора, так и особенностями сети, на которую он работает (трубопроводы, камера сгорания, газовая турбина), и они оказываются самоподдерживающимся (так называемые автоколебания).
Автоколебательный процесс в тракте ГТУ, называемый помпажом, сопровождается характерным шумом, работа ГТУ в режиме помпажа недопустима даже кратковременно, так как это может привести к поломке лопаток компрессора, ухудшению работы камеры сгорания, нарушающему нормальную эксплуатацию ГТУ.
Чтобы вывести компрессор из помпажа, необходимо увеличить расход воздуха. Для этого служат противопомпажные клапаны, позволяющие сбрасывать воздух после компрессора в атмосферу или на его всас. В результате резко увеличивается расход воздуха через компрессор и он входит в режим устойчивой работы. Длительное время работать с открытыми противопомпажными клапанами нельзя, так как при этом резко уменьшается кпд ГТУ.
Для предупреждения помпажа используются поворотные направляющие лопатки,, устанавливаемые перед первой ступенью компрессора, которые позволяют изменить расход воздуха через компрессор без срыва потока на рабочих лопатках.
Изменение кпд компрессора в зависимости от режима его работы происходит главным образом из-за возникновения на нерасчетных режимах положительных или отрицательных углов атаки на лопатках.
Под углом атаки понимается угол, образованный направлением входной скорости воздушного потока и направлением касательной к передней точке средней линии самой лопатки. Вдоль тракта многоступенчатого компрессора площадь для прохода воздуха уменьшается в соответствии с изменением плотности и объемного расхода рабочего тела. Полное соответствие между площадями проходных сечений и объемным расходом воздуха по тракту может быть достигнуто на расчетном режиме. На нерасчетных режимах это соответствие нарушается, что приводит к нарушению углов атаки на лопатках.
При повышении числа оборотов напорность первых ступеней возрастает, объемный расход перед средними ступенями снижается, напор растет, а последние приближаются к границе устойчивой работы. При снижении числа оборотов падает напор всех ступеней, а первые приближаются к границе срыва.
Небольшое уменьшение расхода воздуха в первой ступени вызывает в соответствии с характеристикой компрессорной ступени увеличение ее напора, процесс нарастает, от ступени к ступени и объемный расход резко уменьшается в хвостовых ступенях, они приближаются к границе устойчивой работы. При увеличении расхода процесс идет в обратном направлении.
Вопросы для самоконтроля
1. Что принято считать характеристикой осевого компрессора?
2. Каково значение характеристик осевого компрессора?
3. При каких условиях работа ступени станет неустойчивой?
4. Какой процесс в тракте ГТУ называют помпажом?
5. При каких условиях возникает помпаж?
6. Что называется углом атаки воздушного потока?
7. Почему недопустима работа компрессора в области помпажа?
8. Каковы режимы работы ступени в многоступенчатом компрессоре?
9.Почему приведенная характеристика носит название универсальной?