Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителя и ужесточенное отношение в этой сфере стали возможны в результате появления новых рыночных факторов. Их можно разделить на две группы, косвенно и непосредственно влияющих на усиление конкуренции.
Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции
Связаны с факторами структурного характера, радикально изменившими приоритеты ведения бизнеса.
1. Увеличение количества и разнообразия предприятий, действующих на российском рынке.
2. Либерализация цен и сокращение платежеспособности спроса.
3. Либерализация внешнеэкономических отношений.
4. Финансовая дестабилизация и инфляция процесса.
5. Обеспечение конвертируемости рубля.
6 .Приватизация и формирование негосударственного сектора экономики.
7 .Демонополизация экономики.
8.Создание рыночных инструментов (бирж, различного рода торгов, банков, страховых компаний, товаропроводящих сетей и т.п. организаций).
Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции.
|
|
Связаны с изменениями в рыночном поведении товаропроизводителей и потребителей продукции.
1. Изменение поведения предприятий на рынке. В целом оно характеризуется как уход от пассивного следования за проводимыми экономическими реформами к активным действиям, направленным на выход из тупикового состояния. Причем для различных групп предприятий эти действия носят неодинаковый характер.
2.Трансформируется и покупательское поведение потребителей. Принятие решений о покупке происходит на более профессиональном уровне. Ограниченность бюджета потребителей заставляет производителей повышать качество и понижать цены на товары, что, безусловно, активизирует конкуренцию.
Вопросы для самоконтроля.
1.Перечислить микроэкономические предпосылки усиления конкуренции?
2. Перечислить макроэкономические предпосылки усиления конкуренции?