Более разнообразные исследования конкуренции в Европе. Швейцария, Швеция, Дания, Австрия, Италия, Германия практически имеют собственные, хотя и во многом проамериканские, модели, описывающие конкурентное поведение компании.
Широкий спектр проблем маркетинга и конкуренции применительно к российским условиям разрабатывается и отечественными учеными. Большинство ведущих экономических вузов страны ведут собственные разработки проблем конкурентоспособности, маркетинговые исследования товарных рынков, методов регулирования конкурентных отношений. К сожалению, ввиду объективных причин российская наука имеет меньший исторический опыт исследования данных проблем. В то же время особенность современного этапа развития отечественной экономики состоит в том, что в распоряжении российских ученых находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок.
|
|
Вопросы для самоконтроля.
1.Какие страны Европы занимаются вопросами конкуренции?
2.Професорами какой школы впервые были представлены решения проблемы измерения конкурентоспособности изделий, компаний и отдельных отраслей?
Тестовые задания.
Ядро Гарвардской школы бизнеса составляет:
а) М.Портер;
б) П.Сраффо;
в) А.Чандлер;
г) М.Энрайт;
Яркими представителями японской школы бизнеса являются профессора:
а) Х.Такеучи;
б) П.Сраффо;
в) А.Чандлер;
г) М.Энрайт;
Какая страна Европы занимаются вопросами конкуренции?
а) Дания;
б) Испания;
в) Чехия;
г) Венгрия;
Лекция 5.
Тема № 2. Развитие конкуренции на российском рынке. Предпосылки усиления конкуренции.
План.
1. Объективные предпосылки усиления конкуренции.
2. Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции.
3. Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции.
Литература.
Основная:
1. Азоев Г.А., Челенков А.П. «Конкурентные преимущества фирмы», 2000.
2. Юдаков А.Ю. «Конкуренция: теория и практика», 2001.
Дополнительная:
3. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент.М.: ЮНИТИ, 2004.
4. Портер М. «Конкуренция», 2001
Развитие экономических реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активно влиять на конкурентную ситуацию.