Основные положения

В строительном производстве наибольшее распространение имеют две основные схемы транспортирования бетонной смеси:

– от пункта приготовления до места перегрузки на строительном объекте или укладки непосредственно в бетонируемую конструкцию;

– от места перегрузки на строительной площадке к месту укладки в бетонируемую конструкцию.

Непременным технологическим условием при транспортировании бетонной смеси является сохранение к моменту укладки в бетонируемую конструкцию заданных при ее приготовлении однородности, подвижности и температуры. Этого достигают:

1. правильным подбором состава бетонной смеси,

2. модификацией ее добавками,

3. максимальным сокращением и оптимизацией маршрутов перевозок,

4. применением специализированных автотранспортных средств,

5. транспортированием «сухих» или «полусухих» компонентов бетонных смесей с ее приготовлением в пути или у объекта и др. технологическими приемами.

Если в результате перевозки бетонной смеси по принятой схеме изменение первоначально заданных ей характеристик приобретает необратимый характер, то это нужно рассматривать как технологический отказ, при котором следует искать другой способ транспортирования бетонной смеси.

В зависимости от удаленности объектов от места приготовления бетонной смеси, характера дорог, климатических и других условий доставку бетонной смеси к строящимся объектам можно осуществлять:

– автомобилями-самосвалами;

– автобетоновозами;

– автобетоносмесителями;

При перевозке сухих компонентов бетонной смеси – автомобилями в капсулах или мягкой влагонепроницаемой таре, в бункерах, силосах и бадьях.

Последний способ технологически и экономически оправдан в основном при бетонировании крупных, массивных конструкций, допускающих применение бадей большой вместимости и их доставки большегрузным транспортом. В отдельных случаях для доставки бетонных смесей может быть выгодным использование ленточных конвейеров, например при небольших расстояниях между местом приготовления и укладки смеси, приготовлении бетонной смеси на установках непрерывного действия, больших объемах работ и высокой интенсивности процесса бетонирования.

Доставку бетонной смеси от места ее разгрузки у объекта к месту укладки в конструкцию в зависимости от определяющих условий можно осуществлять:

– кранами по схеме «кран-бадья»;

– подъемниками с последующим транспортированием бетонной смеси на отметке рабочего горизонта;

– конвейерами

– бетоноукладчиками;

– бетононасосами;

– пневмонагнетателями по трубопроводам.

Трубопроводный транспорт применяют в основном для перемещения и распределения бетонной смеси в пределах строящегося объекта. Этот способ транспортирования бетонной смеси по сравнению с ее доставкой автомобилями, кранами и конвейерами имеет определенные технологические преимущества. К ним относят:

– возможность бесперегрузочной доставки бетонной смеси непосредственно к месту укладки без потери ее качества, в том числе в недоступные или труднодоступные для других видов транспорта места;

– возможность эффективного распределения бетонной смеси с помощью приданных бетононасосам стрел-манипуляторов;

– непрерывность подачи бетонной смеси, что позволяет при достаточном фронте работ повышать интенсивность бетонирования и, что весьма существенно, возводить конструкции без технологических перерывов и, следовательно, без устройства швов;

– защищенность транспортируемой бетонной смеси от воздействий внешней среды (ветра, осадков и в определенной степени температуры);

– возможность осуществления напорного бетонирования, например, при бетонировании различного рода стыков, замоноличивании обделок туннелей, бетонировании тонкостенных конструкций;

– отсутствие значительных вертикальных динамических нагрузок, которые имеют место при разгрузке смеси из бадей и в ряде случаев являются причиной обрушения опалубки или подмостей;

– возможность бетонирования массивных и протяженных заглубленных в грунт конструкций без устройства автомобильных эстакад.

Практика показала, что при прочих равных условиях производства бетонных работ выработка одного бетонщика при использовании автобетононасосов возрастает примерно вдвое, а при укладке смеси в труднодоступные для крановой подачи места – в 3...5 раз.

К числу несомненных технологических преимуществ трубопроводного транспортирования бетонных смесей следует отнести и сравнительно высокие требования к качеству транспортируемой бетонной смеси. Это обстоятельство накладывает жесткие технологические ограничения на всю технологическую цепочку, включая приготовление бетонной смеси, ее доставку на строительную площадку и укладку в конструкции, и, следовательно, способствует принудительной технологической нормализации всего процесса бетонирования. Применение трубопроводной подачи бетонной смеси ужесточает и требования к конструкции опалубок в части повышения их жесткости и прочности, так как на боковые элементы опалубки в зависимости от интенсивности бетонирования может действовать значительное распорное давление.

Так как трубопроводное транспортирование бетонной смеси осуществляют машинами непрерывного действия, его наиболее целесообразно использовать при наличии на объекте больших сосредоточенных объемов бетонных работ. Вместе с тем, как показала отечественная и зарубежная практика, если бетононасосы имеют мобильное исполнение (смонтированы на автомобиле, самоходном или прицепном шасси) и оснащены специальными устройствами для распределения бетонной смеси, их применение может оказаться экономически оправданным и в условиях рассредоточенного строительства при ограниченных объемах бетонных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: