В охране окружающей среды

Экологическое законодательство является основой правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое нормирование и стандартизация призваны определить пределы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды исходя из долгосрочных интересов общества.

Нормирование качества ОС определяется как деятельность уполномоченных на это государственных органов по установлению экологических нормативов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Норматив – это предельно допустимый показатель воздействия человека на окружающую среду; норма – это мера воздействия на окружающую природную среду, где под воздействием понимается антропогенная деятельность, вносящая физические, химические, биологические изменения в окружающей среде, содержащие угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологическим системам.

Предполагается, что все эти стандарты качества находятся в пределах ассимиляционного потенциала территории. В России нормативы качества окружающей среды подразделяются на три группы:

· санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ);

· производственно-хозяйственные (ПДВ, ПДС);

· комплексные (ПДН).

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ: химических, биологических и прочих, нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибраций, магнитных полей. Все эти нормы устанавливает специальный Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.

Первые нормы ПДК были установлены в 1939 г. для питьевой воды. К 1991 г. число таких норм для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения увеличилось до двух тысяч. Первые десять ПДК загрязнителей атмосферы были введены в практику в 1951 г. Сейчас их насчитывается около 500. Нормативы по ПДК вредных веществ в почве стали вводиться с 1980 г., в настоящее время они установлены для 109 вредных веществ. Наряду с «санитарными» действуют нормативы концентрации веществ для «рыбохозяйственных» водоемов, по чистоте воздуха для лесной растительности (6 норм ПДК), для поверхностных вод, используемых в сельскохозяйственных целях (полив, питьевая вода для животных).

В России ПДК вредных веществ в водных объектах нормирована (ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая") для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного видов водопользования. Для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (табл. 1) установлены следующие лимитирующие признаки вредности: общесанитарный (воздействие вредного вещества на процессы естественного самоочищения воды в водоеме); органолептический (изменение свойств воды, обнаруживаемых осязанием и обонянием); санитарно-токсикологический (воздействие вещества на здоровье людей).

Таблица 1

Нормативы питьевой воды

Химические вещества/показатели Норматив, не более
Химического состава питьевой воды, [мг/л]
Алюминий остаточный 0,5
Бериллий 0,0002
Молибден 0,25
Мышьяк 0,05
Нитраты  
Полиакриламид остаточный  
Свинец 0,03
Селен 0,001
Стронций  
Фтор для климатических районов:  
Первый, второй 1,5
Третий 1,2
четвертый 0,7
Органолептических свойств питьевой воды
Запах при 20С и нагреванию до 60С, баллы  
Вкус (привкус) при 20С, баллы  
Цветность, градусы  
Мутность по стандартной шкале, мг/л 1,5
Нормативы, влияющие на органолептические свойства воды
Водородный показатель, рН 6-9
Железо, мг/л 0,3
Жесткость общая, мг/экв/л  
Марганец, мг/л 0,1
Медь, мг/л  
Полифосфаты остаточные, мг/л 3,5
Сульфаты, мг/л  
Сухой остаток, мг/л  
Хлориды, мг/л  
Цинк, мг/л  

Несмотря на то, что страна наша богата крупными реками, проблема сохранения малых рек в состоянии, пригодном для использования остается актуальной. Для защиты от истощения и загрязнения малых рек отрабатывается комплекс организационных мероприятий по соблюдению правил использования бассейнов, по благоустройству и облесению их водосборов, агротехнических приемов по задержанию снега и накоплению влаги, по уменьшению водной и ветровой эрозии, по созданию прудов и отстойников, расчистке русел и водоемов, а также естественно-биологических мероприятий.

Запрещается размещение и строительство на поймах нефтяных скважин, спусков, парков, устройство стоянок и мойка автотранспорта, ограничивается использование моторных лодок и речных судов. Не допускается внесение органических и минеральных удобрений по снежному покрову, авиаобработка сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2,5 км от берегов малых рек, водоемов, хранение минеральных удобрений и ядохимикатов на открытых площадках, строительство животноводческих комплексов, летних пастбищ, площадок для скота в поймах рек. Целесообразно устраивать земляные обваловки на возможном пути движения жидких отходов животноводства от очистных сооружений ферм в аварийных ситуациях. Как средство борьбы с эрозией не допускается вырубка леса в бассейнах малых рек, осуществляется восстановление и посадка лесов на склонах. Для задержания загрязнений от любых объектов производства могут быть созданы одно- или многоступенчатые биологические пруды, плато, водоемы, заселенные высшими (макрофитами) водными растениями. Заросли макрофитов создают барьер на пути загрязнений, замедляют течение, что увеличивает время контакта поступающих загрязнений (соединений азота, фосфора, калия) с биогеоценозами водоема. Это способствует интенсификации самоочищения воды. Обращается внимание на выполнение научно обоснованных требований к эксплуатации разного рода гидротехнических сооружений. Для поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов и сохранения генофонда кормовых растений на пойменных лугах вокруг каждой реки, озера или водохранилища создают водоохранную зону, размер которой зависит от геофизических, геоботанических, почвенных, гидрологических и других условий. Минимальная ширина зоны, устанавливаемая для рек от среднемноголетнего уреза воды в летний период по длине реки от истока, приведена в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика водоохранной зоны

Длина реки, км до 10 10-50 100 и более
Ширина зоны, м      

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.

В водоохраной зоне строго запрещаются:

· осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

· применение ядохимикатов, пестицидов и дефолиантов;

· использование навозных стоков для удобрения, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

· размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, складирование навоза, мусора, отходов производства;

· устройство животноводческих комплексов и ферм;

· стоянка и заправка топливом, мойка и ремонт автотранспортных средств, устройство взлетно-посадочных полос и площадок для авиационно-химических работ.

В пределах прибрежной зоны кроме ограничений, установленных для водоохранной зоны, запрещается распашка земель, применение удобрений, выпас скота и устройство его летних лагерей, размещение палаточных городков. Минимальная ширина прибрежной зоны для реки устанавливается в зависимости от средне-многолетнего уреза воды в летний период и уклона до 15o – 25 м; до 30o – 35 м; более 30o – 50 м.

Во вторую группу нормативов входят производственно-хозяйственные нормативы. Начиная с 90-х годов, для каждого предприятия устанавливается норматив допустимых выбросов различных веществ с учетом производственных мощностей очистного оборудования. Для атмосферы – это предельно допустимые выбросы, для воды – предельно допустимые сбросы, как в открытые водоемы, так и в канализацию. В случае, когда предприятие не может обеспечить очистку вредных веществ, в пределах допустимых выбросов или сбросов, назначаются временно согласованные сбросы и выбросы. Они назначаются для того, чтобы за период лет (обычно 5 лет) предприятие модернизировало очистные сооружения с тем, чтобы были выполнены условия допустимости выбросов и сбросов. Расчет ПДВ (ПДС) ведется таким образом, чтобы в местах контрольных створов обеспечивался ПДК конкретных веществ. Все загрязнения, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) считаются сверхнормативными и сверхлимитными. Этот факт широко используется при расчете платежей за загрязнение окружающей среды.

В третью группу нормативов качества окружающей среды входят комплексные нормативы. Здесь действуют предельно допустимые нормы нагрузки (ПДН) на природу, которые определяются размером антропогенного воздействия на экосистемы, природные ресурсы, не приводящие к нарушению экологических функций среды. Нормы бывают отраслевые и региональные. К отраслевым нормативам относятся: предельные нормы пребывания людей в лесу (12-15 человек на 1 га); предельное число туристов на территории национального парка; предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий.

Наиболее разработанными являются ПДН на окружающую природную среду и нормативы санитарных и защитных зон. При вводе в строй объектов и развитии территорий администрация регионов руководствуется ПДН нагрузки на ОС с учетом обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе. ПДН определяет допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций окружающей среды. Для определения ПДН важным является понятие о емкости природной среды, которая характеризуется ее потенциальными возможностями. Различают отраслевые и региональные ПДН нагрузки на ОС.

Отраслевые ПДН оперируют отдельными видами природных ресурсов, например:

– оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;

– предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных площадей (нарушение этого требования в Калмыкии привело к опустыниванию земель);

– предельные нормы посетителей, пребывающих одновременно на экскурсии в заповеднике.

Региональные ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известные нормы допустимых воздействий на экосистему Байкала устанавливают ограничения на использование его водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, на развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязываются с интересами сохранения в целостности экологических систем озера.

Предельно допустимые нормативы разрабатываются и утверждаются отраслевыми или местными экологическими организациями: по лесам – органами, совершенствующими управление лесами; паркам – их администрацией с учетом научных рекомендаций и т.д.

Недостатками практического воплощения в жизнь установления стандартов заключается в следующем:

· такие стандарты установлены не для всех ЗВ;

· отсутствует учет синергетического эффекта, когда два или несколько веществ, взаимодействуя между собой дают суммарный результат, отличный от суммы сложения их независимых эффектов;

· до сих пор не доказано, что порог воздействия ПДК является абсолютно безвредным для живых организмов;

· многие предприятия обладают столь слабой техникой контроля, что говорить о точности измерений ЗВ можно лишь условно;

· жесткие нормативы ПДК не являются гарантом их соблюдения.

Международные стандарты экологического менеджмента и аудита

Нормирование и стандартизация присущи и системе управления, в том числе и экологическому менеджменту. Идея разработки стандартов на системы корпоративного управления, необходимых для успешного функционирования компании впервые возникла в 70-е годы ХХ столетия. Первым национальным стандартом на системы корпоративного управления стал Британский Стандарт BS 5750, введенный в действие в 1979 г.

Первой системой регулирования экологического менеджмента явилась «Программа ответственности и предосторожности». Данная система, представляющая прообраз международного стандарта, была принята в Канаде в 1984 г., затем распространилась среди химических компаний США, а после 1989 г. стала проникать в химическую промышленность стран Евросоюза. Инициаторами ее внедрения выступили Канадская ассоциация производителей химической промышленности и аналогичная Ассоциация Великобритании. В конце 90-х годов ХХ столетия различные версии этой Программы были приняты еще двадцатью Ассоциациями химической промышленности, включая общенациональные.

В основу этой программы положен «Свод шести Правил», который явился результатом обобщения практики более ста компаний. Эти правила включают:

· общественную озабоченность;

· ответ на внезапные ситуации;

· предотвращение загрязнения среды;

· достижение безопасности как процесса,

· распространение;

· контроль за здоровьем персонала, безопасностью и производимой продукции.

К числу руководящих принципов Программы относятся самооценка и добровольность применения. Корпорации, решившие участвовать в Программе, должны предоставлять ее руководству отчеты, содержащие шесть базовых индикаторов, включая: затраты на охрану окружающей среды; уровень безопасности производства, оцененный по числу несчастных случаев на производстве; объемы загрязнений (сбросы, выбросы, отходы); потребление энергии.

Данная программа до сих пор имеет достаточно широкое применение, прежде всего в химической промышленности ряда стран. Среди даже современных стандартов Программа ответственности и предосторожности имеет ряд преимуществ таких как: реализацию предупреждающего подхода в отношении национального законодательства (открытости информации о деятельности предприятия для населения); наличие специальных организаций, способствующих обобщению передовой практики КЭМ; отсутствие обязывающего требования по проведению аудиторских проверок.

Исторически, первым международным стандартом стал принятый в 1992 г. Британский Стандарт BS 7750. Центральная идея этого стандарта – необходимость регулярного эко-аудита. Более конкретно, основные требования его таковы:

· со стороны экологической политики должно быть соответствие между коммерческими целями фирмы и ее политикой ООС, четкое и жесткое распределение ролей и персональной ответственности в организации системы экологического менеджмента;

· открытость и гибкость системы менеджмента для контроля и проверок со стороны общественности и обеспечение быстрой реакции на предложения по улучшению системы;

· в области документации и отчетности все планы и стратегии, показатели ее влияния на окружающую среду, результаты аудита, а также все нарекания, полученные фирмой со стороны потребителей и партнеров, должны быть подтверждены документально и представлены в отчетах.

При этом необходима инвентаризация следующих активов: потребления (все материалы, в особенности, природные ресурсы, запасы опасных веществ); произведенных продуктов, всех выбросов, сбросов и отходов и оценка их влияния на состояние окружающей среды.

С середины 90-х годов ХХ столетия наиболее широкое применение в международной практике экологического управления получили системы EMAS (европейская система эко-менеджмента и эко-аудита) и ISO 14000, которые в современной практике играют ведущую роль. Стандарт EMAS впервые был опубликован Европейской комиссией в 1993 г. для стран Европейского Союза, Норвегии и Исландии. Официальное разрешение было предоставлено с 1995 г. Что касается отраслевого охвата, то первоначально этот стандарт предназначался для предприятий промышленности. Однако позже в странах Евросоюза стали предприниматься попытки ее применения в общественном секторе, а также в сельском и лесном хозяйстве. Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000 относительно соблюдения требований.

В основе EMAS лежит принцип компенсации экономического ущербаОПС за счет виновного в нанесении этого ущерба. Членство в европейской системе стандартов предполагает реализацию и прохождение предприятием следующих этапов:

1. Первичная экологическая проверка. Проведение проверки имеет цель сбора и документации по вопросам воздействия на окружающую среду (потребление сырья и энергии, учет выбросов, отходов, шумового загрязнения). Далее оценивается степень этого воздействия и фиксируются уязвимые моменты.

2. Экологическая политика. Формулируются качественные и количественные цели экологической политики предприятия и устанавливаются конкретные мероприятия, относящиеся к выполнению этих целей.

3. Построение системы экологического менеджмента. Предписание программы требует эффективной организации ООС или проверки эффективности менеджмента. Сюда относится проверка выполнения законодательства.

4. Производственная экологическая проверка. Регулярная проверка экологических данных, выполнения экологических программ. При этом происходит оценка степени интеграции системы эко-менедмента в производственный процесс.

5. Экологическая декларация. Предписание требует от предприятия публикации экологической декларации (заявления), в которой должны быть предоставлены все необходимые данные, результаты и цели предприятия.

6. Экологическая экспертиза. Все рассмотренные выше процессы от 1 до 4 и проект экологической декларации должны быть проверены и подтверждены внешними независимыми экологическими экспертами (службами).

7. Подтверждение членства в системе европейского эко-аудита. Предприятия, выполняющие требования EMAS-предписания и имеющие разрешение на добровольное участие в системе, получают право на использование факта участия в системе европейского эко-аудита в рекламных целях и связях с общественностью.

В ходе использования данной системы были выявлены проблемы. Во-первых, природоохранные результаты компаний-членов схемы EMAS не отличались существенно в лучшую сторону от компаний, не участвующих в этой стандартной схеме. Во-вторых, требования были оценены как чрезмерно жесткие, а сама процедура оценки соответствия им – как излишне бюрократизированная. В третьих, эффективность мер по разработке и внедрению стандартизированных схем менеджмента оказалась ниже в сравнении с ISO 14000 (рис. 3).

Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что он является не техническим стандартом, а стандартом процесса конкретно сформированной в организации системы управления ООС. Включенные в стандарт руководящие указания применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности. Система менеджмента в соответствии с ISO 14000 имеет пять взаимосвязанных ступеней.


Рис.3. Взаимосвязь элементов системы КЭМ в рамках стандарта серии ISO 14000

Принципы современной экологической политики, сформулированные в концепции устойчивого развития, получили реализацию в механизме экологического менеджмента предприятия во многих странах. По данным Международной организации по сертификации, в декабре 2002 г. в мире насчитывалось 46876 организаций, сертифицированных на соответствие стандарту ISO 14001. Сертификацию по стандарту ЕМАS (Европейская схема экологического менеджмента и аудирования) получили 3821 предприятия. К концу 2002 г. в России было зарегистрировано 23 предприятия, сертифицированных на соответствие экологическому стандарту ГОСРИСО 14001-98.

Системы управления окружающей средой

По Всемирному торговому соглашению и на основании резолюции Встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., было принято решение о разработке международных стандартов серии ISO 14000, для чего был создан специальный Технический комитет 207 (ТС 207) Международной организации стандартизации (ISO). Система стандартов ISO 14000 (как и разработанные ранее BS 7750 и EMAS) ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии); основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Единственным стандартом в серии ISO 14000, на соответствие которому осуществляется сертификация, является стандарт ISO 14001. Остальные стандарты - сопутствующие, конкретизирующие требования стандарта ISO 14001, содействующие реализации системы экологического менеджмента на предприятии и поясняющие механизм внедрения ее отдельных элементов.

Настоящий стандарт ISO 14001 устанавливает требования к системе управления окружающей средой, т.е. процедурной ее части. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и размеров с учётом различных географических, культурных и социальных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система даёт организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем, чтобы сформулировать её экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению её загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.

Потенциальные экономические преимущества, связанные с предотвращением воздействия на окружающую среду заключаются, прежде всего, в создании и укреплении благоприятного имиджа предприятия, основанного на экологической ответственности; привлечения внимания инвесторов.

Стандарт ISO 14001 был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследова­тельским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 года № 378.

Система экологического менеджмента подразумевает под собой постоянный процесс улучшения: определение экологической политики, планирования, реализации, оценки изменений, контроль, анализ, корректировка экологической политики, новое планирование и т.д. Рассмотрим систему стандарта по составляющим.

Экологическая политика. Высшее руководство должно определить экологическую политику так, чтобы она:

· включала обязательство в отношении постоянного улучшения;

· включала обязательство в отношении соответствия природоохранному законодательству;

· была доступна для общественности.

Планирование. Организация должна постоянно актуализировать информацию по целевым экологическим показателям. Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды. Программ достижения плановых показателей должны включать распределение ответственности и средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Внедрение и функционирование. Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию и финансовые ресурсы. Высшее руководство организации должно назначать своих специальных представителей, которые независимо от других обязанностей должны иметь определённые ответственность и полномочия для того, чтобы представлять отчеты высшему руководству для дальнейшего анализа.

Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны быть указаны), легко идентифицируемой.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся её подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.

Проведение проверок и корректирующих действий. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду.

Аппаратура контроля должна проверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этих процессов, должны сохранятся согласно процедурам, установленным организацией.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой.

Анализ со стороны руководства. Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем, чтобы обеспечить её постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должен документально оформляться.

Анализ со стороны руководства должен проводиться для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: