Тема 5. Организация оптовой продажи товаров и услуг через электронные торговые площадки
Идея торговой площадки в Интернете выглядит весьма привлекательно. Суть ее заключается в следующем: создается сайт, интерфейс которого позволяет продавцам выставлять на продажу свой товары, а покупателям выбирать наилучшие предложения и совершать покупки. Средствами рекламы и персональных контактов формируется начальная аудитория продавцов и покупателей. Начинается процесс заключения сделок. При этом подразумевается, что все финансовые транзакции могут осуществляться как через Интернет, так и обычным образом. Благодаря отсутствию географических барьеров, участие в торговле на такой площадке могут принимать компании всего мира. Продавцами и покупателями могут быть как юридические, так и физические лица.
Торговая Интернет-площадка может быть организована тремя основными способами: биржа, аукцион или каталог.
Модель бизнеса торговой площадки подразумевает получение доходов по следующим направлениям:
- комиссия с суммы каждой заключенной сделки;
- реклама в интерфейсе торговой площадки и в новостях, рассылаемых участникам по электронной почте;
- абонентская плата за возможность выставлять товары и услуги на продажу;
- платный доступ к базам данных торговой площадки, содержащим информацию о различных видах продукции, ее производителях и распространителях;
- плата за выделение отдельных лотов цветом, жирным шрифтом и т. п., взимаемая с владельцев лотов.
Эта отрасль Интернет-бизнеса активно развивается.
Понятие и функции электронных торговых площадок
Электронные торговые площадки
Еще более сложными является интеграция внутренних информационных систем с онлайновыми системами других участников рынка.
Наиболее полно и эффективно технологии В2В могут быть реализованы в специализированных онлайновых торговых площадках (marketplace), услугами которых могут пользоваться группы предприятий, выступающих либо в качестве продавцов, или в качестве покупателей. За счет специализации торговые площадки позволяют организовать полноценную Интернет - торговлю с предоставлением участникам необходимого набора услуг.
По типу управления различают три вида торговых площадок В2В:
Независимая торговая площадка (Independent trading marketplace)
Частная торговая площадка (Private marketplace)
Отраслевая торговая площадка (Industry sponsored marketplace) Отраслевая или частная онлайновая торговая площадка может создаваться как поставщиком, заинтересованным в упрощении процесса продажи и доставки своей продукции (sell-side marketplace), так и покупателем, желающим оптимизировать процесс закупки комплектующих и материалов (buy-side marketplace).