Модели электронной торговли

Схема работы электронного магазина

Электронная торговля

Интернет-магазин – это торговая площадка в Интернете, где можно приобрести практически любой товар. При выборе Интернет-магазина (называемого также электронным магазином) лучше пользоваться услугами поисковых систем, например Rambler, Yandex. Aport и др., или использовать сайт платежной системы CyberPlat. К этой системе сегодня подключены около сотни торговых площадок. Большинство российских Интернет-магазинов реализованы в упрощенном варианте как электронные витрины, позволяющие пользователю сформировать заказ, в некоторых случаях выписать счет и переадресовать его в подключенную систему электронных платежей. Передача информации в торговую систему продавца осуществляется вручную.

Витрина электронного магазина располагается на Интернет-сервере и представляет собой Web-сайт с активным содержанием.

Электронная витрина предназначена для выполнения следующих задач:

§ предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа);

§ работа с электронной «корзиной» или «тележкой» покупателя;

§ регистрация покупателей;

§ оформление заказов с выбором метода оплаты и доставки;

§ предоставление он-лайн помощи покупателю;

§ сбор маркетинговой информации;

§ обеспечение безопасности личной информации покупателей;

§ автоматическая передача информации в торговую систему.

Полновесная торговая Интернет-система включает в себя помимо Web-витрины и back-office. Такая система позволяет выполнять следующие функции:

§ автоматически произвести заказ;

§ выписать счет (оплатить его);

§ зарегистрировать заказ в торговой системе продавца;

§ зарезервировать товары на складе;

§ передать информацию в финансовую информационную систему продавца;

§ предоставить владельцу магазина необходимую статистику.

Торговых Интернет-систем такого класса в России немного. Готовыми программными решениями для их построения являются INTERSHOP 3 (поставщик - компания TopS) и «1С-Аркадия Интернет-Магазин» (производитель - компания «Аркадия»).

Общая схема работы электронного магазина выглядит следующим образом. Потенциальный покупатель при помощи браузера осуществляет доступ к информационному серверу магазина. Сервер содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров с возможностью поиска по запросу и необходимые средства для ввода регистрационной информации, формирования заказа, возможно, проведения платежей и оформления доставки.

Регистрация покупателя обычно производится при оформлении заказа. После отбора товара покупатель должен заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему магазина, где проверяется наличие затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени возможной реализации заказа.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону. При наличии возможности оплаты через Интернет подключается используемая платежная система.

В традиционной схеме электронной покупки участвуют:

§ покупатель, формирующий заказ с использованием персонального компьютера;

§ банк-эмитент, выпустивший и обеспечивающий расчеты с использованием банковской карты;

§ электронный магазин, размещенный на электронной торговой площадке;

§ банк магазина;

§ расчетный центр, через который ведутся расчеты между эмитентом и банком магазина;

§ организация, обеспечивающая доставку товара покупателю со склада (для некоторых товаров).

Существует несколько наиболее распространенных систем доставки товаров из on-line магазинов.

§ Доставка международной курьерской службой. При доставке международной курьерской службой осуществляется 100%-ная предоплата со стороны покупателя. Например: UPS осуществляет доставку в любую точку мира в течение трех дней. Стоимость доставки зависит от региона и в среднем но России составляет 25 долл. После получения денег высылается товар и номер груза, появляется возможность отслеживать на Web-сайте UPS путь товаров.

§ Доставка собственной службой доставки или профессиональной курьерской службой. Курьерская доставка доступна только в том городе, где располагаются склады электронного магазина. Основные потребители услуг электронной коммерции находятся в крупных городах -Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и некоторых других. При оформлении заказа покупатель, как правило, указывает свой контактный телефон и адрес. Курьер делает телефонный звонок или отправляет сообщение по электронной почте, чтобы договориться об удобном времени доставки. Сроки доставки заказа собственной службой доставки варьируются от двух часов до двух суток с момента окончания его формирования. Покупатель может оплатить заказ, вручив сумму непосредственно курьеру.

§ Доставка почтой России. В этом случае покупателю выдадут бандероль с заказом в почтовом отделении, которое соответствует его почтовому адресу. Стоимость доставки в этом случае в среднем составляет 25% от стоимости заказа, а сроки соответствуют традициям российской почтовой системы.

§ Доставка международной почтовой службой. Международная почтовая служба используется для отправки товаров за рубеж. Эта служба доставит заказ в течение десяти - четырнадцати дней после окончания его формирования. Посылка перевозится международной почтой до границы страны, после чего передается национальной почтовой службе. Таким образом, сроки доставки сильно зависят от скорости работы почты в конкретном регионе.

§ Доставка магистральным транспортом.Применяется для крупногабаритных грузов (например, мебели) или больших партий товаров. Этот способ доставки наиболее характерен для оптовой торговли, сегмента business-to-business, взаимодействия производителя с поставщиками и дистрибьюторами, дистрибьюторов с дилерами. Под магистральным транспортом понимается автомобильный, железнодорожный, морской (контейнерные перевозки), воздушный. Приводить какие-либо цены и сроки доставки для данного варианта сложно. Подобные вопросы решаются в индивидуальном порядке при заключении сделки.

В настоящее время можно выделить три основные модели электронной торговли, получившие развитие в российском сегменте Интернета:

§ модель Интернет-представительства обычного магазина;

§ модель информационного посредничества;

§ модель торговой площадки.

Первая модель построена на организации интернет-представительства традиционного продавца, имеющего реальные товарные запасы. Это наиболее распространенная схема организации розничной электронной торговли. Характерны следующие варианты данной модели электронной торговли:

§ розничный магазин или сеть фирменных магазинов – вариант используется продовольственными, книжными магазинами, магазинами канцелярских принадлежностей и универмагами, например «Библио-Глобус», «Комус», «ГУМ-Интернет»;

§ оптовый поставщик, специализирующийся на определенной группе товаров, - вариант типичен для торговли компьютерами, оргтехникой и средствами мобильной связи, например «Депо», «Болеро»;

§ специализированная производственная структура – обычно это книжные магазины на базе издательств, например «оЗон». Достоинством модели является гибкость управления ассортиментом и ценами, которая позволяет реализовать преимущества электронной торговли. Финансовые потоки полностью проходят через Интернет-магазин. В качестве недостатка следует отметить высокую стоимость решения.

Второй моделью является модель информационного посредничества. Продавцы, использующие данную модель, не обладают сколько-нибудь значительными собственными товарными запасами. Бизнес строится на договоренностях с потенциальными поставщиками, а Интернет служит исключительно в качестве витрины для представления товара. Среди российских продавцов эту модель в основном используют магазины, торгующие компьютерами и комплектующими. Достоинством модели является дешевизна решения. В то же время очевидный недостаток - спекулятивная организация бизнеса, обычно неприемлемая для солидных деловых партнеров. Покупатель часто сталкивается с длительным сроком доставки, неполной комплектацией заказа, отсутствием дополнительных услуг или их низким качеством.

Третья модель характерна для интернет-универмагов, не имеющих значительного традиционного базиса (ее используют, например, www.torg.ru www.webmarket.ru). Эта модель организована в виде торговой площадки, имеющей контракты с поставщиками множества товаров и предоставляющей расширенные возможности для получения информации и поиска. Магазины-участники площадки вносят арендную плату за предоставление виртуального торгового места, а также комиссионный сбор в виде определенного процента с сумм, уплаченных покупателями за товары. Основные финансовые потоки, в отличие от первой модели, проходят через поставщиков и владельцев товаров. Достоинствами этой модели являются относительно невысокая цена и не слишком большая сложность Интернет-решения. Качественная организация информационных и поисковых функций способствует активному притоку посетителей. При небольших ежедневных потоках покупателей данная модель работает без значительных сбоев. Недостаток модели – ограниченная эффективность организации логистики и в связи с этим довольно длительные сроки комплектации и доставки заказа (3-5 дней). Если покупатель приобретает товары, поставляемые разными фирмами, то сроки доставки увеличиваются и привлекательность данной модели становится сомнительной.

Среди факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в России, обычно называют большую территорию, низкую плотность населении, слаборазвитую инфраструктуру связи, а также недоверие населения к осуществлению транзакции покупок в обезличенном виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: