Киров 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

на развитие внимания

для детей старшего дошкольного возраста

«Юные путешественники»

Выполнила: студентка 4 курса

группы ПСПЗ-41 заочной формы обучения

Ляпунова Ольга Николаевна

_____________

«» _________ 2015 г.

Проверила: к.п.н. доц. Клепцова Е.Ю.

___________

«___» _________ 2015 г.

Киров 2015


Содержание

  Пояснительная записка…………..………………………….............  
  Теоретическая часть………………………………………………….  
  Диагностика…………………………………………………………..  
  Занятие № 1 «В гостях у мышки»…………………………………...  
  Занятие № 2 «В гостях у белки»…………………………………….  
  Занятие № 3 «В гостях у птички»…………………………………...  
  Занятие № 4 «В гостях у собачки»…………………………………..  
  Занятие № 5 «В гостях у муравьёв»…………………………………  
  Занятие № 6 «В гостях у пчёлки»…………………………………...  
  Занятие № 7 «В гостях у мишки»…………………………………...  
  Занятие № 8 «В гостях у курочки»………………………………….  
  Занятие № 9 «В гостях у кошки»……………………………………  
  Занятие № 10 «В гостях у лисички»……………………..………….  
  Занятие № 11 «В гостях у цапли»………………..………………….  
  Занятие № 12 «В гостях у зайчика»………………...……………….  
  Занятие № 13 «В гостях у паучка»………………………………….  
  Занятие № 14 «В гостях у совы»…………………………………….  
  Занятие № 15 «Встречаем мишку»………………………………….  
  Список используемой литературы………………………………….  

Пояснительная записка

Цель коррекционной программы: коррекция свойств внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1. Коррекция свойств внимания: объёма, устойчивости, переключения и распределения.

2. Развитие свойств внимания: объёма, устойчивости, переключения и распределения.

3. Развитие навыков самоконтроля через развитие свойств внимания.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: время проведения - 40 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения коррекционной работы:

1. Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

3. Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

· Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.

· Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределения внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

· Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределение внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долго сидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.

4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника - игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.

5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9, №12, №14).

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.

9. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения (Занятия №3 - №14). Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №15).

10. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием. Например, на первом занятии дети выполняют простое рисуночное упражнение «Кляксы», а на втором занятии - более сложное упражнение по рисованию - «Раскрась вторую половинку».

11. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.

12. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы - путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Программа состоит из 15 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

1. Вводная часть - знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

3. Итоговая часть - подведение итогов занятия, прощание с группой [11].


Теоретическая часть

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными такими свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.

При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены отдельными «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа предполагает:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых развивается внимательность как свойство личности. Обычно причина общей невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Главная задача таких занятий: преодоление этого обобщенного восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого [10].


Диагностика

Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения. Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время.

Для выявления уровня развития внимания используются следующие критерии:

-уровень развития устойчивости внимания;

- уровень объема внимания;

- уровень скорости переключения внимания;

- уровень распределения внимания.

На основе выделенных критериев выделяются три уровня развития внимания у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:

- предлагаемые задания и уровень их выполнения;

- оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;

- характер контакта со взрослыми;

- отношение к выполнению заданий;

- уровень активности при выполнении заданий.

Так как уровень внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики.

1. Задание на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений.

2. Задание на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений.

После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:

- Какие предметы нарисованы на картинке?

- Сколько вишен ты видел на картинке?

- Что ты видел, ручку или карандаш?

- Сколько конфет на картинке?

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой) [9].

После проведения занятий программы диагностика проводится снова. Выявляются различия.


ЗАНЯТИЕ №1. «В гостях у мышки»

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи:

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. С сегодняшнего дня начинается наше сказочное путешествие. Итак, скажите мне, к кому же мы сегодня отправимся в гости? (Показывает картинку с мышкой). Молодцы! К мышке. А куда же нам идти? Смотрите, голубь принёс нам весточку, что же там? (Вытаскивает из под лап нарисованного голубя записку и читает):

- Мышка серая в норке

Пол метлою метёт,

Завершает уборку

И друзей в гости ждёт.

- Так где же живёт мышка? Хорошо! Теперь мы знаем куда идти - в норку к мышке! Давайте построимся паровозиком и отправимся в путь-дорогу.

(Паровозиком проходят и садятся на стулья в круг)

II. Основная часть.

Вот мы и пришли. Давайте внимательно посмотрим на жилище мышки и поиграем в игру «Я вижу…»

1. Я вижу…

Цель: Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

Ход игры:

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

- Молодцы, ребята! Ну, вот мы и осмотрели с вами мышкин дом. А теперь давайте покажем мышке, как много мы о ней знаем.

2. Замри!

Цель: развитие внимание, обучение быстро реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

Дети под музыку «ходят как мышки». Внезапно музыка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел - выбывает из игры. Снова звучит музыка, дети продолжают игру. Играют до тех пор, пока не останется один человек - он и становится победителем.

- Молодцы, ребята! А теперь, прежде чем уходить, давайте нарисуем мышке на память красивые кляксы.

3. Кляксы.

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.

Оборудование: чистые листы бумаги (А4), краска или гуашь, кисти.

Ход упражнения:

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист следует развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Рекомендации: если кто-либо из ребят затрудняется сказать, на что похожа его «клякса», можно коллективно с детьми обсудить и помочь этому ребёнку при ответе. Эту игру можно повторять через каждые 2 занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием детей.

- Вот молодцы, ребята! Какие красивые кляксы вы нарисовали мышке. Ну а теперь давайте прощаться с мышкой, нам пора возвращаться в группу. А по дороге домой нас ждёт ещё много приключений и новых встреч.

4. Счастливый путь.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза - позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! Скажите мне, понравилось ли вам в гостях у мышки? Где она живёт?

Давайте расскажем, что мы делали у мышки в гостях? Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

На этом занятие закончено, до новых встреч! [11].

ЗАНЯТИЕ №2. «В гостях у белки»

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи:

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

- Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с белкой) Молодцы! Ой, смотрите, нам пришло письмо от мышки! Давайте скорее читать! (Психолог читает):

- На сосне, среди хвои,

Обнаружив дупло,

Белка ловко устроит

В нём уют и тепло.

- Где же живёт белка? Молодцы! А где дупло? Правильно, а где много деревьев и там живут белки? Молодцы, сегодня мы идём в лес!

II. Основная часть.

1. Карлики и великаны.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

Дети ходят по кругу и по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Психолог выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

- Вот мы и пришли в гости к белке. Белочка рада нас видеть, и приготовила для вас задание - раскрасить рисунок белочки по образцу.

2. Раскрась вторую половинку.

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок с белкой, цветные карандаши.

Ход упражнения:

Дети должны раскрасить вторую половину картинки с белкой точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.

- Молодцы, ребята! Белочке очень понравились ваши рисунки, и она приглашает вас вместе отдохнуть у костра.

3. Костёр.

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, сплочение группы.

Оборудование: декорация костра.

Ход упражнения:

Дети садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду ведущего. По команде «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой какой большой костёр» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем ведущим назначают кого-то из детей.

- Вот молодцы! Белочка была рада таким гостям, а теперь нам пора отправляться домой.

4. Игра с флажками.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на посторонние сигналы.

Оборудование: красный, синий и зелёные флажки.

Ход игры:

Играющие шагают по кругу. Когда психолог поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - продолжать шагать по кругу.

- Ну, вот мы и дома, ребята. Мы устали в пути и давайте мы с вами отдохнём.

5.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

- Ребята, скажите, что же мы сегодня делали на занятии? Хорошо!

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

А теперь давайте прощаться. До следующего путешествия, ребята! [11].


ЗАНЯТИЕ №3 «В гостях у птички»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Задачи:

1. Развивать концентрацию и распределение внимания, наблюдательность.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Здравствуйте, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с птичкой) Молодцы! Ой, смотрите, нам пришло письмо от белочки! Она хочет нам помочь найти птичку! Давайте скорее читать! (Психолог читает):

Высоко на деревьях

Птицы гнёздышки вьют,

Чтобы птенчикам малым

Обеспечить уют.

- Где же живёт птичка? Молодцы! Пойдёмте искать деревья.

II. Основная часть.

1. Смешанный лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунки с изображением замаскированных деревьев.

Ход упражнения:

Детям даются рисунки с изображением замаскированных деревьев, среди которых им надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

«Посмотрите, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинайте искать».

- А вот и дерево. Давайте поздороваемся с птичкой.

2. Делай как я.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания.

Ход упражнения:

Психолог выполняет определённые движения и сопровождает их приветственными фразами. Дети повторяют за ним.

- Молодцы, ребята! А теперь давайте построим птичке скворечник, чтобы ей было где жить.

3. Строители

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.

Ход упражнения:

Каждому ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы скворечника. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

- Какие красивые скворечники мы с вами сделали, теперь у птичек есть домик! А теперь давайте поиграем с птичкой.

4.Найди мяч

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч, становится водящим.

- Ребята, а теперь пойдёмте домой. В гостях хорошо, а дома лучше. Попрощаемся с белочкой и отправимся в путь.

(Психолог и дети строятся паровозиком и ходят по кругу)

- Вот мы и дома. Давайте отдохнём после долгой дороги.

5.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

- Молодцы, ребята! Скажите мне, понравилось ли вам в гостях у птички? Где она живёт? Что мы делали у птички в гостях?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

- Хорошо! А теперь давайте прощаться. До следующего путешествия, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №4. «В гостях у собачки»

Цель: развитие концентрации и распределения внимания, произвольного внимания.

Задачи:

1. Развивать концентрацию, распределение внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение, выдержку.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с собакой) Молодцы! Ой, смотрите, кто-то подбросил нам записку! Давайте скорее читать! (Психолог читает):

- Звонко лает собачка -

Верный друг во дворе,

Она нас охраняет,

И живёт в конуре.

- Где же живёт собака? Молодцы! Пойдёмте искать конуру с собачкой.

II. Основная часть.

1. Найди дорожку

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Ход упражнения

Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней карандашом.

- Какие вы молодцы, быстро нашли дорогу. А вот и наша собачка! Давайте скорее с ней играть!

2. Ухо-нос.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Психолог тоже выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время начинает намеренно делать ошибки.

- Смотрите, ребята, собачка приготовила для нас задание.

3. Найди тень

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой тени.

Ход упражнения:

Ребенку предлагают рисунок с изображением собаки и четырех её теней. Ребёнок должен найти соответствующую тень. Далее используются картинки с изображением других животных - друзей собачки.

- Вот молодцы, ребята! Справились с заданием собачки! А сейчас давайте покажем собачке, что мы знаем.

4. Съедобное - несъедобное

Цель: формирование внимания, закрепление знаний о свойствах предметов.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

В зависимости от названного предмета съедобен он или нет, ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

- Хорошо! А теперь пришло время отправляться домой.

(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

- Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите-ка мне, понравилось ли вам в гостях у собачки? Где она живёт? Что мы делали у собачки в гостях?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

Домашнее задание:

- Ребята, а сейчас я вам раздам билеты на сказочный паровоз, на котором мы отправимся в путешествие на следующем занятии. Только они зашифрованы, и вы должны дома их расшифровать. Если у вас не будет получаться, то ваши родители вам помогут. (Раздаёт детям карточки с упражнением «Лабиринт») И не забудьте принести ваши билеты на следующее занятие! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №5 «В гостях у муравьёв»

Цель: развитие объёма, концентрации и распределения внимания, произвольного внимания.

Задачи:

1. Развивать объём, концентрацию, распределение внимания, наблюдательность.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Хотите вновь отправиться в путешествие? Тогда давайте проверим ваши билеты на сказочный паровоз. Всё ли вы сделали правильно? (Проверяет домашнее задание) Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с муравьями). Молодцы! - Вы знаете, где живут муравьи? (Психолог читает загадку)

Муравьишки-трудяги

Всё спешат, всё бегом,

Чтоб скорее достроить

Муравейник - свой дом.

- Где же живут муравьи? Молодцы! Сегодня мы ищем муравейник!

II. Основная часть.

(Психолог и дети строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- Вот мы и пришли в лес. Давайте поиграем в лесу.

1. Смешанный лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунки с изображением замаскированных деревьев.

Ход упражнения:

Детям даются рисунки с изображением замаскированных деревьев, среди которых ем надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

«Посмотрите, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинайте искать».

- Молодцы, ребята! А вот, смотрите, и наш муравейник. Давайте познакомимся с муравьями!

2. Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного количества муравьёв.

Ход упражнения:

Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными муравьями (лист А4) и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов. И так по очереди со всеми детьми.

- Молодцы, ребята! Вы очень понравились муравьишкам и они хотят с вами поиграть.

3. Платочек.

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Оборудование: платочек.

Ход игры:

Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

- А теперь давайте оставим нашим друзьям муравьям подарки на память.

4. Выкладывание палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (трубочки для коктейлей и т.п.), образец узора.

Ход упражнения:

Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.

- Хорошо! Молодцы, ребята! Муравьи остались довольны! А теперь пришло время отправляться домой.

(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите мне, понравилось ли вам в гостях у муравьёв? Где они живут? Что мы делали у муравьёв в гостях?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

Хорошо! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №6 «В гостях у пчёлки»

Цель: Развитие произвольного внимания, концентрации внимания, памяти.

Задачи:

1. Развивать произвольное внимание.

2. Развивать концентрацию внимания, память.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость.

6. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с пчёлами) Молодцы! Ой, смотрите, нам пришло письмо от муравьёв! Давайте скорее читать! (Психолог читает):

- Работящая пчёлка

Собирает нам мёд.

Со своею семейкой

Она в улье живёт.

- Где же живут пчёлы? Молодцы! Молодцы, сегодня мы с вами отправляемся искать улей!

II. Основная часть.

1. Найди дорожку

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Ход упражнения

Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней карандашом.

- Какие вы молодцы, быстро нашли дорогу. А вот и наш улей! А в нём и пчёлки! Давайте скорее с ними играть!

2. Топ-хлоп

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры:

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

- Молодцы, ребятки! А сейчас давайте поиграем с пчёлками в прятки.

3. Спрячем в шкафчик.

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: Из пустых спичечных коробков склеить шкафчик. Коробки можно склеивать в разном порядке, разного уровня сложности. Самый простой шкафчик: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик: 6 коробок в высоту и 5 коробок в ширину. Бусинка или другой маленький предмет.

Ход игры:

Какой-нибудь маленький предмет, например бусинку, на глазах у ребёнка кладём на любую полочку. Задвигаем её, затем шкафчик повертеть и спросить: «На какой полке лежит бусинка?». По мере освоения можно класть разные предметы, разного цвета на разные полочки. Вопросы будут: «На какой полочке зелёный шарик? На какой полочке синяя булавка?» и так далее.

4. Запрещённые движения.

Цель: развитие концентрации внимания.

Ход игры:

Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.

- Хорошо! Молодцы, ребята! Пчёлки остались довольны! А теперь пришло время отправляться домой.

(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите мне, понравилось ли вам в гостях у пчёлок? Где они живут? Что мы делали у пчёлок в гостях?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

Хорошо! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №7 «В гостях у мишки»

Цель: развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание.

2. Развивать концентрацию внимания, сосредоточение, память.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

6. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с медведем) Молодцы! Где же он живёт? (Психолог читает стихотворение):

- Любит мёд и малину

Медведь косолапый,

Но в берлоге всю зиму

Он сосёт свою лапу.

Где же зимой живёт медведь? Молодцы! Молодцы, сегодня мы идём в лес!

II. Основная часть.

- Ребята, давайте найдём дорогу к мишке!

1. Перепутанные линии.

Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Оборудование: картинки с перепутанными линиями.

Ход упражнения:

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.

- Умнички! Вот мы и пришли к мишке! Давайте мы с ним познакомимся и опишем друг друга.

2. Опиши друга

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Ход игры:

Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.

- Молодцы, ребятки! Теперь мишка с вами знаком и хочет с вами поиграть! Давайте поиграем с мишкой в игру «На стол! Под стол! Стучать!».

3. На стол! Под стол! Стучать!

Цель: развитие слухового внимания ребенка.

Ход игры:

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» - руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

- Ребята, мишка так рад, что мы пришли к нему в гости! Давайте сделаем ему подарки на память, чтобы он о нас не забывал.

4. Сделай, как я! (со спичками)

Цель: развитие памяти и внимания.

Оборудование: Спички. В принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.

Ход игры:

Играть можно взрослому с ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

- Хорошо! Молодцы, ребята! Мишка остался доволен! А теперь пришло время отправляться домой.

(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите-ка мне, понравилось ли вам в гостях у мишки? Где он живёт? Что мы делали у мишки в гостях?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

Хорошо! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №8 «В гостях у курочки»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, памяти и мышления.

Задачи:

1. Развивать концентрацию и объем внимания, память, мышление.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с курами) Где же живут курочки? (Психолог читает стихотворение):

А сейчас мы в курятник

Заглянём, ребята.

Здесь живут петушки,

Курочки и цыплята.

- Где живут курочки? Молодцы! Пойдём искать курятник!

II. Основная часть.

- Давайте мы с вами сделаем дорожки, которые доведут нас до заветного курятника.

1. Сложи дорожку.

Цель: развитие внимания, памяти и мышления у детей.

Оборудование: различные фигуры.

Ход упражнения:

Составьте дорожку из фигур. Попросите его посмотреть на дорожку, потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите детей восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках.

- Молодцы! Вот мы и пришли в курятник. Давайте поиграем с курочками и петушками!

- Поиграем в игру «Угадай, что исчезло».

2. Угадай, что исчезло.

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: различные игрушки.

Ход игры:

Выложить перед детьми 7-8 игрушек. Дети смотрят, а потом отворачиваются. Ведущему надо убрать или добавить одну игрушку и попросить детей угадать, что исчезло или появилось.

- Молодцы, ребята! А теперь давайте подвигаемся вместе с курочками!

3. Запрещённые движения.

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

Ведущий показывает детям движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а дети повторяет все кроме одного.

- Вот мы и отдохнули в гостях у курочек. А теперь давайте сделаем им подарки - красивые бусы!

4. Нанизывание бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, для усложнения задания - крупный бисер.

Ход упражнения:

Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы.

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно, использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

- Хорошо! Молодцы, ребята! Курочки и петушки остались довольны! А нам пришло время отправляться домой.

(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

6. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите мне, понравилось ли вам в гостях у курочки? Где она живёт? Что мы делали у курочки в гостях?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

Домашнее задание:

- Ребята, а сейчас я вам раздам билеты на сказочный паровоз, на котором мы отправимся в путешествие на следующем занятии. Только они зашифрованы, и вы должны дома их расшифровать. Если у вас не будет получаться, то ваши родители вам помогут. (Раздаёт детям карточки с упражнением «Лабиринт») И не забудьте принести ваши билеты на следующее занятие! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №9 «В гостях у кошки»

Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

6. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Тогда давайте проверим ваши билеты на сказочный паровоз. Всё ли вы сделали правильно? (Проверяет домашнее задание) Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с кошкой) Молодцы! Ой, смотрите, голубь принёс нам письмо! Давайте скорее читать! (Психолог читает):

- Лишь свободная кошка

Дома не признаёт,

Где сегодня гуляет,

Там она и живёт.

- Ребята, где же нам искать кошку? Давайте пойдём «куда глаза глядят» и поищем кошку!

II. Основная часть.

1. Тепло - холодно.

Цель: развитие распределения и концентрации внимания, наблюдательности.

Оборудование: игрушка «Кошка».

Ход игры:

Дети ходят по группе, ищут игрушку. Когда они к ней приближаются, ведущий говорит «Тепло», когда отдаляются - «Холодно». Когда дети совсем близко, можно говорить «Горячо».

- Вот мы и нашли кошку! Давайте с ней поиграем.

2. Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.

Ход упражнения:

Детям предлагается серия картинок, по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий.

- Молодцы, ребята! А теперь садитесь на стульчики! Кошка придумала для нас ещё одну игру.

3. Будь внимательнее!

Цель: развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания, расширение кругозора и познавательной активности ребенка.

Ход игры:

Ведущий произносит различные слова. Дети хлопают в ладоши, когда слышат слова, обозначающие животных, и встают при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

- Молодцы, ребята! А теперь давайте сделаем кошке подарок на память!

4. Срисовывание по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Ход упражнения:

Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур.

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

- Хорошо! Молодцы, ребята! Кошечка остались довольна! А нам пришло время отправляться домой.

(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

- Молодцы, ребята! Понравилось вам играть с кошкой? Вспомните, во что вы играли?

Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Что было для вас новым? Чему вы научились?

Домашнее задание:

- Ребята, кошка просила передать вам эти карточки. Посмотри внимательно на рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых вам героев детской передачи «Спокойной ночи, малыши»: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Дома найдите их и раскрасьте цветными карандашами. И не забудьте принести свои карточки на следующее занятие, чтобы я передала их кошечке! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята! [11].

ЗАНЯТИЕ №10 «В гостях у лисички»

Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

6. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Вы сделали домашнее задание, которое подготовила для вас кошка? (собирает карточки с домашним заданием). Молодцы! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с лисичкой) Где же живёт лисичка? Правильно, в лесу, мы с вами снова отправляемся в лес, к лисичке в нору. (Психолог читает стихотворение):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow