Метафизика и диалектика как философские науки

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.Диалектика рассматривалась какучение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.Он противопоставил свое учение о текучести учению элеатов о неизменности бытия.Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики».

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

В ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ прежде всего внесли Гегель, Кант, Шеллинг. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, противопоставленный метафизике, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего, который находится в беспрерывном движении, изменении и развитии в результате борьбы противоположностей. Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи».Таким образом, Гегелевская диалектика была идеалистической по сути.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ явилась материалистической интерпретацией диалектики Гегеля. Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

В России диалектический материализм был, как известно, официальной государственной философией.

Диалектика-это и теория, и метод. Как теория, она обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития,принцип всеобщей связи, принцип противоречия

По ПРИНЦИПУ ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ диалектика рассматривает все предметы и явления в многообразных связях: внутренних и внешних, существенных и несущественных. таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. Связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения, называется взаимодействием. Любое изменение есть ни что иное, как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития.

По ПРИНЦИПУ ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ диалектика главное внимание обращает на развитие как форму движения, понимая его как необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. Обратимость характерна для функционирования (повторяющихся изменений системы), направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, ведущего к возникновению нового качества. Развитие определяется как сложный многообразный процесс, который способен к самодвижению, то есть его источник находится в самом объекте(источник противоречия), в отличие от других разновидностей движения, которые лишь могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил.

Согласно ПРИНЦИПУ ПРОТИВОРЕЧИЯ, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Помимо основных принципов диалектики существуют так же принципы диалектической логики, основанные на методологических функциях диалектики, такие как ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ И ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: