Метафизика

Метафизика -(греч. meta ta physica – буквально: после физики) – философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. “Physica” обычно переводят – “природа”. Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т.е. “природа сущего”). Эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей.

Данный термин возник в 1 веке до н. э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания. Начиная с античности, это термин употреблялся как синоним философии.

Соответственно и философия как таковая стала называться этим же термином. Проблематика, составившая предмет М., представляет собой наиболее древнюю отрасль философии, ибо уже начиная с милетских досократиков (4 в. до н.э.) в ней стали размышлять о вечной субстанции, лежащей в основании изменяющегося мира. М. и стала той областью философии, которая стремилась ответить на вопрос “Что есть реальность?” и разработать нормативные критерии для ее определения и отличения от того, что только кажется реальностью, но ею фактически не является. Более того, в философской традиции комплекс подобных фундаментальных вопросов о действительности считался сущностью философии и основанием всех других наук. Он являлся также объектом осмысления и различных комментариев до такой степени, что разные философские направления получали свое название именно в зависимости от способа решения “метафизических” вопросов.

В последующих исторических типах М. по-разному выявлялась фундаментальная структура философствования, которая по сути и является ее основной задачей. Так, определенное своеобразие в метафизическое изучение сущего как такового привнесло средневековье. Патристика, например, продолжая античные традиции размышления о сущем в целом, постепенно изменяет их прежние смыслы, ибо ее сущее здесь понимается как имя Того, кто выше всякого имени, им же установленного (т.е. имя Бога). В отличие от традиционного понимания сущего как творящего начала, сущее обрело в патристике черты тварного бытия.

Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменениях, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют, так же в это время сформировалась статическая картина мира, в котором бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

Но, к сожалению, развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир. Во второй половине 19 века классическая метафизика уступает место ее новой форме – неометафизике, которая понимает развитие как количественные, эволюционные изменения, не ведущие к качественным изменениям, представляя его в виде круговоротов, как движение по кругу с возвратом к исходной точке. Однако, игнорируя другие формы развития, все неометафизические концепции страдают односторонностью, не способностью объяснить многие явления и процессы в природе и обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: