МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь _____________________ В.В.Якжик 30.06.2014 г. Регистрационный № ТД-СГ.020/тип. |
ФИЛОСОФИЯ
Типовая учебная программа
по обязательному модулю для учреждений высшего образования
СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию ________________ А.В.Данильченко «_____»_____________ 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ C.И.Романюк «_____»_____________ 2014 г. | |
СОГЛАСОВАНО Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» _________________ В.И.Шупляк «_____»_____________ 2014 г. | ||
Эксперт-нормоконтролер ____________________ «_____»_____________ 2014 г. |
Минск 2014
СОСТАВИТЕЛИ:
П.А.Водопьянов – профессор кафедры философии и права учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», член-корреспондент НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор;
|
|
М.И.Вишневский – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», доктор философских наук, профессор;
Ч.С.Кирвель – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», доктор философских наук, профессор;
Я.С.Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;
О.Л.Жук – заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;
И.А.Фурманов – заведующий кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор;
И.И.Казимирская – профессор кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;
С.Н.Сиренко – доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;
Е.А.Коновальчик – доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;
Л.А.Вайнштейн – профессор кафедры менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.
|
|
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А.С.Лаптенок – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук;
В.А.Янчук – декан факультета профессионального развития специалистов образования учреждения образования «Академия последипломного образования», доктор психологических наук, профессор;
А.В.Торхова – директор Центра развития педагогического образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета (протокол № 9 от 27.03.2014 г.);
Кафедрой философии учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова»
(протокол № 11 от 11.06.2014 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета
(протокол № 6 от 20.06.2014 г.);
Президиумом Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 7 от 25.06.2014 г.).
Ответственные за редакцию: М.И.Вишневский, О.Л.Жук
Ответственные за и выпуск: М.И.Вишневский, О.Л.Жук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение философии, как и других социально-гуманитарных дисциплин, ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека. Особенно тесно философия связана с психологией и педагогикой.
На всех этапах развития педагогика, как и психология, выступает в качестве практического воплощения определенных философско-мировоззренческих идей в сфере образования. Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. Педагогика вместе с психологией указывают пути освоения образующейся личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации. Философия изначально имеет образовательную направленность; в свою очередь, педагогика и психология по существу пронизаны философскими идеями о человеке и его единстве с окружающим миром. Поэтому обязательный модуль «Философия» включает две обязательные дисциплины: «Философия» и «Основы психологии и педагогики».
Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой, – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.
|
|
Философские учения и идеи получают конкретизирующее развитие и применение в психолого-педагогической науке и практике. Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.
Таков алгоритм междисциплинарного взаимодействия в преподавании философии и психолого-педагогической дисциплины.
Отличительной особенностью настоящей программы является ее интегрированный характер. Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия». При этом содержание модулей курса «Основы психологии» логично и последовательно дополняется соответствующими прикладными педагогическими аспектами, включенными в содержание курса «Основы педагогики».
|
|
Типовая учебная программа по обязательному модулю «Философия» разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:
• Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 г. № 194);
• Порядок разработки и утверждения учебных программ и программ
практик (утвержден Приказом Министра образования Республики Беларусь
от 27.05.2013 г. № 405).
При разработке программы учтен опыт проектирования и реализации типовой учебной программы по философии, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. (peг. № ТД-СГ.010/тип.), а также учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 05.07.2007 г., «Основы психологии и педагогики» (рег. № ТД-СГ.006/тип.).
Данная программа сохраняет то наиболее значимое содержание, которое обеспечило ей признание со стороны преподавателей и студентов. Прежде всего, это акцент на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и значимости самостоятельной работы студентов, использование эффективных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студентов программа выступает своеобразным «навигатором» добывания знаний и формирования необходимых компетенций. Вместе с тем уменьшение количества аудиторных занятий, отводимых на изучение философии, основ психологии и педагогики в учреждениях высшего образования, потребовало очень тщательно подойти к отбору обязательного учебного материала.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
• гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;
• фундаментализации как способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
• компетентностного подхода как определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на повышение роли самостоятельной работы студентов, моделирующей социально-профессиональные проблемы и пути их решения, обеспечивающей формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах;
• социально-личностной подготовки как обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
• междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции (СЛК):
СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).
СЛК-5. Уметь работать в команде.
В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции (АК):
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
АК-4. Уметь работать самостоятельно.
АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
Цели и задачи учебных дисциплин обязательного модуля «Философия»
Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:
• формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
• овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.
Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.
Формирование предметных философских компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения обязательной учебной дисциплины «Философия» выпускник должен знать:
• основные проблемы философии;
• ключевые философские идеи и категории;
• основные подходы к философской интерпретации бытия;
• фундаментальные компоненты философской теории человека;
• базовые ценности современной культуры;
• философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности;
•основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
• основные концепции функционирования и развития общества;
• глобальные проблемы современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
•формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
• применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и социально-профессиональных проблем и ситуаций;
• характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;
• осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни.
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:
• компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
• компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
• компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе, управления коллективом;
• компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
• компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
• компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.
Задачи освоения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.
В результате изучения обязательной учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:
• понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
• положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
• индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности личности (группы);
• мировые образовательные тенденции, структуру и направления развития системы образования в Республике Беларусь;
• основы семейной педагогики.
В результате изучения обязательной учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:
• учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательных ситуаций;
• организовывать продуктивное межличностное и социально-профессиональное взаимодействие с учетом поликультурной среды, индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, их возрастных и гендерных различий;
• использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в социально-профессиональной сфере, семейной жизнедеятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;
• осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования.
Обязательная учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей.
Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Задачи:
• освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;
• формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;
• развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.
Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.
Задачи:
• освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
• формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;
• освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.
Структура содержания обязательного модуля «Философия»
Структурирование содержания учебных дисциплин модуля «Философия» осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел).
Учебные программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла отражают специфику профиля учреждения высшего образования, специальности, собственных научно-методических наработок и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.
На изучение обязательных учебных дисциплин модуля «Философия» выделяется 180 часов, в том числе 76 аудиторных часов и 104 часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 76 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы студентов.
Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Философия» и «Основы психологии и педагогики» следующим образом:
• изучение учебной дисциплины «Философия» рассчитано на 84 учебных часа, из них 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов;
• изучение учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 68 часов, из них 34 аудиторных часа и 34 часа самостоятельной работы студентов;
• на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.
Примерный тематический план обязательного модуля «Философия»
Название разделов, модулей | Количество аудиторных часов | Самосто- ятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практическ ие (семинарские) занятия | ||
Обязательная учебная дисциплина «Философия» | ||||
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры | ||||
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» | ||||
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен | ||||
Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли | ||||
Раздел II. Основные проблемы современной философии | ||||
Модуль 3. Философия бытия | ||||
Модуль 4. Философская антропология | ||||
Модуль 5. Теория познания и философия науки | ||||
Модуль 6. Социальная философия | ||||
Модуль-резюме.Философия и диалог культур в современном мире | ||||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия» | ||||
Всего по обязательной учебной дисциплине «Философия» | ||||
Обязательная учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» | ||||
Курс «Основы психологии» | ||||
Раздел I. Психология личности | ||||
Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии» | ||||
Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности | ||||
Модуль 2. Социальная подструктура личности | ||||
Модуль 3. Направленность личности | ||||
Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности | ||||
Модуль 5. Свойства личности | ||||
Раздел П. Социальное поведение личности | ||||
Модуль 6. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах | ||||
Модуль 7. Личность и группа как субъект и объект управления | ||||
Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления | ||||
Модуль-резюме. Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | ||||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии» | ||||
Всего по курсу «Основы психологии» | ||||
Курс «Основы педагогики» | ||||
Раздел I. Общие основы педагогики | ||||
Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке | ||||
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен | ||||
Модуль 2. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций | ||||
Раздел П. Развитие и воспитание личности | ||||
Модуль 3. Развитие, обучение и воспитание личности | ||||
Модуль 4. Семейное воспитание | ||||
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития | ||||
Модуль 5. Самосовершенствование личности | ||||
Модуль 6. Личность и творчество | ||||
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | ||||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики» | ||||
Всего по курсу «Основы педагогики» | ||||
Всего по обязательной учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики» | ||||
Всего по обязательному модулю |
Примечания:
1. В учебной программе УВО по обязательному модулю разрешается перераспределять количество аудиторных часов и количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, между разделами и темами типовой учебной программы.
2. В учебной программе УВО по обязательному модулю разрешается перераспределять аудиторные часы обязательного модуля по видам занятий и обязательным дисциплинам.
3. Изменение содержания учебной программы УВО по обязательному модулю по отношению к типовой учебной программе (как дополнение, так и исключение изучаемых тем, вопросов) допускается, как правило, в пределах 30 % от аудиторного времени, отведенного на изучение обязательного модуля.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»
Р а з д е л I
ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»
Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.
Требования к компетентности:
знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.
Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.
Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.
Требования к компетентности:
уметь обосновывать мировоззренческую сущность философии;
знать и уметь характеризовать компоненты и основные исторические типы мировоззрения;
знать проблемное поле философии;
знать и уметь обосновывать фундаментальные характеристики философии;
уметь раскрывать взаимосвязь философии и других феноменов культуры.
Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Особенности философии эпохи Возрождения. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.
Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.
Философская мысль в Беларуси.
Требования к компетентности:
знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;
знать специфику философской традиции древнего Востока, античной философии, уметь характеризовать ее ведущие идеи;
знать основные проблемы и идеи средневековой философии, эпохи Возрождения, Нового времени, уметь характеризовать их роль в развитии европейской и мировой философской мысли;
уметь применять идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем прошлого и наших дней;
знать и уметь характеризовать основные философские идеи неклассической философии;
уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии;
уметь применять ведущие идеи неклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций;
знать основные черты философской мысли в Беларуси.
Р а з д е л II
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Модуль 3. Философия бытия
Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.
Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.
Диалектика как философская теория развития.
Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.
Требования к компетентности:
знать основные философские концепции бытия; уметь применять их при анализе современных научных и жизненно-практических проблем;
знать основные черты диалектики, уметь применять их на практике;
знать современные представления о пространственно-временной и динамической организации бытия, уметь соотносить их с современным развитием науки и практики;
знать и уметь применять на практике философские идеи синергетики, требования экологического императива.
Модуль 4. Философская антропология
Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.
Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.
Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.
Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.
Требования к компетентности:
знать фундаментальные компоненты философско-антропологических учений;
знать и уметь учитывать социокультурные характеристики человеческой деятельности;
уметь осуществлять собственный жизненный выбор, формулировать и аргументировать базовые ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.
Модуль 5. Теория познания и философия науки
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.
Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
Познание и понимание.
Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
Требования к компетентности:
знать основные характеристики познавательной деятельности;
знать уровни научного познания, методы научного исследования;
уметь осуществлять философский анализ познавательной деятельности при рассмотрении мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций в науке.
Модуль 6. Социальная философия
Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.
Философия истории и основные подходы к ее исследованию.
Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.
Философия культуры.
Ценности, вызовы и риски в современном обществе.
Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.
Требования к компетентности:
знать ведущие идеи социальной философии;
знать общее строение общественной жизни, уметь характеризовать ее динамику;
уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.
Модуль-резюме. Философия и диалог культур в современном мире
Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.
Требования к компетентности:
знать и уметь характеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире;
знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»
Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Разноуровневость тестовых заданий позволяет диагностировать у студентов такие уровни усвоения деятельности, как узнавание, воспроизведение по памяти, понимание и применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность), творческая деятельность. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И
ПЕДАГОГИКИ»
КУРС «ОСНОВЫ психологии»
Раздел I
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»
Психология как наука. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Психологическая наука и психологическая практика.
Требования к компетентности:
знать сущность психологии как науки и ее связи с другими науками о человеке;
уметь отличать научное и житейское психологическое знание;
знать функции психики, структуру психического, роль его компонентов в жизнедеятельности человека и способы регуляции поведения личности;
уметь различать «деятельность» и «поведение», знать условия и способы успешной деятельности и адаптивного поведения человека;
знать специфику различных видов психологической практики.
Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности
Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции.
Структура приема и обработки информации. Ощущения и восприятие. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления. Понятие о сущности и функциях представлений. Воображение и его виды. Понятие о речи и языке.
Требования к компетентности:
знать организацию, строение и функционирование нервной системы в процессе регуляции психической жизни человека;
знать сущность психических процессов, относящихся к познавательной сфере человека, механизмы и условия повышения познавательной активности, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;
знать свойства, характеристики и закономерности психических процессов, их классификации;
уметь устанавливать связь между различными психическими процессами; использовать эти знания и умения в личной и профессиональных сферах;
уметь выявлять индивидуальные особенности психических процессов других людей и использовать их при профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии.
Модуль 2. Социальная подструктура личности
Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.
Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.
Требования к компетентности:
знать и уметь раскрывать сущность и механизмы социализации личности, использовать эти знания и умения в сфере воспитания и профессиональной деятельности;
знать закономерности усвоения социальных моделей поведения через наблюдение за образцом и при использовании различных способов подкрепления;
знать способы социального регулирования поведения человека и использовать эти знания в работе с людьми;
уметь выявлять различительные признаки просоциального и асоциального поведения и использовать адекватные способы социального воздействия в конкретной ситуации;
знать этапы жизненного цикла личности, уметь выявлять различительные признаки адаптивной и дезадаптивной личности.
Модуль 3. Направленность личности
Понятие потребности. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты.
Требования к компетентности:
знать сущность и основные компоненты направленности личности для регуляции поведения, уметь создавать условия для реализации потребностей и мотивов;
уметь анализировать мотивацию человека и использовать эти знания для стимулирования активности личности и повышения эффективности ее деятельности;
знать сущность и особенности развития самосознания для формирования активной жизненной позиции.
уметь обосновывать сущность «я-концепции» как динамической системы представлений человека о себе;
знать механизмы психологических защит, уметь их распознавать в поведении человека для повышения эффективной социальной коммуникации.
Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности
Общее понятие об эмоциях. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения.
Функциональные состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
Требования к компетентности:
знать значение, функции и структуру эмоций и уметь различать эмоциональные состояния человека;
знать и уметь давать характеристику фундаментальным эмоциям для самопознания и познания окружающих людей;
знать виды эмоциональных и функциональных психических состояний, уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;
знать возможности регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний, уметь их использовать для аутогенной тренировки.
Модуль 5. Свойства личности
Темперамент. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Характер. Формирование характера. Понятие способности. Способности и задатки. Виды способностей.
Требования к компетентности:
знать психологическую сущность и отличительные особенности различных типов темперамента и характера и использовать эти знания в работе с людьми;
знать и уметь определять доминирующий тип темперамента, давать сравнительную характеристику типов темперамента по их внешнему проявлению, применять эти знания и умения в семейной и социально-профессиональной сферах;
знать сущность способностей и уметь создавать условия для их развития на основе врожденных и социально-обусловленных качеств человека в целях повышения самоэффективности в личной, семейной и профессиональной сферах;
знать и уметь находить отличительные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей, использовать эти знания и умения в работе с людьми для решения социально-профессиональных задач.
Раздел II
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Модуль 6. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах
Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.
Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами.
Понятие и классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.
Требования к компетентности:
знать виды, уровни, основные функции и характеристики межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений, применять эти знания для эффективной коммуникации в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности;
знать сущность конфликта для распознавания позитивных и негативных форм социального поведения, уметь использовать эти знания при воспитании и управлении;
знать типологию кризисов и конфликтов, уметь анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов;
знать особенности поведения человека в группе, статические и динамические характеристики группы для оптимизации социально-психологического взаимодействия;
уметь анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность;
уметь определять социально-психологический климат группы для повышения эффективности ее функционирования.
Модуль 7. Личность и группа как субъект и объект управления
Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.
Требования к компетентности:
уметь определять и понимать структуру организации для успешной адаптации в ней и оптимизации функционирования;
знать основные психологические характеристики структурных групп организации и уметь использовать эти знания в управлении коллективом;
знать и уметь анализировать особенности коммуникации в организации и учитывать их для сотрудничества и решения воспитательных задач.
Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления
Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.
Требования к компетентности:
знать специфику управления организацией и ее большими и малыми структурными подразделениями для повышения качества производственной деятельности;
знать психологические особенности руководства и лидерства, уметь анализировать различные стили их проявления и использовать эти знания и умения для решения социальных и профессиональных задач;
знать сущность управленческой деятельности руководителя, его личностные характеристики, необходимые в системе управления для оптимизации профессиональной деятельности;
знать и уметь обосновывать правомерность принятия управленческих решений для эффективности разрешения социально-профессиональных проблем;
знать сущность управленческого общения, формы реализации властных полномочий; уметь осуществлять организационное воздействие в ходе решения социально-профессиональных задач.
Модуль-резюме. Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования
Модуль-резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения учебной дисциплины. Важнейшей целью этого модуля является повторение студентами на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами продуктивной деятельности (действия в нестандартной ситуации, исследовательская деятельность). Обобщение, систематизация и повторение учебного материала могут осуществляться с использованием активных форм обучения (деловая и ролевая игры, круглый стол и др.). В рамках данного модуля обсуждаются результаты самостоятельно освоенных тем, решения педагогических ситуаций, творческих заданий, выполнения проектов.
Требования к компетентности:
знать основные психологические понятия, ведущие идеи в психологии, психологические закономерности, принципы, способы деятельности; уметь их применять в нестандартных социально-профессиональных ситуациях (эвристическая деятельность);
уметь осуществлять исследовательскую деятельность при решении психологических задач (творческий уровень освоения).
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»
Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и проводится в виде контрольной работы или тестирования с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов уровни усвоения деятельности (уровень узнавания; воспроизведения, или алгоритмический уровень; эвристический уровень; исследовательский уровень). В рамках модуля контроля также может
осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.
Требования к компетентности:
знать понятия и категории, общекультурное значение и место психологии в системе наук о человеке и обществе;
знать индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
знать социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
уметь организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;
уметь определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;
уметь использовать психологические знания и технологии воздействия в профессиональной деятельности, при принятии управленческих решений и проведении учебных занятий с персоналом.
КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Р а з д ел I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке
Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.
Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики.
Требования к компетентности:
уметь обосновывать возрастающую значимость наук о человеке и образовании и роль педагогики в развитии общества;
уметь раскрывать зависимость эффективности своего труда от собственной психолого-педагогической компетентности;
знать объект, предмет и категории педагогики; уметь характеризовать современную социально-педагогическую реальность на языке педагогических понятий и обосновывать роль педагогических явлений (процессов) в собственной жизнедеятельности, развитии общества.
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен
Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Требования к компетентности:
знать основные социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, уметь обосновывать сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы;
знать условия и механизмы развития и совершенствования личности в процессе образования и уметь использовать их при анализе реальной образовательной практики;
уметь использовать педагогический инструментарий (формы, методы, приемы, технологии) для решения социально-профессиональных задач, проведения учебных занятий с персоналом.
Модуль 2. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций
Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.
Требования к компетентности:
знать принципы, направления образовательной политики в стране, цели функционирования системы образования и ее структуру и уметь раскрывать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы;
уметь обосновывать сущность позитивных и негативных явлений в образовании, знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности и быть готовым к участию в государственно-общественном управлении системой образования;
знать и понимать основные мировые тенденции развития высшего и дополнительного образования в мире и стране, уметь использовать эти знания для профессионального самоопределения и развития.