По обязательному модулю для учреждений высшего образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь _____________________ В.В.Якжик 30.06.2014 г. Регистрационный № ТД-СГ.020/тип.

ФИЛОСОФИЯ

Типовая учебная программа

по обязательному модулю для учреждений высшего образования

СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию ________________ А.В.Данильченко «_____»_____________ 2014 г.   СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ C.И.Романюк «_____»_____________ 2014 г.
    СОГЛАСОВАНО Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» _________________ В.И.Шупляк «_____»_____________ 2014 г.
    Эксперт-нормоконтролер ____________________ «_____»_____________ 2014 г.

Минск 2014


СОСТАВИТЕЛИ:

П.А.Водопьянов – профессор кафедры философии и права учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», член-корреспондент НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор;

М.И.Вишневский – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», доктор философских наук, профессор;

Ч.С.Кирвель – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», доктор философских наук, профессор;

Я.С.Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;

О.Л.Жук – заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

И.А.Фурманов – заведующий кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор;

И.И.Казимирская – профессор кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

С.Н.Сиренко – доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Е.А.Коновальчик – доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Л.А.Вайнштейн – профессор кафедры менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А.С.Лаптенок – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук;

В.А.Янчук – декан факультета профессионального развития специалистов образования учреждения образования «Академия последипломного образования», доктор психологических наук, профессор;

А.В.Торхова – директор Центра развития педагогического образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета (протокол № 9 от 27.03.2014 г.);

Кафедрой философии учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова»

(протокол № 11 от 11.06.2014 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 6 от 20.06.2014 г.);

Президиумом Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 7 от 25.06.2014 г.).

Ответственные за редакцию: М.И.Вишневский, О.Л.Жук

Ответственные за и выпуск: М.И.Вишневский, О.Л.Жук


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение философии, как и других социально-гуманитарных дисциплин, ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека. Особенно тесно философия связана с психологией и педагогикой.

На всех этапах развития педагогика, как и психология, выступает в качестве практического воплощения определенных философско-мировоззренческих идей в сфере образования. Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. Педагогика вместе с психологией указывают пути освоения образующейся личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации. Философия изначально имеет образовательную направленность; в свою очередь, педагогика и психология по существу пронизаны философскими идеями о человеке и его единстве с окружающим миром. Поэтому обязательный модуль «Философия» включает две обязательные дисциплины: «Философия» и «Основы психологии и педагогики».

Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой, – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

Философские учения и идеи получают конкретизирующее развитие и применение в психолого-педагогической науке и практике. Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.

Таков алгоритм междисциплинарного взаимодействия в преподавании философии и психолого-педагогической дисциплины.

Отличительной особенностью настоящей программы является ее интегрированный характер. Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия». При этом содержание модулей курса «Основы психологии» логично и последовательно дополняется соответствующими прикладными педагогическими аспектами, включенными в содержание курса «Основы педагогики».

Типовая учебная программа по обязательному модулю «Философия» разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

• Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 г. № 194);

• Порядок разработки и утверждения учебных программ и программ
практик (утвержден Приказом Министра образования Республики Беларусь
от 27.05.2013 г. № 405).

При разработке программы учтен опыт проектирования и реализации типовой учебной программы по философии, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. (peг. № ТД-СГ.010/тип.), а также учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 05.07.2007 г., «Основы психологии и педагогики» (рег. № ТД-СГ.006/тип.).

Данная программа сохраняет то наиболее значимое содержание, которое обеспечило ей признание со стороны преподавателей и студентов. Прежде всего, это акцент на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и значимости самостоятельной работы студентов, использование эффективных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студентов программа выступает своеобразным «навигатором» добывания знаний и формирования необходимых компетенций. Вместе с тем уменьшение количества аудиторных занятий, отводимых на изучение философии, основ психологии и педагогики в учреждениях высшего образования, потребовало очень тщательно подойти к отбору обязательного учебного материала.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

• гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

• фундаментализации как способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

• компетентностного подхода как определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на повышение роли самостоятельной работы студентов, моделирующей социально-профессиональные проблемы и пути их решения, обеспечивающей формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах;

• социально-личностной подготовки как обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

• междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции (СЛК):

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции (АК):

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Цели и задачи учебных дисциплин обязательного модуля «Философия»

Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:

• формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

• овладение основами мировой и отечественной философской культуры;

• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.

Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.

Формирование предметных философских компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения обязательной учебной дисциплины «Философия» выпускник должен знать:

• основные проблемы философии;

• ключевые философские идеи и категории;

• основные подходы к философской интерпретации бытия;

• фундаментальные компоненты философской теории человека;

• базовые ценности современной культуры;

• философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности;

•основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

• основные концепции функционирования и развития общества;

• глобальные проблемы современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

•формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

• применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и социально-профессиональных проблем и ситуаций;

• характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

• осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни.

Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:

• компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;

• компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;

• компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе, управления коллективом;

• компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;

• компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;

• компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.

Задачи освоения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.

В результате изучения обязательной учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:

• понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

• положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

• индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности личности (группы);

• мировые образовательные тенденции, структуру и направления развития системы образования в Республике Беларусь;

• основы семейной педагогики.

В результате изучения обязательной учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:

• учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательных ситуаций;

• организовывать продуктивное межличностное и социально-профессиональное взаимодействие с учетом поликультурной среды, индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, их возрастных и гендерных различий;

• использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в социально-профессиональной сфере, семейной жизнедеятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;

• осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования.

Обязательная учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей.

Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.

Задачи:

• освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;

• формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;

• развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.

Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.

Задачи:

• освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;

• формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;

• освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.

Структура содержания обязательного модуля «Философия»

Структурирование содержания учебных дисциплин модуля «Философия» осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел).

Учебные программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла отражают специфику профиля учреждения высшего образования, специальности, собственных научно-методических наработок и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.

На изучение обязательных учебных дисциплин модуля «Философия» выделяется 180 часов, в том числе 76 аудиторных часов и 104 часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 76 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы студентов.

Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Философия» и «Основы психологии и педагогики» следующим образом:

• изучение учебной дисциплины «Философия» рассчитано на 84 учебных часа, из них 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов;

• изучение учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 68 часов, из них 34 аудиторных часа и 34 часа самостоятельной работы студентов;

• на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.


Примерный тематический план обязательного модуля «Философия»

Название разделов, модулей Количество аудиторных часов Самосто- ятельная работа
  Всего Лекции Практическ ие (семинарские) занятия
Обязательная учебная дисциплина «Философия»
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры        
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»        
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен        
Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли        
Раздел II. Основные проблемы современной философии        
Модуль 3. Философия бытия        
Модуль 4. Философская антропология        
Модуль 5. Теория познания и философия науки        
Модуль 6. Социальная философия        
Модуль-резюме.Философия и диалог культур в современном мире        
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»        
Всего по обязательной учебной дисциплине «Философия»        
Обязательная учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики»
Курс «Основы психологии»
Раздел I. Психология личности        
Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»        
Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности        
Модуль 2. Социальная подструктура личности        
Модуль 3. Направленность личности        
Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности        
Модуль 5. Свойства личности        
Раздел П. Социальное поведение личности        
Модуль 6. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах        
Модуль 7. Личность и группа как субъект и объект управления        
Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления        
Модуль-резюме. Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования        
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»        
Всего по курсу «Основы психологии»        
Курс «Основы педагогики»
Раздел I. Общие основы педагогики        
Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке        
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен        
Модуль 2. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций        
Раздел П. Развитие и воспитание личности        
Модуль 3. Развитие, обучение и воспитание личности        
Модуль 4. Семейное воспитание        
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития        
Модуль 5. Самосовершенствование личности        
Модуль 6. Личность и творчество        
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования        
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»        
Всего по курсу «Основы педагогики»        
Всего по обязательной учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики»        
Всего по обязательному модулю        

Примечания:

1. В учебной программе УВО по обязательному модулю разрешается перераспределять количество аудиторных часов и количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, между разделами и темами типовой учебной программы.

2. В учебной программе УВО по обязательному модулю разрешается перераспределять аудиторные часы обязательного модуля по видам занятий и обязательным дисциплинам.

3. Изменение содержания учебной программы УВО по обязательному модулю по отношению к типовой учебной программе (как дополнение, так и исключение изучаемых тем, вопросов) допускается, как правило, в пределах 30 % от аудиторного времени, отведенного на изучение обязательного модуля.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»

Р а з д е л I

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»

Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.

Требования к компетентности:

знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.

Модуль 1. Философия как социокультурный феномен

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.

Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.

Требования к компетентности:

уметь обосновывать мировоззренческую сущность философии;

знать и уметь характеризовать компоненты и основные исторические типы мировоззрения;

знать проблемное поле философии;

знать и уметь обосновывать фундаментальные характеристики философии;

уметь раскрывать взаимосвязь философии и других феноменов культуры.

Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

Особенности философии эпохи Возрождения. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.

Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.

Философская мысль в Беларуси.

Требования к компетентности:

знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;

знать специфику философской традиции древнего Востока, античной философии, уметь характеризовать ее ведущие идеи;

знать основные проблемы и идеи средневековой философии, эпохи Возрождения, Нового времени, уметь характеризовать их роль в развитии европейской и мировой философской мысли;

уметь применять идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем прошлого и наших дней;

знать и уметь характеризовать основные философские идеи неклассической философии;

уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии;

уметь применять ведущие идеи неклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций;

знать основные черты философской мысли в Беларуси.

Р а з д е л II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Модуль 3. Философия бытия

Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.

Диалектика как философская теория развития.

Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.

Требования к компетентности:

знать основные философские концепции бытия; уметь применять их при анализе современных научных и жизненно-практических проблем;

знать основные черты диалектики, уметь применять их на практике;

знать современные представления о пространственно-временной и динамической организации бытия, уметь соотносить их с современным развитием науки и практики;

знать и уметь применять на практике философские идеи синергетики, требования экологического императива.

Модуль 4. Философская антропология

Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.

Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.

Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.

Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.

Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

Требования к компетентности:

знать фундаментальные компоненты философско-антропологических учений;

знать и уметь учитывать социокультурные характеристики человеческой деятельности;

уметь осуществлять собственный жизненный выбор, формулировать и аргументировать базовые ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.

Модуль 5. Теория познания и философия науки

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.

Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

Познание и понимание.

Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

Требования к компетентности:

знать основные характеристики познавательной деятельности;

знать уровни научного познания, методы научного исследования;

уметь осуществлять философский анализ познавательной деятельности при рассмотрении мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций в науке.

Модуль 6. Социальная философия

Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.

Философия истории и основные подходы к ее исследованию.

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.

Философия культуры.

Ценности, вызовы и риски в современном обществе.

Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.

Требования к компетентности:

знать ведущие идеи социальной философии;

знать общее строение общественной жизни, уметь характеризовать ее динамику;

уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.

Модуль-резюме. Философия и диалог культур в современном мире

Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Требования к компетентности:

знать и уметь характеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире;

знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Разноуровневость тестовых заданий позволяет диагностировать у студентов такие уровни усвоения деятельности, как узнавание, воспроизведение по памяти, понимание и применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность), творческая деятельность. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И

ПЕДАГОГИКИ»

КУРС «ОСНОВЫ психологии»

Раздел I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Психологическая наука и психологическая практика.

Требования к компетентности:

знать сущность психологии как науки и ее связи с другими науками о человеке;

уметь отличать научное и житейское психологическое знание;

знать функции психики, структуру психического, роль его компонентов в жизнедеятельности человека и способы регуляции поведения личности;

уметь различать «деятельность» и «поведение», знать условия и способы успешной деятельности и адаптивного поведения человека;

знать специфику различных видов психологической практики.

Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности

Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции.

Структура приема и обработки информации. Ощущения и восприятие. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления. Понятие о сущности и функциях представлений. Воображение и его виды. Понятие о речи и языке.

Требования к компетентности:

знать организацию, строение и функционирование нервной системы в процессе регуляции психической жизни человека;

знать сущность психических процессов, относящихся к познавательной сфере человека, механизмы и условия повышения познавательной активности, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;

знать свойства, характеристики и закономерности психических процессов, их классификации;

уметь устанавливать связь между различными психическими процессами; использовать эти знания и умения в личной и профессиональных сферах;

уметь выявлять индивидуальные особенности психических процессов других людей и использовать их при профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии.

Модуль 2. Социальная подструктура личности

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.

Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.

Требования к компетентности:

знать и уметь раскрывать сущность и механизмы социализации личности, использовать эти знания и умения в сфере воспитания и профессиональной деятельности;

знать закономерности усвоения социальных моделей поведения через наблюдение за образцом и при использовании различных способов подкрепления;

знать способы социального регулирования поведения человека и использовать эти знания в работе с людьми;

уметь выявлять различительные признаки просоциального и асоциального поведения и использовать адекватные способы социального воздействия в конкретной ситуации;

знать этапы жизненного цикла личности, уметь выявлять различительные признаки адаптивной и дезадаптивной личности.

Модуль 3. Направленность личности

Понятие потребности. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты.

Требования к компетентности:

знать сущность и основные компоненты направленности личности для регуляции поведения, уметь создавать условия для реализации потребностей и мотивов;

уметь анализировать мотивацию человека и использовать эти знания для стимулирования активности личности и повышения эффективности ее деятельности;

знать сущность и особенности развития самосознания для формирования активной жизненной позиции.

уметь обосновывать сущность «я-концепции» как динамической системы представлений человека о себе;

знать механизмы психологических защит, уметь их распознавать в поведении человека для повышения эффективной социальной коммуникации.

Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности

Общее понятие об эмоциях. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения.

Функциональные состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Требования к компетентности:

знать значение, функции и структуру эмоций и уметь различать эмоциональные состояния человека;

знать и уметь давать характеристику фундаментальным эмоциям для самопознания и познания окружающих людей;

знать виды эмоциональных и функциональных психических состояний, уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;

знать возможности регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний, уметь их использовать для аутогенной тренировки.

Модуль 5. Свойства личности

Темперамент. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Характер. Формирование характера. Понятие способности. Способности и задатки. Виды способностей.

Требования к компетентности:

знать психологическую сущность и отличительные особенности различных типов темперамента и характера и использовать эти знания в работе с людьми;

знать и уметь определять доминирующий тип темперамента, давать сравнительную характеристику типов темперамента по их внешнему проявлению, применять эти знания и умения в семейной и социально-профессиональной сферах;

знать сущность способностей и уметь создавать условия для их развития на основе врожденных и социально-обусловленных качеств человека в целях повышения самоэффективности в личной, семейной и профессиональной сферах;

знать и уметь находить отличительные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей, использовать эти знания и умения в работе с людьми для решения социально-профессиональных задач.


Раздел II

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Модуль 6. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах

Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.

Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами.

Понятие и классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.

Требования к компетентности:

знать виды, уровни, основные функции и характеристики межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений, применять эти знания для эффективной коммуникации в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности;

знать сущность конфликта для распознавания позитивных и негативных форм социального поведения, уметь использовать эти знания при воспитании и управлении;

знать типологию кризисов и конфликтов, уметь анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов;

знать особенности поведения человека в группе, статические и динамические характеристики группы для оптимизации социально-психологического взаимодействия;

уметь анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность;

уметь определять социально-психологический климат группы для повышения эффективности ее функционирования.

Модуль 7. Личность и группа как субъект и объект управления

Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.

Требования к компетентности:

уметь определять и понимать структуру организации для успешной адаптации в ней и оптимизации функционирования;

знать основные психологические характеристики структурных групп организации и уметь использовать эти знания в управлении коллективом;

знать и уметь анализировать особенности коммуникации в организации и учитывать их для сотрудничества и решения воспитательных задач.

Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.

Требования к компетентности:

знать специфику управления организацией и ее большими и малыми структурными подразделениями для повышения качества производственной деятельности;

знать психологические особенности руководства и лидерства, уметь анализировать различные стили их проявления и использовать эти знания и умения для решения социальных и профессиональных задач;

знать сущность управленческой деятельности руководителя, его личностные характеристики, необходимые в системе управления для оптимизации профессиональной деятельности;

знать и уметь обосновывать правомерность принятия управленческих решений для эффективности разрешения социально-профессиональных проблем;

знать сущность управленческого общения, формы реализации властных полномочий; уметь осуществлять организационное воздействие в ходе решения социально-профессиональных задач.

Модуль-резюме. Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования

Модуль-резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения учебной дисциплины. Важнейшей целью этого модуля является повторение студентами на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами продуктивной деятельности (действия в нестандартной ситуации, исследовательская деятельность). Обобщение, систематизация и повторение учебного материала могут осуществляться с использованием активных форм обучения (деловая и ролевая игры, круглый стол и др.). В рамках данного модуля обсуждаются результаты самостоятельно освоенных тем, решения педагогических ситуаций, творческих заданий, выполнения проектов.

Требования к компетентности:

знать основные психологические понятия, ведущие идеи в психологии, психологические закономерности, принципы, способы деятельности; уметь их применять в нестандартных социально-профессиональных ситуациях (эвристическая деятельность);

уметь осуществлять исследовательскую деятельность при решении психологических задач (творческий уровень освоения).

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и проводится в виде контрольной работы или тестирования с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов уровни усвоения деятельности (уровень узнавания; воспроизведения, или алгоритмический уровень; эвристический уровень; исследовательский уровень). В рамках модуля контроля также может

осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.

Требования к компетентности:

знать понятия и категории, общекультурное значение и место психологии в системе наук о человеке и обществе;

знать индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

знать социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

уметь организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;

уметь определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

уметь использовать психологические знания и технологии воздействия в профессиональной деятельности, при принятии управленческих решений и проведении учебных занятий с персоналом.

КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

Р а з д ел I

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке

Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.

Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики.

Требования к компетентности:

уметь обосновывать возрастающую значимость наук о человеке и образовании и роль педагогики в развитии общества;

уметь раскрывать зависимость эффективности своего труда от собственной психолого-педагогической компетентности;

знать объект, предмет и категории педагогики; уметь характеризовать современную социально-педагогическую реальность на языке педагогических понятий и обосновывать роль педагогических явлений (процессов) в собственной жизнедеятельности, развитии общества.

Модуль 1. Образование как социокультурный феномен

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Требования к компетентности:

знать основные социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, уметь обосновывать сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы;

знать условия и механизмы развития и совершенствования личности в процессе образования и уметь использовать их при анализе реальной образовательной практики;

уметь использовать педагогический инструментарий (формы, методы, приемы, технологии) для решения социально-профессиональных задач, проведения учебных занятий с персоналом.

Модуль 2. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций

Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.

Требования к компетентности:

знать принципы, направления образовательной политики в стране, цели функционирования системы образования и ее структуру и уметь раскрывать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы;

уметь обосновывать сущность позитивных и негативных явлений в образовании, знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности и быть готовым к участию в государственно-общественном управлении системой образования;

знать и понимать основные мировые тенденции развития высшего и дополнительного образования в мире и стране, уметь использовать эти знания для профессионального самоопределения и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: