РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Модуль 3. Развитие, обучение и воспитание личности
Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.
Педагогические основы общения и игры как средств развития личности. Технологии продуктивного общения. Использование игр в семейной, образовательной и профессиональной сферах.
Требования к компетентности:
знать и уметь обосновывать роль объективных (социальных) и субъективных (природных задатков, склонностей) факторов, детерминирующих развитие личности; раскрывать сущность основных теорий развития личности; уметь применять эти знания при описании педагогической реальности;
знать сущность обучения как процесса развития личности, принципы организации развивающей образовательной среды, способствующие эффективному самообучению, личностному развитию и саморазвитию; уметь использовать эти знания в личностной, семейной и профессиональной сферах;
знать цели, закономерности, принципы, основные формы и методы воспитания и уметь анализировать конкретные жизненные или социально-профессиональные ситуации с позиций сущности воспитания;
уметь раскрывать сущность самовоспитания как меру активности и ответственности человека, знать и уметь использовать критерии воспитанности при решении воспитательных задач в личностной (включая семейную) и профессиональной сферах;
знать функции, средства и виды общения и его роль в самоактуализации человека в течение всей его жизни; уметь использовать продуктивные технологии общения;
знать сущность, функции и классификации игр и их роль в жизнедеятельности человека на различных этапах его жизненного пути, уметь использовать игры в реальной жизни.
Модуль 4. Семейное воспитание
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений. Условия успешного воспитания детей в семье.
Требования к компетентности:
знать и уметь характеризовать основные функции семьи, типы и виды современных семей; создавать социальные и психолого-педагогические условия, благоприятствующие совершенствованию взаимоотношений в семье, семейному воспитанию и развитию детей.
Раздел III
АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Модуль 5. Самосовершенствование личности
Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Факторы и условия, способствующие успешному развитию карьеры.
Требования к компетентности:
знать сущность и способы самообразования и самовоспитания, уметь использовать эти знания на протяжении всей жизни;
знать сущность, основные виды и условия эффективной карьеры и уметь использовать эти знания для построения эффективной карьеры, при управлении трудовым коллективом;
знать сущность рефлексии и самоконтроля; уметь анализировать и преодолевать жизненные препятствия как барьеры личностно-профессионального роста.
Модуль 6. Личность и творчество
Творческий потенциал личности и необходимость его развития. Объективное и субъективное творчество личности. Личностные качества творческой личности. Процессуальные характеристики творчества. Педагогическая поддержка проявлений индивидуальности и создание условий для творческого процесса мышления. Методы и приемы развития творческого потенциала личности (мозговая атака, деловые и ролевые игры, приемы инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии и др.).
Требования к компетентности:
знать сущность творческого потенциала человека и творчества как педагогического явления, основные концепции творческой личности (генетическую, интеллектуальную, теорию эмоциональной детерминации творчества); теории (гипотезы) протекания творческого процесса мышления («инсайта», ассоциативную и др.); уметь использовать эти знания в целях саморазвития и творческого развития детей в семье;
знать личностные характеристики творческого человека, условия, методы и приемы развития творческого потенциала личности, уметь их использовать (учитывать) в целях самосовершенствования, при организации сотрудничества или в работе с коллективом, в семейном воспитании.
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования
Модуль-резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, знаний и умений, сформированных у студентов в результате изучения учебной дисциплины. Важнейшей целью этого модуля является повторение обучающимися усвоенного учебного материала (на основе обобщения и систематизации), овладение способами учебно-исследовательской деятельности. Обобщение, систематизация и повторение учебного материала могут осуществляться с использованием активных форм обучения (деловая и ролевая игры, круглый стол, дискуссия, учебные дебаты, пресс-конференция и др.). В рамках данного модуля обсуждаются результаты самостоятельно освоенных тем, решения педагогических ситуаций, творческих заданий, выполнения проектов.
Требования к компетентности:
знать основные педагогические категории и понятия, ведущие идеи педагогики; педагогические закономерности, принципы, методы (методики, технологии), формы и средства обучения и воспитания, самообразования и профессионального самосовершенствования; уметь их применять при решении социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии (на уровне эвристической деятельности);
уметь применять навыки исследовательской деятельности при решении психолого-педагогических задач, разработке проектов (творческий уровень освоения).
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»
Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности (узнавания; воспроизведения по памяти, понимания и применения знаний в знакомой ситуации; применения знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность); творческой деятельности). В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.
Требования к компетентности:
знать: обще культурное значение и место педагогики в системе наук о человеке и обществе; основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного, профессионального развития и самосовершенствования; образовательные тенденции, функции и модели образования; структуру и направления развития национальной системы образования; принципы и способы применения педагогических знаний для решения социально-личностных, профессиональных задач; основы семейной педагогики;
уметь: организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение; учитывать тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики; использовать психолого-педагогические знания и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом; осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования и самосовершенствования; обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ