Пояснительная записка

С целью выполнения требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) по направлениям бакалавриата (третьего поколения), реализуемым в НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса», необходимо обеспечить разработку учебно-методических комплексов (УМК) по всем учебным дисциплинам рабочих учебных планов.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее УМК) является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения (далее ООП), разрабатываемой по каждому направлению. Его структура и содержание должны соответствовать требованиям ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата, изложенным в пунктах 7.1, 7.3, 7.4 раздела 7 «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата».

Под УМК понимается интерактивный комплект учебно-методических и информационных материалов, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и пр.), необходимых и достаточных для самостоятельного изучения конкретной учебной дисциплины с использованием современных информационных и/или телекоммуникационных технологий.

Наличие УМК ориентировано на решение целого комплекса задач:

- систематизировать и интенсифицировать деятельность сотрудников деканатов и кафедр при осуществлении работы по организации и ведению учебного процесса на факультете;

- создать условия для творческой инициативы преподавателей, использования в учебном процессе оригинальных авторских материалов, разработанных и отредактированных высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом;

- создать условия для реализации в вузе дистанционных образовательных технологий (ДОТ);

- способствовать повышению качества подготовки специалистов в вузе в соответствии с существующими современными требованиями к образовательным услугам;

- сформировать основание для активного внедрения рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов;

- оптимизировать учебную деятельность студентов, в том числе и самостоятельную работу по изучению учебных дисциплин, компенсируя им (при очно-заочной и заочной формах обучения) дефицит общения с преподавателями, способствовать выбору студентами индивидуальных траекторий освоения учебного материала;

- обеспечить студентов необходимыми и достаточными учебно-методическими и информационными материалами для изучения учебных дисциплин, сформировать информационный массив по учебной дисциплине в единстве его содержательного и технологического аспектов;

- открыть студентам доступ к имеющимся в вузе информационным ресурсам при подготовке и проведении практических занятий, практики, текущего контроля, промежуточной (рубежной) и итоговой аттестации;

- предоставить возможность студентам непосредственно в процессе обучения проверить степень усвоения ими учебного материала через систему контрольных тестов.

В технологии разработки УМК целесообразно выделять следующие основные этапы:

1. Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки. В процессе анализа ФГОС ВПО преподаватель должен уяснить: цели подготовки обучающихся; содержание учебной дисциплины (если она относится к дисциплинам базовой части соответствующего цикла: гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл); требования к объёму учебного времени по дисциплине и структуре его распределения (если они даны в ФГОС ВПО); общекультурные и профессиональные компетенции формируемые в ходе изучения учебной дисциплины; наличие курсовых/научно-исследовательских работ/проектов, различных видов практик.

2. Анализ ООП по направлению. В процессе анализа ООП преподаватель должен:

- уяснить цели ООП, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания студентов по данному конкретному направлению;

- проанализировать рабочий учебный план по направлению, в интересах выявления обеспечения необходимых межпредметных и межкафедральных связей при изучении дисциплины, в том числе с целью успешного формирования необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, уточнения требований к объёму учебного времени по учебной дисциплине и структуре его распределения;

- если учебная дисциплина относится к вариативной части соответствующих циклов дисциплин, к дисциплинам по выбору студентов или факультативным дисциплинам – уяснить цели дисциплины и её содержание; наличие курсовых работ/проектов.

3. Разработка УМК.

2. Организационно-методические требования по разработке УМК

УМК содержит:

1. Рабочую программу учебной дисциплины.

2. Методические указания студентам по учебной дисциплине.

3. Контрольно-измерительные материалы.

4. Методические рекомендации (материалы) преподавателю по учебной дисциплине (разрабатываются по решению кафедры).

При необходимости, по решению Совета факультета на основании представления кафедры, в интересах обеспечения самостоятельной работы обучающихся по изучаемой учебной дисциплине, могут разрабатываться: краткий курс лекций, рабочая тетрадь студента (издаются в качестве приложений к методическим указаниям студенту). Если для написания курсовых работ, проведения практических занятий, выполнения студентами заданий во время самостоятельной работы необходимы дополнительные расчётные данные (например, по профилю «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» - данные по балансу) – то по решению кафедры в качестве приложения к УМК могут разрабатываться сборники справочных материалов и ситуационных задач/тестов.

3. Структурно-содержательные требования к разработке

основных элементов УМК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: