Программирование работы модуля аналогового ввода-вывода совместно с объектами памяти типа слово (Word)

В арсенале языка «Ladder» в пакете «TwidoSoft» кроме битовых элементов памяти используют элементы памяти типа слово (Word) или строка (Брехня). Объект памяти этого типа представляет собой 16-битовое слово для записи в него целых чисел в пределах от 0 до 4095 (Брехня –32768 до 32767). На логической схеме он изображается как «%MWn» где:

(%) - символ признака пакета «TwidoSoft»;

MW – символ элемента памяти типа слово;

n - номер элемента памяти типа слово.

Для пакета «TwidoSoft» величина «n» может быть в пределах от 0 до 3000. Внутренние слова памяти можно использовать для записи или вывода числовых сигналов с аналоговых модулей. Рассмотрим это на примере ввода-вывода аналогового сигнала через соответствующий модуль. Пример такой задачи показан на Рис.10.

Ртс.10. Программа ввода-вывода сигналов с аналоговых модулей контроллера «Twido»

Прежде чем начать программирование ввода-вывода сигналов с аналоговых модулей необходимо установить курсор на позицию «Expansion Bus» главного меню и раскрыть ее. В результате чего появляется строковое подменю «1:TWDAММ3HT». Переместив на него курсор, нажмите правую клавишу «мыши» и в появившемся подменю выберите позицию «Configure» и щелкните по ней правой кнопкой «мыши». В результате чего появляется очередное окно «Configure Module: …», структура которого показана на Рис.11.

Рис.11. Структура окна конфигурирования модулей контроллера «Twido».

Для конфигурирование модуля «TWDAММ3HT» нужно поместить курсор на первую строку столбца «Type» которой написано «Non Used». При нажатии на левую клавишу «мыши» в правом углу этой строки появится стрелка, при нажатии на которую раскрывается следующее меню, в котором нужно выбрать позицию «0-10V».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В этом случае нельзя выбирать позицию «4-20ma» это может вывести тз строя контроллер. (Теоретически нельзя, а практически с ним ничего не случается, уже испытано, но лучше не проверять)

Подобную операцию нужно проделать для всех строк этого окна. После завершения этого конфигурирования нажмите кнопку «ОК», расположенную в верхней правой части этого окне, а после выхода в следующее окно, показывающее итог конфигурации нажать на кнопку «Х» для выхода из него. На этом заканчивается конфигурирование модуля. После этого нужно описать битовые символы «L4» и «L8» (как %Q0.3 и %Q0.7).

«Ввод-вывод сигналов через аналоговые модули контроллера «Twido» на языке «Ladder» в пакете «TwidoSoft» выполняется с помощью следующих команд:

%IW0.y.z - команда аналогового ввода;

%QW0.y.z - команда аналогового вывода.

Где: y - номер модуля (от 1 до 7);

z - номер канала.

Эти команды могут использоваться в логических или арифметических выражениях в структурах программ. Примером тому является структура программы показанная на Рис.10. В первой строке этой структуры (блок 0) записано арифметическое выражение, по которому сигнал поступающий на вход первого канала модуля с потенциометра «R2» приравнивается с сигналом выхода этого модуля, который с него подается на стрелочный прибор (вольтметр) стенда. В блоке 1 этой структуры даны три логических выражения, по первому из них, лампа «L4» загорается только тогда, когда сигнал ввода (с потенциометра «R1») по нулевому каналу модуля будет больше числа 1500. Второе логическое выражение этой схемы более сложно, т.к. зажигает лампу «L8» только тогда, когда входной сигнал с потенциометра «R2» первого канала модуля больше числа 500, но меньше 2500 (т.е. находится в диапазоне от 500 до 2500).

Сигнал с потенциометра «R2» можно записать в строковый элемент памяти, например в «%MW0», по схеме структуры второй строки нулевого блока этой программы. Этот сигнал в элементе памяти изменяется точно так же, как и сигнал потенциометра, регистрируемый стрелочным прибором. Поэтому он будет зажигать лампу «L2» только тогда, когда его величина будет больше числа 1000 (схема строки 3 первого блока программы).

Набейте, перенесите в оперативную память контроллера «Twido» программу, представленную на Рис.10. Для набора этой программы надо в окне «Ladder Viewer», выбрать и нажать позиционную клавишу «Insert», в результате чего раскроется рабочее поле блока «RUNG 0», в котором нужно набрать эту программу по выше описанному принципу. Для вызова оператора присвоения используется клавиша «ÝF8» на панели инструментов рабочего окна. При запуске набранной программы лампа «L4» должна загорается только тогда, когда сигнал ввода с потенциометра «R1» будет больше числа 1500, а лампа «L8» горит только тогда, когда входной сигнал с потенциометра «R1» будет меняться в пределах чисел от 500 до 2500. Изменение этого сигнала можно проследить по показаниям двух вольтметров. Наблюдайте за этим законом включения лампы «L8». Выходной сигнал этого модуля строго следует за изменением входного сигнала ввода с потенциометра «R1». Выходной сигнал этого модуля одновременно записывается в строковый элемент памяти «%MW0» с если его величина будет больше числа 1000, то загорается лампа «L2».

5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ КОНТРОЛЕРА «Twido».НА ЯЗЫКЕ «Ladder» В ПРОГРАММНОМ ПАКЕТЕ «TwidoSoft».

Базовые функциональные блоки пакета «TwidoSoft» реализуют такие функции как:

· Таймеры;

· Генераторы импульсов;

· Счетчики;

· Битовые контроллеры (командо-аппараты);

· Регистры сдвига;

· Регуляторы (Динкель, Васильев, Седунин).

5.1. Таймеры.

В пакете «TwidoSoft» существует три вида таймеров:

· TON - таймер задержки включения;

· TOF - таймер задержки выключения;

· TP - таймер импульсной задержки.

Общая функциональная схема таймера в пакете «TwidoSoft» показана на Рис.12.

Рис.12. Функциональная схема таймера в пакете «TwidoSoft»

На этой схеме:

%TM - символ для обозначения таймера на схеме;

i - номер таймера (от 0 до 127);

IN - входной сигнал таймера;

Q - выходной сигнал таймера;

TYPE - тип таймера (TON, TOF, TP);

TB - временной диапазон таймера (1мин, 1сек, 100мс, 10мс, 1мс);

%TMi.V - текущее числовое состояние таймера (в режиме анимации);

%TMi.P. - конечное числовое состояние таймера (Генерируемый период таймера равен %TMi.P х TB);

ADJ (Y/N) – возможность настройки таймера.

Функциональные возможности всех типов таймеров рассмотрим на примере задачи, представленной на схеме рисунка 13. Пакет «TwidoSoft» позволяет размещать в блоке только один функциональный элемент (в частности таймер). Поэтому для размещения таймеров трех видов используем три программных блока (RUNG 0, RUNG 1Б RUNG 2).

Открываем новую и размещаем первый таймер в ее нулевом блоке (RUNG 0). После того как в список символов будут занесены «К1, К2, К3, L1, L2, L3» этот список нужно дополнить символами для трех таймеров «Т1, Т2, Т3». Для ввода символа «Т1» нужно его записать в столбец «Symbol» окна «Symbol Editor» и нажать клавишу «Enter». В раскрывшемся окне «Object Browser» в строку «Address» нужно для Т1 записать %ТМ0 и нажать кнопку «ОК». По аналогии для Т2 записать %ТМ1, а для Т3 записать %ТМ2. (Пакет «TwidoSoft» позволяет программировать и без описания символов, в этом случае таймеры будут иметь имена просто: %ТМ0, %ТМ1 и %ТМ2).

На рабочем поле первого блока новой программы элементы «К1» и «L1» устанавливаются известным способом. Для размещения таймера «Т1» используется позиция «%ТМ» (кнопка ÝF9). После установки таймера в соответствующее место схемы программы необходимо определить его тип и ввести нужные его параметры. Для этого помещаем курсор на поле фигуры таймера и двойным щелчком левой клавиши «мыши» раскрываем окно «Timers». Вид этого окна показан на Рис.14. Прежде всего там, в строковом окошке «Timer %ТМ» назначаем номер первому таймеру. Для «Тм1» этот номер «0» (, для последующих таймеров это будет соответственно «1» и «2»). В строке «Symbol» автоматически запишется, принятое ранее, имя этого таймера (т.е. «Т1»). В очерченной области «Timer Type» окна установки параметров курсором выбираем позицию «TON», (для последующих таймеров это будет соответственно «TOF» и «ТР»), а в другой очерченной области «Timer Base» нужно выбрать позицию «1 sec»Б что означает временной диапазон работы таймера. И наконец в окошке «Preset» вместо числа 9999 записать число «3». Временная выдержка таймера при этом равна ((Timer Base)Х(Preset)). После ввода этих параметров нужно нажать клавишу «ОК» в этом окне.

Для перехода к следующему программному блоку и для сохранения набранного фрагмента надо установить курсор на позицию «Accept» (клавиша с галочкой) программы и нажать левую клавишу «мыши». После этого снова нажать позиционную клавишу «Insert», в результате этого раскроется рабочее окно следующего блока (RUNG 1). Ввод остальных элементов схемы, представленной на Рис.13. производится аналогично.

Рис.13. Программа исследования характеристик всех типов таймеров.

Набейте, перенесите в оперативную память контроллера «Twido» и запустите программу представленную на Рис.13. При запуске программы лампа «L1» должна загореться через 3 сек. при условии если мы будем держать нажатой кнопку «К1» в течении этого времени. Если это условие не выполняется, лампа не загорится. Поэтому таймер типа «TON» осуществляет задержку включения только при нажатой на заданный период времени пусковой кнопке. При нажатии на кнопку «К2» срабатывает таймер типа «TOF» и лампа «L2» мгновенно загорится, но погаснет только через заданное время задержки после отключения пусковой кнопки.

Кратковременное нажатие на кнопку «К3» мгновенно зажигает на заданное время лампу «L3» (срабатывает таймер типа «ТР»). Через заданное время лампа потухнет даже при нажатой пусковой кнопке.

Таковы свойства трех видов таймеров в пакете «TwidoSoft».

Рис.14. Структура окна присвоения в пакете «TwidoSoft» параметров для

таймеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: