Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк …
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.
|
|
Архитектура второй половины 20-х и 30-х годов стилистически следовала установившимся приемам предыдущего времени, но в ней стали появляться декоративное начало, убранстве интерьеров.
В 1740—1750-х годах работают выдающиеся зодчие — Франческо Бартоломео Растрелли, С. Чевакинский, Д. Ухтомский... Возводятся монументальные здания — дворцы, пригородные резиденции, соборы, монастыри.
Растрелли: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.).
Д.В.Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.), С.И.Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).
В середине XVIII века в Петербурге и других городах на фоне одноэтажной, частично двухэтажной застройки небогатых горожан возникают огромные величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями, оформляемыми снаружи и внутри необычайно богато и пышно.
Русское зрелое барокко:
· структурной ясностью и простотой плановых построений,
· тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов.
· активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
· Интерьеры - дворцовые анфилады, большие парадные залы золоченая резьба, лепка, обилие зеркал, колебание свечей, в них отражающихся, ткани, стекло, фарфор, растительный орнамент, обилие мягких изгибов
|
|
· садово-парковое искусство: планировка регулярная, геометрическая система, прямые аллеи, правильных очертаний площадки, высаживаются по строго продуманной системе деревья и кустарники, стрижка крон по «версальской системе».
Примерно в середине 1760-х годов в русской архитектуре ощутимо дает себя знать стилистический перелом: барокко начинает сменяться классицизмом.
Рококо - многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии. В отделке стен преобладали многочисленные панно, в том числе деревянные резные, украшенные позолотой; картины с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты. Вычурность и пышность отделки дополнялась богато декорированными элементами мебели, напольными вазами, гардинами, каминами.