Пример разработки модели информационной системы в среде IBM Rational Rose

Согласно RUP (рациональному унифицированному процессу) проектирование системы должно начинаться с построения концептуальной модели - то есть с диаграммы вариантов использования.

Выберем в главном меню пункт «Browse / Use Case Diagram» (или выберем слева «Use Case View / Main») - на экране появится новое окно для создания диаграммы вариантов использования.

Так как, любая информационная система предполагает присутствие пользователя, а так же администратора (если необходимо), на нашей модели будут присутствовать два актера. Поместим на диаграмму актера (размещение компонентов осуществляется стандартным приемом «выдели и щелкни на поле»), при этом сразу введем его имя (в нашем примере Администратор) - рис. 6. Аналогично поместим второю актера (Пользователь).

Так же наша модель предполагает два основных варианта использования - «Ввод и модификация данных» и «Работа с данными» (то есть их извлечение и анализ). Помещение варианта использования происходи подобно помещению актера (рис. 7).

Первый вариант использования предлагается администратору, второй - пользователю, поэтому свяжем их ассоциациями (Association) (рис.8).

Поскольку предполагается два пользователя (Администратор и Пользователь), системе необходимо их предварительно идентифицировать. Дляэтого поместим еще один вариант использования «Аутентификация», связав его с двумя остальными отношением зависимости типа «Включение» (include) (рис. 9).

Рисунок 6 – помещение актера на диаграмму вариантов использования

Рисунок 7 – помещение варианта использования на диаграмму

Рисунок 8 – добавление связей между компонентами

Рисунок 9 – новый вариант использования Аутентификация

Вид зависимости определяется двойным щелчком мыши на стрелке и выбором «stereotype» в появившемся окне (рис.10).

Рисунок 10 – изменение стереотипа связи

Последнее изменение на диаграмме - добавление варианта использования «Формирование отчета» и связывание его с «Работой с данными» отношением зависимости типа «Расширение» (extend) (рис. 11 ).

Рисунок 11 – вариант использования «Формирование отчета»

При возникновении необходимости удаления элемента из модели простое выделение и нажатие клавиши «Delete» не приведет к желаемому результату - исчезнет только его изображение. Полное удаление элемента осуществляется в окне браузера проекта - контекстное меню, пункт «Delete».

Следующий этап построение диаграммы классов. Выберем в главном меню пункт «Browse / Class Diagram» (или выберем слева «Logical View / Welcome») - на экране появится новая диаграмма.

Присвоенное по умолчанию название «Welcome» лучше изменить при помощи контекстного меню (пункт «Rename») на более подходящее по смыслу. Построение диаграммы начинается с размещения нового класса (Class).

Нам будет предложен выбор: ввести имя нового класса или воспользоваться существующим (актеры из диаграммы вариантов использования автоматически предлагаются в качестве классов). Сначала введем класс Администратор основой, которого является соответствующий актер рис.12. Таким же способом поместим класс – Пользователь.

Рисунок 12 – размещение нового класса

После создания классов, описывающих обоих актеров, введем новый класс – программу, с которой оба актера выполняют действия. В окне спецификации класса напишем его имя (Программа) и выберем стереотип (control) поскольку класс является управляющим (рис. 13).

В результате программа примет вид, представленный на рис. 14. Неудобство такого представления управляющего класса, скажется при добавлении атрибутов и операций, поэтому посредствам контекстного меню (Options / stereotype display / label» придадим ему стандартный вид (рисунок 15).

Добавление атрибутов и операций класса можно либо в окне спецификации класса («attributes» и «operations») либо с помощью контекстного меню («new attributes» и «new operation»).

Рисунок 13 – окно спецификаций класса

Рисунок 14 – специальное изображение управляющего класса

Риунок 15 – стандартный вид класса

Введение атрибутов главной программы в нашем примере нецелесообразно (т.е. указания всех меню и кнопок, которые существуют в программе), а вот операцию «Авторизация пользователя» добавить необходимо. Для этого необходимо воспользоваться контекстным меню класса Программа и выбрать пункт New Operation (т.е. будем указывать те операции, которые пользователь выполнит над программой, в нашем случае укажем только Авторизацию). Результат на рис. 16.

Рисунок 16 – Изображение управляющего класса с операцией

Теперь остается добавить два новых класса - класс «База данных» (атрибут (new attribute т.е. то что находится в БД) - «Данные», операции - «ввестиДанны()», «изменитьДанные()» и «извлечьДанные()») и класс «Отчет» (атрибут - «Данные», операции - «сформировать()», «распечатать()» и «экспортировать()»), а также связи между ними (рис. 17). В нашем примере эти классы их атрибуты и операции являются перечнем того что находится в программе и с чем будет работать пользователь и администратор.

Рисунок 17 – окончательный вид диаграммы классов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: