Пример 3. Количественные показатели риска аварий на магистральных нефтепроводах

В соответствии с Методическим руководством по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах основными показателями риска являются интегральные (по всей длине трассы нефтепровода) и удельные (на единицу длины нефтепровода) значения:

частоты утечки нефти в год;

ожидаемых среднегодовых площадей разливов и потерь нефти от аварий;

ожидаемого ущерба (как суммы ежегодных компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и стоимости потерянной нефти).

На рис. 4 представлено распределение ожидаемого ущерба вдоль трассы нефтепровода.

Оценки риска могут быть использованы при обосновании страховых тарифов при страховании ответственности за ущерб окружающей среде от аварий и выработке мер безопасности. В частности, линейные участки нефтепроводов с наиболее высокими показателями риска должны быть приоритетными при проведении внутритрубной диагностики или ремонта трубопроводов.

Рис. 4. Распределение ожидаемого ущерба Rd(L) по трассе магистрального

5.4.А.Практическая работа. Оценка экологических ситуаций по п овторяемости природных стихийных бедствий

  Симфе-рополь Ровно, Украина Омск, Россия Эль-Джофо, Ливия Майами, Флорида США Сакра- Менто, США Матара, Шри-Ланка
               
Метели              
Снежные заносы              
Туманы              
Засухи              
Градоби- тия              
Сильные морозы              
Землетря-сения              
Цунами              
Тропиче-ские циклоны              
Высокие темпера-туры              
Пыльные бури              
Вулкани-ческие изверж.              
Ливневые осадки              
Паводки              
Наводне-ния              
Смерчи              
Сели              
Оползни              
               
               
  1. Темы для самостоятельной работы студентов
  Тема Форма работы Ча-сы Форма отчетности
1. Экологические кризисы в прошлом На основе литературных источников составить периодизацию взаимодействия человека и природы и выписать наиболее крупные экологические кризисы   Перечень наи-более крупных кризисов в форме таблицы
2. Глобальные проблемы человечества Выявить глобальные проблемы человече-ства, проанализировать их взаимосвязь. Выявить положительные и отрицательные обратные связи в этом взаимодействии. Показать роль этих типов связей.   Перечень глоба-льных проблем. Схема связей глобальных проблем.
3. Крупнейшие экологические катастрофы 20 столетия По литературным данным выявить крупнейшие экологические катастрофы 20 столетия. Использовать различные критерии: степень преобразованности ландшафтов, число жертв, экономический ущерб и т.д.   Перечень катастроф. Оценка ущерба.
4. Экологиче-ская ситуация на Украине Проанализировать экологическую ситуацию на Украине, используя картосхемы, а также Табличные материалы. Выявить территории с высокой остротой проявления экологической опасности.   Картосхема тер-ритории Украи-ны с выделением зон высокой экологической опасности.
5. Экологические последствия строительства Северо-Крым-ского канала Используя опубликованную литературу и картографические материалы, описать ситуацию, сложившуюся в результате функционирования Северо-Крымского канала. Построить графическую модель взаимодействия процессов и явлений. Выявить положительные и отрицательные связи. Описать цепные реакции.   Реферат объе-мом 6-7 страниц и графическая модель взаимо-действий.
6. Роль ландша-фтно-геогра-фических фа-кторов в фор-мировании экологических ситуаций. Показать роль устойчивости ландшафтов, их структуры и организации в формирова-нии экологических ситуаций. Использовать местные (крымские или близлежащих регионов) примеры.   Реферат объемом 6-7 страниц.
7. Ситуации, наносящие ущерб сельскому хозяйству Нанести на карту Крыма территории, на которых проявляются следующие неблагоприятные природные явления: водная эрозия, ветровая эрозия, заморозки, засуха, сильные зимние морозы. Использовать   Картосхема с ареалами наибо-лее вероятного распространения неблагоприятных процессов
8. Оценка эколо-гической си-туации в рай-оне прожива-ния студента На основе карт экологической ситуации Украины и Крыма, используя опубликованные работы, произвести комплексную оценку экологической ситуации в районе. Использовать алгоритм оценки, данный в работе «Методология и методы оценки экологических ситуаций» (Симферополь, 2000).   Текст с пояснениями, оценочные таблицы.

Литература к «Самостоятельной работе студентов»

Методология и методика оценки экологических ситуаций. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2000.

Топчиев А.Г. Геоэкология. – Одесса, 1996.

Экологическая экология Украины. - Киев: Наукова думка, 1993.

5. Учебные и контролирующие тесты

1.Привести в соответствие друг другу два ряда понятий

(соединить стрелками)

Кризис обеднения ресурсов и собирательства промышленная революция
Кризис примитивного поливного земледелия Революция экологического планирования
Глобальный тепловой кризис Биотехническая революция
Кризис продуцентов (второй антропогенный экологический кризис) Энергетическая революция
Глобальный кризис надежности экологических систем Сельскохозяйственная революция (переход к производящему хозяйству)
Современный глобальный кризис Вторая сельскохозяйственная революция (освоение неполивных земель)
Первый антропогенный экологический кризис (перепромысел консументов) Научно-техническая революция

2.Кувейтский экологический кризис проявился в:

- вырубке лесов

- загрязнении морских вод

- дегумификации почв

- загрязнении воздуха

3.Приведите в соответствие друг другу виды экологических ситуаций и их описания

(соедините стрелками)

Напряженные Глубокие и необратимые изменения природы, резкое ухудшение условий проживания людей, утрат генофонда биоты и уникальных природных объектов
Условно благоприятные Незначительные изменения ландшафтов, исчезающие при в процессах саморегуляции экосистем
Катастрофические Незначительные изменения ландшафтов
Кризисные Значительные и слабокомпенсируемые изменения ландшафтов, быстрое нарастание истощения природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания людей
Удовлетворительные Негативные изменения в отдельных компонентах ландшафта

4.Приведите в соответствие друг другу понятия и их описания

(соедините стрелками)

Наименее сейсмические области на Земле Краевые зоны континентов
Антиподы горных хребтов Древние платформы на континентах
Характеризуются наибольшей тектонической активностью Срединные океанические хребты
Наиболее сейсмоактивные регионы на Земле Рифтовые зоны
Асейсмические зоны на океанах Морское дно
Хребты с рифтами, Молодые горы

5.Чрезвычайные экологические ситуации – это:

а) ситуации, когда в результате хозяйственной деятельности человека происходят глубокие необратимые изменения природной среды

б)происходит истощение природных ресурсов

в)ситуации, которые возникают вследствие внезапных природных бедствий или техногенных аварий, характеризуются большой остротой проявления, значительным отклонением показателей окружающей среды от норм.

6.Каким образом было сформулировано представление о «ядерной зиме»:

а)на основе интуиции

б)на основе математического моделирования

в)на основе аналогий

г)были примеры из прошлого Земли

д)на основе современных примеров

7.Почему в водоемах опасны даже следы токсикантов:

а)в водоемах живут ценные виды рыб

б)из-за наличия нескольких уровней трофических связей

в)из-за перемешиваемости воды

8.В каких ситуациях возникает опасность? (продолжение вопроса 7)

а) при купании

б) при использовании в пищу рыб

в) при испарении воды

9.Кому принадлежит афоризм «природа знает лучше»:

а) Н.Н.Моисееву

б) Ф.Энгельсу

в) А.Гумбольдту

г) С.Потехину

10.В каких странах основной объем загрязнений поступает от стран-соседей:

а) Алжир

б) Швейцария

в) Канада

г) Швеция

д) Таиланд

11.В каких регионах мира происходят сильные землетрясения:

а) Япония

б) Финляндия

в) Голландия

г) Чад

д) Перу

е) Индонезия

ж) Либерия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: