| Метод | Вид деятельности | ||||
| Размещение (предпроектные работы) | Проектирование | Ввод или вывод из эксплуатации | Эксплуатация | Реконструкция | |
| Анализ «Что будет, если..?» | + | ++ | ++ | + | |
| Метод проверочного листа | + | + | ++ | + | |
| Анализ опасности и работоспособности | ++ | + | + | ++ | |
| Анализ видов и последствий отказов | ++ | + | + | ++ | |
| Анализ «деревьев отказов и событий» | ++ | + | + | ++ | |
| Количественный анализ риска | ++ | ++ | + | ++ |
В табл. 2 приняты следующие обозначения: 0 - наименее подходящий метод анализа; + - рекомендуемый метод; ++ - наиболее подходящий метод.
Методы могут применяться изолированно или в дополнение друг к другу, причем методы качественного анализа могут включать количественные критерии риска (в основном, по экспертным оценкам с использованием, например, матрицы «вероятность-тяжесть последствий» ранжирования опасности). По возможности полный количественный анализ риска должен использовать результаты качественного анализа опасностей.
Примеры применения некоторых методов анализа риска приведены в приложении.
Приложение
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ОПАСНОСТИ И ОЦЕНКИ РИСКА
Пример 1. Применение метода качественного анализа опасности.
В табл. 3 представлен фрагмент результатов анализа опасности и работоспособности цеха холодильно-компрессорных установок. В процессе анализа для каждой установки, производственной линии или блока определяются возможные отклонения, причины и рекомендации по обеспечению безопасности. При характеристике каждого возможного отклонения используются ключевые слова «нет», «больше», «меньше», «так же, как», «другой», «иначе, чем», «обратный» и т.п. В табл. 3 приведены также экспертные балльные оценки вероятности возникновения рассматриваемого отклонения В, тяжести последствий Т и показателя критичности К = В + Т. Показатели В и Т определялись по 4-балльной шкале (балл, равный 4, соответствует максимальной опасности).
Отклонения, имеющие повышенные значения критичности, далее рассматривались более детально, в том числе при построении сценариев аварийных ситуаций и количественной оценке риска.