Для ГРЭС мощностью N МВт с n блоками, работающими на топливе В, требуется сопоставить, какой из способов прохождения /ночного, аварийного/ провала графика нагрузки до величины NMIN в течение kЧ часов выгоднее – отключение части блоков или снижение нагрузки на всех блоках до 50%.
В случае полной остановки блока [6] при расчете необходимо использовать опытные данные о расходе топлива на пуск блока, представленные на рис. 1, аппроксимируемые формулой
ΔВ' = а + k × τ, (25)
где τ – продолжительность простоя блока, ч.
Формула (25) при малых τ с достаточным приближением соответствует графику рис. 19 при τ < 50 ч.
В случае снижения нагрузки на блоке ниже номинальной [6] рассчитывать удельный расход топлива bi на отпущенную единицу энергии следует, пользуясь приближенной формулой
(26)
В формулах (25) и (26) обозначено:
N0 – номинальная нагрузка блока;
Ni – текущая нагрузка блока;
е, k, m – постоянные коэффициенты.
Значения a, k, m, b0 для некоторых энергоблоков приведены в табл. 13. Цифры на рис. 19 и в табл. 13 соответствуют условному топливу.
Величина e = N0 / Ni равна отношению мощности блока на номинальном режиме к его мощности на переменном режиме при снижении нагрузки. Это безразмерный параметр, принимающий значения в интервале от 1 до 2.
Тогда увеличение расхода топлива на один блок в случае его работы с нагрузкой ниже номинальной составляет:
DВ'' = (bi – b0) × N0 × τ = b0 × (em – 1) × N0 × τ, (27)
где bi – удельный расход топлива на переменном режиме, кг/(кВт ч);
b0 – удельный расход топлива на номинальном режиме, кг/(кВт ч);
N0 – номинальная мощность блока, кВт ч;
τ – время провала нагрузки, ч.
Если из n блоков отключено n', то нагрузка каждого из оставшихся в работе блоков определяется по формуле
Ni = N0 × n × (kMIN / 100) / (n – n') = N × (kMIN / 100) / (n – n'), (28)
где N – мощность станции в целом, Вт;
n – число котлов на станции, шт;
n' – число отключаемых котлов, шт;
kMIN – минимальное значение нагрузки во время провала, %.
Таблица 13
Значения коэффициентов a, k, m, b0
Мощность блока, МВт | Тип блока | Тип котла | Топливо | Коэффициенты | |||
a × 10–3 | k× 10–3 | b0, кг/(кВт ч) | m | ||||
Моноблок | Барабанный | Газ, мазут, Твердое | 0,5 0,5 | 0,365 0,342 | 0,165 0,160 | ||
Дубльблок | Прямоточный | Мазут Твердое | 1,8 1,8 | 0,324 0,324 | 0,060 0,060 |
Так для ГРЭС мощностью 2400 МВт с 8 газомазутными блоками 300 МВт при ночном провале до 50% в течение 8 часов дополнительный расход топлива за 8 часов составит:
а) для варианта отключения четырех блоков, согласно формуле (25),
DВ' = (55 + 1,8 × 8) × 4 × 103 = 277,6 × 103 кг;
б) для варианта снижения нагрузки каждого из 8 блоков до 50% от номинальной, согласно формуле (27),
DВ'' = (bi – b0) × 1200 × 103 × 8 = b0 (em – 1) × 1200 × 103 × 8 =
= 0,324 × (20,06 – 1) × 1200 × 103 × 8 = 132 × 103 кг
Следовательно, при t = 8 ч целесообразно снижение нагрузки всех блоков без их отключения;
в) при снижении нагрузки до 50% на время t = 24 ч при отключении четырех блоков дополнительный расход топлива, в соответствии с (25), составит:
DВ' = (55 + 1,8 × 24) × 4 × 103 = 393 × 103 кг.
При снижении нагрузки всех блоков до 50 % дополнительный расход топлива, в соответствии с (27), составит:
DВ'' = (bi – b0) × 1200 × 103 × 8 × (24/8) = 132 × (24/8) × 103 = 396,6 × 103 кг.
Поскольку значения дополнительного расхода топлива близки, решение о способе прохождения периода низких нагрузок в данном случае должно приниматься с учетом надежности работы оборудования. Вероятно, будет принята разгрузка блоков до технического минимума, и если этого будет недостаточно, то часть блоков будет отключена;
г) если требуется выявить возможность более рационального решения задачи путем подбора вариантов по числу отключаемых блоков и нагрузке блоков, оставшихся в работе, то необходимо заполнить табл. 14.
При расчете значений табл. 14 принято: b0 = 0,324 кг/кВт∙ч; m = 0,06.
Таким образом, все варианты с числом отключаемых блоков менее четырех, оказываются менее выгодными. Применение скользящего давления свежего пара несколько расширяет диапазон технически возможного снижения нагрузки блока и уменьшает дополнительный расход топлива при снижении нагрузки.
Таблица 14
К выбору оптимального режима отключения блоков
Контролируемые параметры | Число отключаемых блоков n', шт | |||||
Обозначение | Наименование | |||||
DВ', т | Дополнительный расход топлива на пуск блоков | |||||
DВ', т ' | Дополнительный расход топлива на работу блоков с неполной нагрузкой | |||||
DВ' + DВ', т ' | Суммарный дополнительный расход топлива при снижении нагрузки | |||||
Ni, МВт | Нагрузка каждого из оставшихся в работе блоков | 171,5 | ||||
e | 1,00 | 1,25 | 1,5 | 1,75 | 2,00 | |
em – 1 | 0,0135 | 0,0246 | 0,0341 | 0,0425 |
Следует также отметить, что при отключении блоков встречаются дополнительные отрицательные явления, связанные с прохождением переходных режимов (пусковые операции), а также с увеличением числа выполняемых автоматических или ручных операций, каждая из которых имеет вероятность отказа или ошибочных действий.