Поиск и пропаганда российского сетевого искусства

Имея за спиной опыт создания Московской Художественной Лаборатории Новых медиа и последовавшей за ней студии "Кросс-Медиа" (Термен-Центр), где художникам, помимо образовательной программы, предоставлялся бесплатный доступ к мультимедиа-оборудованию и техническая поддержка, московский Центр Сороса предпочел в новом медиа-проекте вывести за рамки проблемы производства. Кураторы "Да-Да-Net-I", первого российского фестиваля ресурсов по искусству и культуре в Интернете, сосредоточились на поиске и публикации уже существующего в Сети на специально открытом для этого в июле 1997 года сайте7.

В это время абсолютно неизвестной величиной был вопрос о том, существуют ли, помимо уже перечисленных авторов и нескольких имен из Санкт-Петербурга, в российском секторе Интернета другие сетевые художники. Номинации первого фестиваля (“Художественный проект”, “Ресурс на тему культуры”, “Образовательный ресурс” и “Домашняя страничка частного лица”) были своего рода сачком, в который организаторы пытались заманить "гениев русского net’а". Так, номинация "Домашняя страничка" предполагала существование в русской Сети творческих людей, делающих интересные самопрезентации, но не подозревающих о том, что они могут быть восприняты как "современные" художественные проекты. 87 проектов прошли первоначальный кураторский отбор. Анализ результатов привел к выводам о том, что "необходимо пересмотреть значения существующего доселе представления о художнике, о его происхождении и функциях"8, среди участников лишь меньшинство были "выходцами" из "современного искусства" Москвы и Петербурга, большая часть представляла научно-технический мир и провинцию. Сами члены международного жюри "Да-Да-Net-I" отмечали, что довольно часто непонятно, с какой точки зрения рассматривать тот или иной проект, проекты "перемещаются в область неопределенности (жанра)"9. Более того, "большинство участников в номинации "Арт-проект", казалось, охватила аллергия на художественный мир, а сама такая профессия, как художник, вызывала откровенную иронию"10. Членами жюри была отмечена литературная ориентация большинства проектов. Тетсуо Когава (Япония) отмечал, что "не только сайты по культуре и образовательные проекты, но даже и сайты художественные используют большое количество текстов"11.

Одним из выводов было также и то, что перемещение искусства в Интернет снимает оппозицию между официальным и неофициальным искусством, одновременно создавая новое поле маргинальности по отношению к художественным кругам, учитывая что "сетевые художники" - это художники, которые "бежали" в Интернет, в пространство отсутствия авторитета от того, что они оценивают как "арт-мафию". При этом в Интернете наблюдается любопытное явление - художественное выражение более не связывается напрямую с профессиональной принадлежностью, достаточно лишь иметь некоторые технические навыки. Именно поэтому круг "творцов" смог расшириться, а художественное самовыражение в Интернете стало альтернативой институциональному искусству"12.

В 1998 - 1999 гг. в Центре Сороса уже создается целый отдел, МедиаАртЛаб, ведущий все проекты, касающиеся Интернета. Ольга Шишко и Алексей Исаев (при активном участии Татьяны Горючевой) проводят сразу два параллельных сетевых фестиваля: "Да-Да-Net-II" (российский фестиваль информационных ресурсов по культуре) и "Trash-art" (международный фестиваль сетевых арт-проектов). Методы работы с понятием “Сетевое искусство” стали более гибкими, чем в прошлом году. За ним было признано право на разнообразие и принадлежность к любому жанру высказывания. При этом степень "медийной активности" проекта стала одним из основных критериев оценки.

Фестиваль "Trash-art" продемонстрировал открытость, остроумие и легкость, обычно не свойственные “заорганизованным” конкурсам с многоступенчатым отбором и жюри. В итоге сама его идея и технология не далеко ушли от произведения net-арта, каким его понимают в последние годы.

Опыт проведения такого художественного фестиваля в Интернете подтверждает понимание перспектив новых технологий по отношению к искусству: очевидно, что прежняя система его организации и функционирования не будет работать по отношению к новым типам творчества. Эти перспективы связаны с новой идеологией и мировоззрением, прежде всего - с новым восприятием отношений центра и периферии, противопоставлением систем “звездного”, или иерархического, принципа и новых систем-сетей, а также с идеями новых территорий знания, опыта и выражения, находящихся вне музея, галереи, журнала по искусству и т. д.

Сама тема фестиваля может быть интерпретирована как универсальная для всей эстетики и искусства XX века. Речь идет об "отходах", "отбросах", "ненужных вещах" в широком смысле слова, под который подпадает и тема маргинальности вообще. Немало найдется художественных течений, вдохновлявшихся "низовыми" или "народными" жанрами искусства, рожденными урбанизмом. В конечном счете в философии "по краям" и в экспериментальном искусстве эта идея уже несколько лет является одним из обоснований развития: поля есть главные ресурсы развития. Вспомним здесь же "пограничные ситуации" по Ясперсу, "те ситуации человеческого здесь-бытия, где становится невозможным рассчитывать на анонимные силы науки (читай "искусства"), где, стало быть, человек должен полагаться только на самого себя и где в самом человеке обнаруживаются содержания, какие всегда бывают скрыты в процессе чисто функционального применения науки, нацеленного на овладение миром" (Гадамер).

Алексей Исаев, автор идеи фестиваля "Trash-art", известен своими опытами игровых художественных провокаций и апелляцией к радикальным идеологиям: перформансы в московском метро, инсталляция "Монтаж аттракционов" на Манифесте-1, использующая фрагменты фильмов Сергея Эйзенштейна (1996, совместно с Валерием Подорогой), видеоинсталляция на "Doctor's Case" на (NewMediaTopia, 1994, Москва) и "Анимация, или Дело врачей" на выставке русского акционизма в Сецессионе (1997, Вена). Его апелляция к искусству "за границами искусства" в данном случае с позиций куратора, диалогирующего c авторами, оказалась чрезвычайно плодотворна.

Сетевое и несетевое искусства, объединяйтесь!

В уже упомянутом "переломном" 1996 году пионер исхода из "современного искусства" в Интернет Алексей Шульгин писал: " WWW - это огромное, активно развивающееся пространство... Здесь нет истории, нет устоявшейся системы ценностей, нет рутины. Соответственно, почти нет и критериев. Но есть уникальная возможность воспринимать искусство в незаконтекстуализованном, непосредственном виде..."13.

Именно отсутствие "посредников” вызывает у него особый энтузиазм: "Критика художественных проектов, реализованных в сети Интернет, - дело еще, пожалуй, более рискованное, чем производство самих проектов. И еще менее благодарное. Ведь критик - это паразит, отъедающий куски от здорового тела художника. А здесь - где тело-то? А где искусство?"14.

Однако в 1997 “борец с институцией” Алексей Шульгин соглашается участвовать в жюри "Да-Да-Net-I", объясняя это следующим образом: "Мне кажется, что в связи с развитием Интернета сама ситуация искусства в мире стала меняться к лучшему, она стала более открытой (появилось больше новых людей) и перестала быть такой коррумпированной. В Москве похожее оздоровление парадоксальным образом произошло не благодаря развитию Интернета, а из-за жестокого кризиса, постигшего московскую художественную среду. Исчезли напряженность в отношениях и "подсиживание", которые были очень развиты буквально несколько лет назад"15.

В середине 90-х Шульгин ушел в Интернет с целью избежать сложившихся механизмов власти. Сегодня, достигнув определенной степени независимости от этих механизмов, он может позволить себе как сотрудничать, так и "играть" с ними. "В 1998 году мое участие в фестивале было некоей политической игрой. Я сказал себе: "Какие-то люди имеют некоторый авторитет и решают, что хорошо, а что плохо”. Изначально я и сам был поставлен в эту ситуацию, так как меня приглашали участвовать в жюри. По разным причинам это не сложилось. Но мне показалось интересным выступить в этот раз не как судья, а как судимый. Принести свой проект и сказать: "Дорогие судьи, посмотрите". Конфликт и завязка были в этой дистанции между мэтром, таким членом жюри, который думает, что он "мудрый и все понимает", и "каким-то художником"16.

Если в "Да-Да-Net-I" целью кураторов было получить хотя бы какие-то проекты, могущие претендовать на титул "художественный", то есть не прикладной и без иной цели, кроме эстетической, то художник Алексей Исаев, автор идеи фестиваля “Trash-art”, мог изначально рассчитывать на больший "улов" - первый опыт привел к тому, что множество людей в российском Интернете уже ждали этого события. К тому же в России Интернет развивается довольно быстро, что позволяет рассчитывать на появление все новых и новых фигур. Однако и сам фестиваль изменился, став международным, а значит, можно было рассчитывать на приток работ отовсюду. Благодаря этим факторам Исаев мог думать о том, каким образом создать механизм получения именно "хороших", необычных работ: "Я подумал, что если я создам такую виртуальную помойку, то именно там окажутся самые интересные проекты".

Исаев строил концепцию события в Интернете, во многом отталкиваясь от кризисных явлений, наблюдаемых им в художественной среде: "Все выставки похожи друг на друга, в основном проходят выставки тематические. Ситуация совершенно "ставшая", в среде относительно молодых, 30 - 35-летних художников, практически каждый считает себя уже состоявшимся, уже относится к художественному официозу. Это проявляется в том, что он вхож в систему, у него регулярно проходят выставки, он находит деньги на свои проекты. В московской тусовке отсутствует критическое отношение к самому себе. Незадолго до фестиваля этого года я обратился к некоторым московским художникам, спросив, есть ли у них "бросовые" работы или проекты, которые никуда не пошли. Один из них ответил, что "мусора" у него нет, так как он профессионал, работает четко и без отходов. Для многих такая ситуация может показаться нормальной, но во всем этом мало жизни. Это нормально. Но скучно.

Я, тем не менее, хотел бы попытаться привлечь московских художников к проекту "Trash-art" в будущем, возможно путем организации некоего параллельного следующему net-фестивалю экспозиционного события"17.

Ольга Шишко рассказала нам о том, что независимо от фестиваля актуальность его темы потвердилась в среде московских художников. Анатолий Осмоловский недавно выпустил каталог по трэш-культуре. Московская художница Вера Хлебникова собирается издавать каталог "Мусорное искусство".

Кураторы "Тrash-art" заинтересованы в установлении связей между двумя мирами: "современного искусства" и медиа-сетевого искусства, искусственно разделенных либо отсутствием информации друг о друге, либо снобизмом и конкуренцией. Алексей Исаев не первый раз пытается решить эту проблему. В 1994 году он провел "Первый международный фестиваль экспериментального видео, компьютерной анимации и проектного синтеза" в известном московском сквоте (Петровский бульвар, 1994), одной из целей которого была организация неслучайной "встречи" нескольких московских художников и видео-искусства (А. Жигалов, Н. Абалакова, А. Бренер, Г. Литичевский, Г. Виноградов) в форме выставки инсталляций и сделанного по результатам фестиваля фильма "Видеосценарий".

"В Москве всегда шла своего рода война: с одной стороны, существовало актуальное искусство, с другой стороны, скажем, видеоарт. Потом актуальное искусство стало почти все видеоартом. Так же и с Интернетом. Всегда существует такая оппозиция. Но когда разговариваешь с художниками, критиками, кураторами, мнение создается следующее: "Ты занялся Интернетом, значит, ты потерянный человек, занимаешься чем-то не соответствующим понятию "актуальное" или "современное" искусство. А на Западе такая грань является профессионально допустимой, то есть художник может работать с любой технологией, а принадлежность актуальному искусству определяется не технологией, а выбором художественной стратегии. Тем более, что опыт показал - в Интернете можно реализовать весь опыт актуального искусства"18.

В этом смысле расширение международных контактов в свое время позволило Исаеву утвердиться в собственных ощущениях искусственности расчленения пространства современного искусства: "Было приятно обнаружить, что многие из специалистов по медиа-искусству являются частью не интернетовской тусовки, а современного искусства, в частности Янош Шугар, член жюри фестиваля "Trash-art". На “Манифесте-1” он занимал соседний с моим бокс. Для меня этот факт является своего рода психологической поддержкой".

Алексей Исаев, Ольга Шишко и Татьяна Горючева (MediaArtЛаб) последовательно занимаются теоретическими и практическими опытами, цель которых состоит в том, чтобы ввести в профессиональный контекст российского contemporary art идеологию, философию и эстетику "искусства новых технологий". При этом сквозь "традиционную фестивальную институцию" с темой, номинациями, кураторами и жюри мерцает фигура "медийно-активного художника", для которого главным является манипулятивная работа с контекстом, в данном случае сетевым: "Основная идея этого проекта - поиски радикальности именно по отношению к самой технологии, к среде обитания самого проекта и художника, по отношению к Интернету, к его правилам и принятым в нем формам общения". Это продукт рефлексии по поводу отечественной ситуации и попытка решить путем прибегания к Интернету некоторые принципиальные проблемы российского художественного сообщества. А именно его главную проблему: маргинальность по отношению к тому, что называется "международным современным искусством". Ни одно авторитетное для указанного мира крупное международное художественное событие никогда не происходило в России и даже не было инициировано отсюда: "кайф" состоит в том, что “Trash-аrt” - это международный фестиваль, инициированный из России. Если речь шла о реальном, не интернетовском событии, то это сложно было бы себе представить, так как России трудно, особенно сегодня, претендовать на роль инициатора крупных международных художественных событий. Однако в Интернете это оказывается возможным. Я рад, что идея о виртуальной выставочной площадке реализовала себя, а сама площадка приобрела определенный статус, превратилась в "место", которое можно использовать и в дальнейшем"19.

Новая география искусства начинает вырисовываться благодаря развитию Интернета - искусства, существующего помимо "глобализованного" современного искусства, которое гастролирует из Венеции в Кассель и Нью-Йорк. Как пишет французский критик Норбер Хилэр, "было бы здорово, если бы наши french doctors современного искусства соизволили посмотреть "взглядом пользователя Интернета" на то, что происходит в настоящий момент в странах бывшего советского блока в области искусства и культуры..." 20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: