Появление сетевого искусства

Татьяна Могилевская

Сетевое искусство - динамика в России

Появление сетевого искусства

Первые художественные сайты, сделанные в России, относятся к 1996 году. Вначале их авторы были исключительно москвичами и их можно было по пальцам перечесть. Их деятельность заинтересовала меня в то время по нескольким причинам.

Во-первых, к тому моменту их творчество развивалось в какой-то мере "на полях" мейнстрима московского актуального искусства, все они в той или иной степени занимались медиа-искусством: Алексей Шульгин - фотографией, Таня Деткина, Владимир Могилевский - видео- и мультимедиа-искусством.

Во-вторых, этих художников объединял интерес к коллективным формам творчества и авторства: Алексей Шульгин сделал несколько кураторских выставок ("Кто я? Искусство выбора", галерея "Школа" и галерея "Юнион Ф", 1993, "Репродукция Mon amour", галерея "Лаборатория", 1994), Таня Деткина и Владимир Могилевский работали, вместе с другими художниками, над проектами под общим лейблом "Облачная комиссия". Владимир Могилевский совместно с Сергеем Шутовым, Кириллом Преображенским (и при моем участии. - Т. М.), разрабатывал концепцию работы Института Технологии Искусства, а в 1993-м делал экспозицию работ видеохудожников и каталог на Арт-МИФ-3. Так же, не случайно Могилевский оказался, вместе с Сергеем Шутовым, руководителем практических занятий по мультимедиа с молодыми художниками в Художественной Лаборатории Новых Медиа (1993 - 1994, проект Центра современного искусства Сороса, Москва).

В-третьих, начало их работы в Интернете фактически совпало с их полным исчезновением с московской художественной сцены, представители которой в ту эпоху Интернетом не интересовались.

Заглянув в то время на странички указанных авторов, можно было обнаружить новые виртуальные образования в российском секторе Интернета: сначала сетевую выставку "Hot pictures" ("Свежие новости, или Эротические горячительные картинки"), "явившуюся первой российской галереей в сетях, осмысливающей изменение функций и средств выражения фотографии с приходом в искусство новых технологий"1, электронную галерею работ Андрея Казанжия "Море Хрона" (на сервере российского провайдера Совамтелепорт), "Сенсорные опыты в дигитальном пространстве" Руслана Рубанского, а затем и более концептуальные по отношению к технологии и идеологии Интернета работы: сайт Московский "www-art center", поддерживаемый Алексеем Шульгиным, Александром Николаевым и Таней Деткиной и "WEB Thief", электронный журнал Владимира Могилевского, выставлявший работы молодых медиа-художников - Сэнди Ревизорова, Руслана Рубанского, Миши Адианова, Алекса Зубаржука, вчерашних студентов Художественной Лаборатории Новых Медиа.

Перечисленные художники стали носителями идеологии "сетевого художника", который не только создает и размещает собственные работы в Интернете, но и помогает в этом другим художникам, не обязательно владеющим мультимедиа- или Интернет-технологиями. Подобная деятельность отвечала желанию создать альтернативные существующим институциям пространства презентации искусства.

"Внешне эта работа скорее техническая - обеспечение подключения к Интернету, установка необходимого "железа" и программ, создание независимых мультимедиа-центров и сайтов (site - единица пространства в Сети), где все желающие могли бы не только и не столько потреблять, но и создавать и публиковать то, что пока в отсутствие терминологии и критериев называют сетевым искусством"2.

Одновременно появились художественные манифесты. Один из них вдруг опубликовала на полосе "Культура" газета "Коммерсантъ-Daily". В этом тексте Ольги Лялиной и Алексея Шульгина впервые на русском языке дается определение сетевому искусству: "Его основа - не репрезентация, а коммуникация. А недробимая единица - электронное послание, свобода и горизонтальная система коммуникации".

Там же описывается, что такое "настоящий сетевой художник": это тот, кто обеспечивает коммуникацию, обладает сетевым мышлением, то есть отказывается от "художественных" амбиций и концентрирует свои силы на "создании коммуникационных пространств, готовых к заселению и включению в креативное поле Сети"3.

В том же году на страницах "Художественного журнала” пионеры российского Интернета ответили на следующий вопрос: "Что Вас привлекает в WWW, что интересного и нового Вы там находите по сравнению со сферой "современного искусства?" 4.

Выяснилось, что в первую очередь новое медиа позволило художникам освободиться от "главных" московских кураторов, получить прямой доступ к информации и, как результат, начать по собственному почину участвовать в международных проектах.

Так, Таня Деткина, до этого бывшая одной из самых активных участниц проекта "Московская Лаборатория Новых Медиа" (1994), объясняла: "В Интернете можно общаться с теми, кто далеко, за относительно небольшие деньги... Ты не обязан прибегать к посредникам: критику, галеристу, куратору. Никто не определяет контекст твоей работы, а твое материальное благополучие не зависит от того, насколько ты в него вписываешься... Каждая реплика в Интернете звучит органично и полноценно, здесь отсутствует идеологическая дискриминация. Ты не предъявляешь свой curriculum vitae для того, чтобы тебе дали слово". Она же отмечала экономический аспект вопроса: "Делать искусство в Интернете проще и быстрее"5.

Владимир Могилевский там же высказал предположение, что "на сегодняшний день такого явления, как профессиональное искусство, как оно понималось в 80-х годах, не существует. Более важным является участие в коммуникации, в чем-то, что живет и развивается". Он также поставил вопрос о несовместимости понятия "профессиональный художник" с теми, кто делает художественные проекты в Интернете: "Все так быстро меняется, что не хочется выбирать определение. Ясно только, что самые интересные вещи делаются непрофессиональными художниками... Лучшие сайты в WWW сделаны людьми, не принадлежащими миру искусства и не отравленными идеями, которые занимали художественный мир в 80-х годах. Особенность этих работ в том, что они адекватны гиперсреде, а не рассматривают ее в качестве традиционных художественных техник и материалов"6.

Все это кардинальным образом повлияло на положение некоторых из них на международной художественной сцене. Так, Алексей Шульгин превратился в создателя нового жанра искусства, определяемого сегодня серьезной критикой как Net-арт, список его всевозможных медиа-художественных мероприятий впечатляет, сегодня он не испытывает особой необходимости в поддержке со стороны отечественных кураторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: