Управление в области государственной молодежной политики: федеральный уровень

В современной России сформировалась широкая нормативная правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. Но есть основные нормативно-правовые акты, регулирующие государственную молодежную политику на федеральном уровне.

В федеральном законодательстве нормативно-правовые положения, касающиеся прав и интересов молодежи, элементов государственной молодежной политики, отражены в Конституции РФ, Гражданском, Уголовном, Семейном (в Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 г., впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка), Трудовом кодексах РФ, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации".

Также существуют законодательные акты: Законы РФ "Об образовании", "О некоммерческих организациях", "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О рекламе", указы Президента РФ; постановления Правительства РФ по вопросам работы с молодежью (Постановление "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" от 3 апреля 1996 г.) Молодежная политика в РФ реализуется также посредством федеральных программ и национальных проектов, например: "Молодежь России", "Образование", "Здравоохранение", "Ипотека", "Сельское хозяйство", "Молодежь" и др

1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" N 5090-1 от 3 июня 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903. Правительство Российской Федерации, во-первых, определяет, что молодежная политика является приоритетным направлением деятельности государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив; во-вторых, государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства.

Таким образом, впервые в российском законодательстве проблемы молодежной политики были выведены на общегосударственный уровень и закреплены как одно из приоритетных направлений в деятельности государства. Однако стоит отметить слабую разработку линии реализации в данном Постановлении, более декларативный его характер, нежели действенный. Возможно, это объясняется тем, что данное Постановление явилось неким первоначальным документом, декларирующим в себе основные направления реализации принципов молодежной политики в РФ. По существу, являясь концепцией, Основные направления, помимо целей и принципов государственной молодежной политики, носящих достаточно общий характер, содержат ряд положений, заслуживающих внимания при разработке проекта комплексного нормативного правового акта федерального уровня в рассматриваемой сфере

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации. Но данный Федеральный закон практически не содержит конкретных норм прямого действия, имеющих отношение к вопросам молодежной политики.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Закон рассматривает профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

4. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".Определяет общие принципы, содержание и меры создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Сегодняшнее дни.

5. Стратегия государственной молодежной политики в РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р. Данная Стратегия государственной молодежной политики разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Как следует из данной Стратегии, государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Можно отметить, что данная Стратегия является логическим продолжением и дополнением Постановления, указанного ранее, но отличается более стройной проработкой механизмов реализации приоритетных направлений, а также множеством проектов, направленных на вовлечение молодежи в общественную жизнь.

6. Еще одним нормативным правовым актом Правительства РФ является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в которой один из пунктов (9) посвящен молодежной политике в РФ. Как следует из данной Концепции, целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование.

7. Указом Правительства РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" создан Государственный комитет РФ по делам молодежи,

8. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации утвердило Положение "О Федеральном агентстве по делам молодежи" от 29 мая 2008 г. N 409. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

9. Следующим нормативным правовым актом Правительства РФ является Положение о Департаменте молодежной политики и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 7 августа 2008 г. N 15. Как следует из общих положений данного документа, Департамент молодежной политики и международного сотрудничества является структурным подразделением Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также обеспечению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства.

В целом стоит отметить, что во всех постановлениях Правительства РФ дублируются с некоторыми изменениями подобные положения, и не только на уровне законодательных актов, но и на уровне федеральных органов и их обязанностей и полномочий. Таким образом, на сегодняшний день перед законодателем стоит главная задача - на уровне федерального законодательства утвердить главные направления государственной молодежной политики, закрепить ее статус и статус самой молодежи в Российской Федерации, поскольку на современном этапе российская молодежь является одной из самых уязвимых частей общества в плане реализации своих прав в социально-политической и экономической сфере. Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году, был отклонен Президентом. «Основы ГМП до 2025 года» были приняты 29.09.2014 года

Управление в области государственной молодежной политики: региональный уровень

В Указе Президента РФ от 3 июня 196 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» под региональной политикой понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов станы, в также механизм их реализации». Отмечается, что «регион может совпадать с границами субъекта РФ, либо объединять территории нескольких субъектов РФ».

Существуют два основных подхода к пониманию государственной региональной политики:

1. Политика государства в отношении регионов. Исходя их логики этого подхода, любую внутреннюю политику государства можно считать региональной, поскольку государство состоит из регионов.

2. Деятельность органов местного самоуправления по проведению государственной политики. В рамках этого подхода федеральный центр понимается как институт, определяющий основы государственной политики, а также полномочия и ответственность субъектов Федерации по ее реализации.

В действующем законодательстве РФ поддерживается тенденция к осуществлению последнего подхода, когда условия и рамки государственной молодежной политики определяются федеральным законодательством, а е реализация большей частью возлагается на субъекты Федерации.

На региональном уровне практику реализации политики можно понимать по-разному. С одной стороны, такой практикой можно назвать весь комплекс мероприятий по исполнению государственной политики (определяемой федеральным центром) на региональном уровне. Тогда реализацию политики следует считать не только конкретные мероприятия по освоению бюджетов, но и разработку региональной правовой базы, поскольку последняя основывается на федеральных законах и представляет собой не что иное, как реализацию государственной политики. В этом случае у региональной политики в целом отсутствует «теоретический» компонент.

С другой стороны, «теоретическим» компонентом региональной политики является также законотворчество субъектов Федерации, но в регионах, в отличие от федерального центра, законотворчество представляет собой процесс адаптации центральной государственной политики к специфике конкретного региона. Тогда «практическим» компонентом политики выступает реализация региональной правовой базы в конкретных мероприятиях. В повседневной практике управленческой деятельности вопрос о таком разделении актуален, поскольку политика осуществляется в неразрывном единстве ее «теоретических» и «практических» основ. Это единство заключается во взаимообусловленности правовых основ и практических возможностей при том, что и то, и другое определяется социально-экономическими условиями развития государства и общества.

Обсуждение вопросов реализации молодежной политики на региональном уровне не может быть исчерпывающим без анализа ее внутреннего устройства. В данном случае речь идет о механизмах ее выработки и реализации.

Под механизмом реализации молодежной политики в данном случае понимается достаточно устойчивая система взаимодействия государственных и общественных институтов по широкому спектру вопросов в области осуществления молодежной политики для удовлетворения актуальных потребностей общественной системы в ее воспроизводстве и дальнейшем развитии. Механизмы реализации молодежной политики образуют определенную общую систему, которая способна выполнять регуляторную, конституирующую функцию.

В разных обществах система механизмов осуществления молодежной политики приобретает свою качественную специфику, что непосредственно связано с особенностями институциональной структуры, характерной для того или иного государства. Анализ подходов и систематизация механизмов реализации государственной молодежной политики позволил определить наиболее общую систему механизмов, присущую большинству используемых моделей реализации молодежной политики. В систему входят следующие механизмы: законодательно-правовой, организационный, финансово-инвестиционный и программный.

Существуют следующие особенности конкретных механизмов реализации молодежной политики на региональном уровне.

В своей законотворческой деятельности регионы ориентируются на федеральный центр, основное государственное законодательство РФ по молодежной политике. В практике своей работы региональные власти опираются на собственные законы о молодежной политике, которые часто представляют собой вполне успешные попытки спроецировать федеральные законы на региональный уровень с учетом региональной специфики.

Основными документами, на базе которого осуществляется собственно практическая деятельность молодежной политики, являются целевые программы, комплексные или по отдельным направлениям. Именно программы отражают региональную специфику, приоритеты, объемы финансирования, также специфичные для каждого региона. К минусам законодательного механизма относится недостаточная сформированность законодательной базы, особенно в тех регионах, где приняты базовые законы о молодежной политике.

Организационный механизм предполагает создание адекватной системы программно-целевого управления молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления государственными и общественными структурами. Существует как строгая вертикальная структура «федеральный центр - региональная власть - местная власть», так и горизонтальное взаимодействие «законодательная власть - исполнительная власть», активно подключаются молодежные организации, которые в основном используются как совещательные органы.

Структура не является в значительной мере жесткой - специфику привносит и собственно вид политики - молодежная. Чрезмерное ужесточение, особенно горизонтальных связей, создает существенные административные барьеры к участию в управлении собственно представителей молодежи. Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части включения молодежи в управлении - активно идет создание молодежных парламентов, расширение их полномочий и ответственности.

Финансово-инвестиционный механизм представляет собой действующую систему финансирования молодежной политики. В этой части в регионах отмечается как сочетание традиционных способов финансирования - бюджетных и внебюджетных, так и освоение новых возможностей привлечения средств и инвестиций - кредиты банков, средств населения за счет жилищных займов, целевые средства от реализации коммерческих проектов. Распределение финансовых ресурсов по направлениям реализации молодежной политики не всегда сопоставимо с актуальностью соответствующих проблем молодежи региона, что, возможно, связано с недостаточным развитием научно-методологического механизма реализации молодежной политики.

Наиболее развитым и перспективным, на наш взгляд, является программный механизм осуществления молодежной политики. Программа представляет собой некоторый проект по реализации того или иного направления молодежной политики. Она едина и целостна в своей основе, содержит детальный план мероприятий и бюджет, подчиненный общим целям и задачам. Именно на этом уровне программы реализация молодежной политики обретает собственно практическую направленность и окончательно оформляется как региональная.

Нужно отметить, что за последнее десятилетие молодежная политика заняла прочное место в региональной социальной сфере. Она обрела, с одно стороны, отраслевые очертания:

- во многих регионах работают министерства, имеющие подведомственные учреждения;

- реализуется ряд крупных подпрограмм, проводятся региональные молодежные мероприятия.

С другой стороны, региональная молодежная политика стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных отраслей.

Переход к новым условиям хозяйствования и территориального управления определил новый характер организационных вопросов молодежной политики в территориальном аспекте.

Основными элементами, составляющими горизонтальную структуру реализации региональной молодежной политики, выступают соответствующие координационно-совещательные органы:

- коллегии министерства молодежи, межведомственные комиссии, экспертно-консультативные советы по основным направлениям региональной молодежной политики;

- молодежные общественные организации.

Важнейшим направлением работы по созданию горизонтальной структуры региональной молодежной политики является целенаправленное формирование многочисленных субъектов молодежной политики различного уровня, создание системы договорных отношений с многообразием организационно-правовых форм и отношений собственности. В этой связи, необходимо четкое разграничение по организационно-правовым подходам к реализации региональной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровые, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.

Основной предпосылкой в оформлении молодежной политики на региональном уровне послужило создание и деятельность во многих регионах специализированного органа по молодежной политике в системе исполнительной власти (министерство по молодежной политике), который выступил координатором и интегратором государственных и общественных структур.

Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики

Реализация принципов государственной молодежной политики обеспечивается путем:

- участия молодежи, молодежных, детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в РФ;

- соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в РФ;

- осуществления финансовой и иной поддержки молодежи, молодежных, детских общественных объединений в целях создания условий достойной жизни и свободного развития молодых граждан;

- осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по реализации государственной молодежной политики в РФ;

- осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в РФ.

Реализация государственной молодежной политики предполагает:

1. Объединение усилий государственных, общественных, некоммерческих и др. организаций, партий и движений, населения, направленных на выработку единых подходов к формированию молодежной политики с целью сохранения инновационного, культурного и социально-экономического потенциала молодежи России.

2. Координацию действий органов законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, направленных на стабилизацию молодежной среды.

3. Разработку программ действий по достижению конкретных результатов в рамках основных задач Концепции, включающих сроки реализации, исполнителей и др.

4. Обеспечение учета интересов молодежи в федеральных и региональных программах социально-экономического развития.

5. Определение источников финансирования реализации основных положений Концепции, с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, привлечения дополнительных внебюджетных средств.

6. Разработку Федерального закона о молодежи, предполагающего, в первую очередь, определение самостоятельного предмета регулирования и включающего в себя весь комплекс вопросов, затрагивающего интересы молодого поколения.

Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики представляют собой несколько основных блоков:

1. Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.

2. Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.

3. Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.

4. Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.

5. Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования.

Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.

Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в РФ является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области. Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляются в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и с учетом рекомендаций всероссийского конгресса молодежи, предложений молодежных, детских общественных объединений, молодых граждан. Финансирование федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в РФ, мероприятий по их реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством РФ.

Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в РФ и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансирование местных целевых программ в области государственной молодежной политики в РФ осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Научное обеспечение государственной молодежной политики

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ организуют научные исследования в области государственной молодежной политики в РФ.

Научное обеспечение государственной молодежной политики направлено на выявление и исследование доминирующих тенденций в молодежной среде, оперативную выработку подходов к решению вновь возникающих проблем, оценку результатов и прогнозирования возможных изменений, совершенствование государственной статистики в области государственной молодежной политики.

Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием разработки программ (проектов) в области государственной молодежной политики РФ и мероприятий по ее реализации.

Указанные исследования предусматриваются федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в РФ. На основании результатов исследований в области государственной молодежной политики в РФ Правительство РФ ежегодно разрабатывает и представляет палатам Федерального Собрания РФ государственный доклад о положении молодежи в РФ и публикует его отдельным печатным изданием.

Государственный доклад о положении молодежи в РФ, ежегодно представляемый в целях обеспечения органов государственной власти РФ объективной систематизированной аналитической информацией о положении молодежи и тенденциях его изменения, содержит сведения об осуществляемых на территории России экономических, правовых, социальных и иных мерах по реализации социального потенциала молодежи.

В докладе освещаются социальные проблемы молодежи, вопросы состояния здоровья, образования, воспитания и развития молодежи, трудовой занятости подростков, рассматриваются явления социальной девиации в молодежной среде, ценностные ориентации молодежи, анализируется деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики в РФ, предполагается обзор общих тенденций изменения положения молодежи с начала структурных реформ в России.

Правила разработки и распространения ежегодного государственного доклада о положении молодежи в РФ разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Финансирование расходов по разработке и распространению, в том числе опубликованию, государственного доклада о положении молодежи в РФ производится в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим подразделом.

Министерство финансов РФ при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматривает выделение средств на указанные цели. В целях подготовки Государственного доклада о положении молодежи в РФ определяются критерии и основные подходы к подготовке ежегодного Доклада, разрабатывается экспертным путем система показателей, необходимых для оценки состояния молодежной среды и выработки на основе их анализа рекомендаций по управлению исследуемыми явлениями.

Сбор и обработка необходимых для подготовки доклада данных осуществляется через систему федеральных, региональных и местных информационно-аналитических центров органов по делам молодежи субъектов РФ. Государственный доклад о положении молодежи в РФ рассматривается федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции для принятия указанными органами соответствующих решений на основе рекомендаций и выводов, изложенных в докладе.

Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем молодежи, а также для разработки необходимых мероприятий по реализации социального потенциала молодых людей. Подготовку государственного доклада о положении молодежи в РФ осуществляет соответствующее подведомственное научное учреждение федерального органа исполнительной власти по делам молодежи. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обязаны информировать молодых граждан, молодежные, детские общественные объединения через средства массовой информации о планируемых и об осуществляемых мероприятиях по реализации государственной молодежной политики в РФ.

Информационное обеспечение государственной молодежной политики

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной молодежной политики в РФ, информированию молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в целях преодоления трудных жизненных ситуаций, поддержку молодых семей, молодежных, детских общественных объединений и других прав в области государственной молодежной политики в РФ.

В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан посредством создания информационных систем, центров информации для молодежи, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных средств массовой информации, библиотек, музеев, других учреждений культуры и иными способами, предусмотренными федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в РФ.

Финансовая и иная поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ печатных изданий и иных средств массовой информации, обеспечивающих информационное обслуживание молодых граждан, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. Порядок осуществления указанной поддержки устанавливается Правительством РФ.

Государственный доклад о положении молодежи в РФ, ежегодно представляемый в целях обеспечения органов государственной власти РФ объективной систематизированной аналитической информацией о положении молодежи и тенденциях его изменения, содержит сведения об осуществляемых на территории России экономических, правовых, социальных и иных мерах по реализации социального потенциала молодежи.

В докладе освещаются социальные проблемы молодежи, вопросы состояния здоровья, образования, воспитания и развития молодежи, трудовой занятости подростков, рассматриваются явления социальной девиации в молодежной среде, ценностные ориентации молодежи, анализируется деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики в РФ, предполагается обзор общих тенденций изменения положения молодежи с начала структурных реформ в России.

Правила разработки и распространения ежегодного государственного доклада о положении молодежи в РФ разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Финансирование расходов по разработке и распространению, в том числе опубликованию, государственного доклада о положении молодежи в РФ производится в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим подразделом.

Министерство финансов РФ при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматривает выделение средств на указанные цели. В целях подготовки Государственного доклада о положении молодежи в РФ определяются критерии и основные подходы к подготовке ежегодного Доклада, разрабатывается экспертным путем система показателей, необходимых для оценки состояния молодежной среды и выработки на основе их анализа рекомендаций по управлению исследуемыми явлениями.

Сбор и обработка необходимых для подготовки доклада данных осуществляется через систему федеральных, региональных и местных информационно-аналитических центров органов по делам молодежи субъектов РФ. Государственный доклад о положении молодежи в РФ рассматривается федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции для принятия указанными органами соответствующих решений на основе рекомендаций и выводов, изложенных в докладе.

Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем молодежи, а также для разработки необходимых мероприятий по реализации социального потенциала молодых людей. Подготовку государственного доклада о положении молодежи в РФ осуществляет соответствующее подведомственное научное учреждение федерального органа исполнительной власти по делам молодежи. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обязаны информировать молодых граждан, молодежные, детские общественные объединения через средства массовой информации о планируемых и об осуществляемых мероприятиях по реализации государственной молодежной политики в РФ.

Финансирование мероприятий ГМП

Финансирование мероприятий государственной молодежной политики осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Для финансирования мероприятий в сфере государственной молодежной политики могут создаваться специальные фонды, в том числе по поддержке талантливой и одаренной молодежи.

Порядок формирования и расходования средств фондов, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством.

(Статья 22. Закона РБ Об Основах Государственной Молодежной Политики Финансирование мероприятий государственной молодежной политики)

Основные направления совершенствования государственной молодежной политики

1. Разработать и принять Федеральный закон «Об основах молодежной политики в Российской Федерации».

Закон должен стать базовым федеральным законом, консолидирующим все действующие правовые нормы, касающиеся молодежной политики, закрепить основные понятия, касающиеся молодежной политики, до сих пор не закрепленные на уровне федерального законодательства, такие как: молодежь (молодые граждане), молодая семья, молодой специалист, молодежный парламентаризм, инфраструктура для молодежи, молодежная работа, неформальное молодежное образование, общественно-значимая деятельность молодежи.

Закон должен нормативно определить систему управления, инфраструктуру, ответственность различных уровней власти за реализацию молодежной политики, ее общественно-государственный характер и основные принципы, роль молодежи и ее гражданских союзов в сфере общественных отношений.

Закон должен решать задачу координации исполнительно-распорядительной деятельности в сфере молодежной политики федеральным органом власти на всех уровнях власти, в том числе на основе механизма передачи федеральных полномочий в сфере молодежной политики на уровень субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

2. Подготовить и принять изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», предусматривающие оказание финансовой поддержки молодежным и детским объединениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

3. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральнsq закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающий учет стажа работы в общественных объединениях при приеме на государственную гражданскую службу в части, касающейся соответствия квалификационным требованиям (из расчета два дня работы в общественной организации за один день работы на государственной гражданской службе).

4. Дополнить перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов показателями, характеризующими реализацию молодежной политики.

Теоретические подходы к проблеме участия

Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством общественно значимых инициатив, обращений в государственные органы и иные организации, взаимодействия молодежных общественных объединений с указанными органами и организациями, а также в иных формах.

Для выявления и учета мнения молодежи, расширения ее участия в формировании и реализации государственной молодежной политики при государственных органах могут создаваться совещательные органы из числа молодежи.

Вносимые молодежью, молодежными общественными объединениями, совещательными органами из числа молодежи в государственные органы и иные организации предложения о реализации государственной молодежной политики рассматриваются государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством.

Если для рассмотрения указанных предложений необходимы расчеты финансовых средств, сбор документов и (или) сведений, разработка проектов документов, государственные органы и иные организации оказывают информационную помощь и проводят консультации с уполномоченными представителями молодежных общественных объединений и молодежи, внесших эти предложения.

Государственные органы при необходимости привлекают молодежные общественные объединения с их согласия для консультаций и координации деятельности по формированию и реализации государственной молодежной политики.

(Статья 25. Закона РБ Об Основах Государственной Молодежной Политики Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики)

Феномен «молодежного самоуправления»

Молодежное самоуправление — это система, ориентированная на приобретение лидерского опыта через практику руководства реально действующими структурами. Это структура менеджмента вне учебной деятельности вуза. Студенты исполняют роль субъектов и объектов управленческих действий. Проблема развития лидерских качеств молодежи определила значимость создания органов студенческого самоуправления в вузах России.

Система студенческого самоуправления, по данным Министерства образования и науки РФ, представлена в 90 вузах России5. Система самоуправления представлена студенческим советом университета, факультетов/институтов и общежитий. Каждый совет структурирован на секторы, отвечающие за отдельное направление работы: учебный, научный, информационно-аналитический, культурно-массовый, социально-экономический, спортивный.

Выстроена вертикальная иерархия подчинения органов самоуправления, что обеспечивает согласованность и последовательность их действий. Очевидно, что студенты, занятые в системе самоуправления, развивают навыки планирования, организации деятельности и анализа результатов, способны привлекать дополнительные силы и ресурсы — основные навыки профессионального менеджера.

Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой, которая зафиксирова на в Конституции Российской Федерации отдельной главой # 8, где в статьях ## 130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии его существования. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи - это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.

Участие в самоуправлении помогает воспитанию самодеятельной и жизнеспособной личности, развивает чувство ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях. Несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке педагогов, а также взрослых, прежде всего родителей.

Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений.

Система молодежного самоуправления в Архангельской области

Молодёжное самоуправление представляет собой одну из форм активного участия молодёжи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности, защиты прав и интересов, в том числе самой молодёжи, а также часть воспитательного процесса, формирования гражданской ответственности на основе социальных, правовых и этических принципов.

В настоящее время в Архангельской области существуют разнообразные по формам органы молодежного самоуправления в 13 муниципальных образованиях. Из них 12 - Советы молодежи, и 1 – молодежный парламент при мэре города Архангельска. Кроме того, в ряде муниципальных районов действуют поселковые советы молодежи (Мезенский, Холмогорский районы).

Органы молодежного самоуправления при органах власти муниципальных образований Архангельской области создаются в различных формах и наделяются различными статусами. В большинстве муниципальных образований органы молодежного самоуправления созданы в форме советов молодежи, за исключением города Архангельска, где действует молодежный парламент. В Мезенском районе орган молодежного самоуправления действует как общественная организация.

Органы молодежного самоуправления при органах власти муниципальных образований, как правило, наделяются статусом совещательно-консультативного (Совет молодежи г. Северодвинска), представительного (Молодежный совет Вилегодского района) либо координационного (Совет молодежи Вельского района) органа.

В Архангельской области органы молодежного самоуправления создаются в целях повышения действенного участия молодежи во всех сферах общественной жизни муниципального образования, обеспечения взаимодействия между органами местного самоуправления, молодежными общественными объединениями и молодежью муниципального образования по вопросам реализации молодежной политики.

Они охватывают все группы молодежи: учащихся школ, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, студенческую и работающую молодежь, а также молодежные общественные объединения. Но единообразия при формировании данных органов нет, как нет и единых, отлаженных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления со структурами молодежного самоуправления по вопросам реализации молодежной политики и другим общественно-значимым проблемам.

Необходимо отметить, что в 2006 году определились перспективы создания органов молодежного самоуправления на региональном уровне. Такими органами стали Совет по делам молодежи при главе администрации Архангельской области и Молодежная палата при Архангельском областном Собрании депутатов. Совет является консультативным и совещательным органом и создан в целях координации работы с молодёжью и взаимодействия органов государственной власти области с органами молодёжного самоуправления на местах.

Молодежная палата является совещательным и консультативным органом. Основной целью Молодежной палаты является содействие деятельности Архангельского областного Собрания депутатов в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Задачами Молодежной палаты являются приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи.

Структура молодежного самоуправления:

1. Молодежное самоуправление на уровне организаций:

- ученическое самоуправление,

- студенческое самоуправление,

- молодежное самоуправление на предприятиях;

2. Молодежное самоуправление на муниципальном уровне:

- молодежные правительства/советы при исполнительных органах власти (при администрациях, главах муниципального района/городского округа);

- молодежные парламенты/советы при представительных органах власти (при советах народных депутатов, Думах, собраниях муниципального района/городского округа);

- городские советы обучающихся общеобразовательных организаций при органах исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за реализацию государственной молодёжной политики и политики в сфере образования;

3. Молодежное самоуправление на региональном уровне:

- региональные советы обучающихся общеобразовательных организаций при органах исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за реализацию государственной молодёжной политики и политики в сфере образования;

- молодежные правительства региона при исполнительных органах власти (при Правительстве или органах исполнительной власти субъекта, ответственного за реализацию государственной молодёжной политики);

- молодежные парламенты региона при законодательных органах власти (при Думе, Законодательном собрании региона);

- молодежные избирательные комиссии при избирательных комиссиях региона;

Молодежный парламентаризм: общероссийский опыт

Молодежный парламентаризм – это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и органах местного самоуправления или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента (правительства, палаты, совета и др.), а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.

Молодежное парламентское движение – деятельность, направленная на формирование и развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на различных уровнях государственного и муниципального управления.

Молодежные парламенты – региональные молодежные коллегиально-совещательные структуры при законодательных органах власти представлены в 75 субъектах РФ.

В 88% субъектах РФ функционирует молодежный парламент.

Общее количество членов региональных молодежных парламентов – 4627 чел.

Количество муниципальных молодежных парламентов – более 1300 структур.

Общее количество членов муниципальных молодежных парламентов – более 20000 чел.

Количество реализованных законотворческих/нормотворческих инициатив – более 2200.

И. Акименко, начальник городского отдела по делам молодежи, эмоционально высказала мнение о том, что «не государство должно решать проблемы молодежи, а сама государственная политика должна быть направлена на то, чтобы молодые могли решать проблемы государства, в том числе и свои собственные».

К основным направлениям деятельности Молодежного Парламента относятся участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и программ (разработаны поправки к региональной программе «Молодежь Рязанщины»), разработка и представление в органы государственной власти и местного самоуправления программ, проектов и планов мероприятий, направленных на развитие региональной молодежной политики (разработаны программы «Закон о молодежи»), организация конференций, «круглых столов» и других мероприятий для обсуждения молодежной проблематики (Проведены слушания: «Молодежь и спорт — реальные перспективы»; «Проблемы в реализации прав ребенка в Рязанской области»; «Единый государственный экзамен: за и против»), разработка методических, информационных и других материалов, содействующих активизации деятельности молодежи в соответствии с приоритетами молодежной политики; расширение и укрепление контактов между молодежными структурами Рязанской области и молодежными структурами других регионов, федеральными молодежными структурами и молодежью других государств.

Молодежный Парламент Новосибирской области действует по следующим приоритетным направлениям государственной молодежной политики: формирование духовного мира молодежи, позитивной идеологии и образа жизни; обеспечение доступности молодежи необходимого минимума социальных услуг и товаров, необходимых для образования социализации и развития; включение социально активной молодежи, представителей бизнеса, коммерческих учреждений и промышленных предприятий в процессы реализации государственной молодежной политики, направленной на позитивное развитие России; создание современной инновационной модели непрерывного профессионального гуманитарного образования, подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров в области молодежной политики.

Молодежный Парламент Волгоградской области имеет большие достижения в таких направлениях работы, как развитие социальной активности молодежи, защита прав молодежи, решение проблем занятости и трудоустройства молодежи, повышение гражданской культуры молодежи. Молодежный Парламент Самарской области организует дискуссии по актуальным на сегодняшний день проблемам: отсутствие качественно новых идей и подходов в работе с молодежью; необходимость разработки современной молодежной идеологии и формы ее популяризации в обществе.

В городе Дзержинске Нижегородской области Молодежный Парламент придерживается следующих направлений в организации работы: организационная работа, построение внутренней схемы Парламента, определение правового статуса, взаимодействие со СМИ, использование возможностей радио и телеэфира, совместная деятельность с комитетом по делам молодежи в городской Думе. Главным направлением деятельности Молодежного Парламента стала работа над Законом «О молодежной политике Нижегородской области».

Молодежный парламентаризм Архангельской области: Совет по делам молодежи при губернаторе, молодежное правительство Архангельской области, палата молодых депутатов при АОСД, молодежная избирательная комиссия, система дублерства

В настоящее время в Архангельской области существуют разнообразные по формам органы молодежного самоуправления в 13 муниципальных образованиях. Из них 12 - Советы молодежи, и 1 – молодежный парламент при мэре города Архангельска. Кроме того, в ряде муниципальных районов действуют поселковые советы молодежи. В 2006 году был создан Совет по делам молодежи при главе администрации Архангельской области и Молодежная палата при Архангельском областном Собрании депутатов.

Совет является консультативным и совещательным органом и создан в целях координации работы с молодёжью и взаимодействия органов государственной власти области с органами молодёжного самоуправления на местах. Молодежная палата является совещательным и консультативным органом. Основной целью Молодежной палаты является содействие деятельности Архангельского областного Собрания депутатов в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.

Палата молодых депутатов при АОСД (далее - Палата молодых депутатов) является коллегиальным совещательным органом при Архангельском областном Собрании депутатов по вопросам реализации молодежной политики в Архангельской области. Деятельность Палаты молодых депутатов осуществляется на общественных началах в соответствии с настоящим Положением и регламентом Палаты молодых депутатов.

Целями деятельности Палаты молодых депутатов являются:

1) оказание содействия Архангельскому областному Собранию депутатов в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, реализации молодежной политики на территории Архангельской области;

2) приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование ее правовой и политической культуры, активной гражданской позиции.

Избирательная комиссия архангельской области осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

- Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование;

- Государственное управление общего и социально-экономического характера;

- Государственное управление общего характера.

Деятельность органов государственной власти по управлению вопросами общего характера, кроме судебной власти, субъектов Российской Федерации

Деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации (Основной вид деятельности

Органы МСУ на поселенческом, городском и районном уровне Архангельской области

Структура и формы осуществления местного самоуправления определяются уставом данного муниципального образования.

Органы местного самоуправления в административно-территориальных образованиях в Архангельской области разделяются на коллегиальные представительные органы местного самоуправления, избираемые населением в установленном порядке и наделенными нормотворческими, представительными, контрольными и в случаях, предусмотренных соответствующими уставами о местном самоуправлении, распорядительными функциями, и исполнительные органы местного самоуправления, наделенные исполнительными и прочими функциями.

Выборный представительный орган местного самоуправления избирает на своем заседании руководителя представительного органа, который в соответствии с уставом данного муниципального образования может являться главой местного самоуправления, и других должностных лиц представительного органа местного самоуправления.

К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся:

- решение квалифицированным большинством голосов не менее чем 2/3 от численности представительного органа об утверждении устава муниципального образования, о внесении изменений и дополнений к нему или о передаче утверждения устава муниципального образования на референдум;

- утверждение местного бюджета, положений о внебюджетных фондах и смет внебюджетных фондов, отчетов об исполнении бюджета и смет внебюджетных фондов;

- принятие планов и программ развития соответствующей территории, контроль за их исполнением;

- установление местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством;

- осуществление функций собственника и владельца муниципальной собственности;

- принятие нормативно-правовых и нормативных актов, реализующих иные вопросы местного значения;

- решение вопросов договорных взаимоотношений с органами государственной власти Архангельской области и другими органами местного самоуправления;

- контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления имеют статус юридического лица, права и обязанности субъекта гражданского оборота, делегированные им уставом муниципального образования и законодательством Архангельской области.

Молодежные организации как субъекты разработки и реализации государственной молодежной политики.

Активному включению молодого поколения в общественную жизнь должна способствовать государственная молодежная политика, «предполагающая активное участие молодежи в жизни общества, создающая условия для предоставления молодежи прав и возможностей в самостоятельном решении ее собственных проблем, возлагающая на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекающая молодежь в созидательные процессы, в активную общеполезную деятельность».

Главным направлением эффективной молодежной политики должно стать создание условий для активного и достойного включения молодежи в жизнь общества. Одним из активных способов вовлечения молодежи в политические процессы служит их участие в общественных коллективных структурах — молодежных организациях и движениях. В последнее время все больше подростков и молодых людей примыкают к общественным молодежным объединениям, что требует исследования причин и следствий данного процесса.

Молодежные общественные и политические организации и движения являются одним из важнейших агентов развития общественно-политической активности молодежи. Молодежные организации создают ценные образцы поведения для своих членов и пытаются закрепить особые социальные и политические ориентации.

Общественная организация (неправительственное объединение граждан по общим интересам и целям, созданное на добровольной основе);

Основная роль всех общественных объединений заключается в выражении позиции той или иной группы лиц по социальным или политическим вопросам.Например, общественные молодежные объединения отражают интересы подрастающего поколения граждан. В последнее время такие движения получили серьезную поддержку государственных органов власти, что подтолкнуло их развитие. Пришло осознание, что воспитание нации следует начинать именно с молодежи. Многие из существующих общественных молодежных объединений реализуют программы по созданию социальных молодежных групп, бирж труда, развитию спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, летнему отдыху и других.

Одновременно с этим широкое распространение получают и детские общественные организации и объединения. Проводится огромное количество различных конференций и собраний, направленных на выработку возможных решений различных проблем, связанных с подрастающим поколением. Деятельность детских общественных объединений не заканчивается проведением съездов – создаются общественные фонды помощи, собираются средства для осуществления реальной поддержки, оказывается влияние на развитие детской социальной базы. Работа, проводимая детскими общественными объединениями, становится заметнее год от года.

Растет и роль объединений, отражающих интересы части населения с ограничениями здоровья. Благодаря их настойчивости появляются удобные спуски для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, светофоры со звуковым сопровождением для слабовидящих граждан, реабилитационные центры для пострадавших в той или иной чрезвычайной ситуации. Общественные объединения инвалидов помогают организовывать дополнительные рабочие места для людей с ослабленным здоровьем.

Деятельность общественных объединений не дает нам забыть о нуждах тех, кто не может сам громко и четко выразить свою позицию. В этом и заключается их основная роль.

В молодежной политике России одним из главных субъектов являются общественные организации, которые представляют собой сложную систему взаимодействия властных структур, общества и молодежи. в связи с этим следует особо рассмотреть социально-правовой статус молодежных общественных организаций в российском законодательстве. Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих интересов.

Молодежные общественные организации создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия их членов, самоуправления, законности и гласности, в частности:

- молодежные организации обязаны доводить до сведения общественности информацию о своей деятельности в формах, которые не противоречат законодательству;

информация, которая содержится в уставах, документах о составе руководящих органов, об источниках материальных и других поступлений, а также связанная с деятельностью молодежных общественных организаций, не является конфиденциальной или другой информацией, которая охраняется законом.

Молодежные общественные организации могут создаваться путем сообщения (без приобретения статуса юридического лица) или – регистрации (с приобретением статуса юридического лица).

Основателями молодежных общественных организаций могут быть граждане России, а также иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в России на законных основаниях, достигшие 15-летнего возраста.

Основателями союзов молодежных общественных организаций являются молодежные общественные организации.

Членство в молодежных общественных организациях может быть индивидуальным и коллективным.

Членство в молодежных общественных организациях может быть фиксированным и нефиксированным.

индивидуальными членами молодежных общественных организаций могут быть граждане России, а также иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в России на законных основаниях. индивидуальными членами молодежных общественных организаций могут быть лица в возрасте от 14 до 35 лет.

Лица старшего возраста могут быть членами молодежных общественных организаций при условии, если их количество в этих организациях не превышает треть общего количества членов; в составе выборных органов молодежных общественных организаций количество лиц старшего возраста не может превышать треть членов выборных органов. Ограничение относительно количества лиц, возраст которых превышает 35 лет, в составе выборных органов не распространяется на союзы молодежных и детских общественных организаций.

Коллективными членами молодежных общественных организаций могут быть коллективы других молодежных общественных организаций. Коллективные члены молодежных организаций могут принимать участие в деятельности таких организаций в случаях, предусмотренных их уставами.

Статус молодежных общественных организаций и их союзов определяется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» (03.06.1993 г. № 5090-1), Закон РФ «Об общественных объединениях» (19.05.1995 г., № 82-ФЗ), Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (18.06.1995 г., № 98-ФЗ), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.1995 г., № 135-ФЗ), Закон РФ «О некоммерческих организациях» (12.01.1996 г., № 174-ФЗ), Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12.01.1996 г., № 10-ФЗ).

Молодежные общественные организации, их союзы пользуются правами, предоставленными им Законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и другими законодательными актами.

Молодежные общественные организации и их союзы не могут образовывать и вступать в избирательные блоки. Молодежные общественные организации могут вступать в избирательные коалиции.

Членские взносы и добровольные пожертвования, полученные от юридических или физических лиц, которые направляются на осуществление уставной деятельности молодежных общественных организаций и их союзов, не являются объектом налогообложения.

Участие молодежных общественных организаций в подготовке и принятии решений по вопросам государственной молодежной политики определяется в законодательном порядке. Молодежные общественные организации получают от органов исполнительной власти и местного самоуправления к разработке и обсуждению проекты решений по вопросам государственной молодежной политики.

Государственная поддержка молодежных общественных организаций осуществляется в таких формах:

- предоставление молодежным общественным организациям информации о государственной молодежной политике;

- предоставление методической и организационной помощи по вопросам социального становления и развития молодежи;

- содействие созданию предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги молодежи или способствуют занятости молодежи.

Молодежные общественные организации освобождаются от уплаты за государственную регистрацию и сбора за регистрацию их символики.

Государство осуществляет поддержку и в других формах, которые не противоречат законодательству России.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления оказывают финансовую поддержку деятельности молодежных общественных организаций и их союзов в пределах полномочий, определенных законодательством.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления вовлекают в установленном порядке молодежные общественные организации и их союзы в выполнение заказов для государственных и местных потребностей.

При утверждении местных бюджетов предусматриваются расходы на реализацию программ молодежных общественных организаций.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления могут делегировать молодежным общественным организациям полномочия по реализации соответствующих программ (проектов, мероприятий). В этом случае они оказывают молодежным общественным организациям финансовую и материальную помощь и осуществляют контроль за реализацией предоставленных полномочий, в том числе за целевым использованием выделенных средств. Молодежные общественные организации, их союзы, которые получают финансовую или другую материальную поддержку, обязаны подавать отчеты о целевом использовании финансов и материальных ценностей органам, что их предоставляли, в сроки, установленные этими органами.

Молодежные общественные организации, их союзы, несут ответственность за нарушение ими законодательства. За неподачу отчета об использовании бюджетных средств, других материальных ценностей, предоставленных молодежным общественным организациям и их союзам, или нецелевое использование таких ценностей, получения их с нарушением законодательства виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: