Тема 12.1. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации

12.1.1. Понятие образования и его системы как объекта государствен­ного регулирования и управления

Под образованием понимается целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обу­чающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучаю­щимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соот­ветствующим документом.

Содержание образования является одним из факторов экономическо­го и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий дня ее само­реализации; развитие общества; укрепление, совершенствование право­вого государства: Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры об­щества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) кар­тины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязан­ных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемствен­ные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

12.1.2. Система образовательных программ и государственных образо­вательных стандартов

Образовательные программы определяют содержание образова­ния определенного уровня и направленности и подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессио­нальные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным программам, которые направлены на ре­шение задач формирования обшей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

К профессиональным образовательным программам, которые на­правлены на решение задач последовательного повышения профессио­нального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации, относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального об­разования; 3) высшего профессионального образования; 4) послеву­зовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобра­зовательной программы, как и основной профессиональной образо­вательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, а нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Наряду с образовательными программами в системе образования в России устанавливаются государственные образовательные стан­дарты, включающие федеральный, а также национальный и (или) ре­гиональный компоненты.

Федеральные органы государственной власти в пределах их ком­петенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных про­грамм, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, тре­бования к уровню подготовки выпускников. При реализации обра­зовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образователь­ные стандарты.

12.1.3. Правовой статус образовательных учреждений и их система

Образовательным является учреждение, осуществляющее обра­зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько об­разовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и вос­питание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государ­ственные, муниципальные, негосударственные - частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относят­ся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразова­тельные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессиональ­ного, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс. В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

Для современного этапа общественного развития характерно обновление всех звеньев системы образования - от дошкольных учреждений до университетов, изменяются содержание и методы учебной и воспитательной, работы, развиваются новые формы взаимосвязей между системами образования и рынком труда. В последние годы в России наметилась тенденция формирования долгосрочных стратегических программ, определяющих линию развития и модернизации ее социальной сферы. Национальная доктрина образования[182], которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.; «Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.03.2001 г. №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»[183],в котором содержатся предложения об осуществлении поэтапного перехода на новые нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования: 1-я ступень (начальное общее обра­зование)—4 года; 2-я ступень (основное общее образование)—5—6 лет; 3-я ступень (среднее (полное) общее образование)—2 года; «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»[184],в которой ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”; «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».[185] Целью данной Федеральной целевой программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, а также некоторые другие документы долгосрочного действия.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступе­ни профессионального образования представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготов­ку не следует отождествлять с профессиональным образованием со­ответствующего уровня.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приоб­ретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения оп­ределенной работы или группы работ. Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т. д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью под­готовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельно­сти на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального обра­зования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного об­щего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является об­разовательное учреждение, реализующее профессиональные обра­зовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специаль­ного учебного заведения, реализующего профессиональные образова­тельные программы среднего специального учебного заведения. Кол­ледж—самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, инсти­тута), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивиду­альным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечива­ющие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетво­рение потребностей личности в углублении и расширении образова­ния на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреж­дениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответс­твующего профиля, могут получить высшее профессиональное обра­зование по сокращенным ускоренным программам.

Действующее законодательство устанавливает три ступени вы­сшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошед­шему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», дипломированный специалист», «магистр». При этом сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) «ба­калавра» - не менее четырех лет; «дипломированный специалист» - не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответс­твующими государственными стандартами; для получения квали­фикации (степени) «магистр» - не менее шести лет. В современной России установлены следующие виды и наименования высших учеб­ных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует об­разовательные программы высшего и послевузовского профессио­нального образования по широкому спектру направлений подготов­ки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и(или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундамен­тальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в облас­тях своей деятельности. Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 года N 125-Ф (в ред. от 16.11.2011г. N 318-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[186] отдельным университетам может быть присвоен статус Федерального университета - высшего учебного заведения, которое:

реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

является ведущим научным и методическим центром.

В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет". Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.[187]

Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского професси­онального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалифика­ции для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или куль­туры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует обра­зовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, перепод­готовку и (или) повышение квалификации работников для опреде­ленной области профессиональной деятельности; ведет фундамен­тальные и (или) прикладные научные исследования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гра­жданам возможность повышения уровня образования, научной, педа­гогической квалификации на базе высшего профессионального обра­зования. Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования: 1) профессиональное дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную пере­подготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соот­ветствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих спо­собностей этих лиц, повышению их культурного уровня и 2) послеву­зовское научное профессиональное образование, связанное с соиска­тельством ученых степеней (аспирантура, адъюнктура, докторантура, экстерн-соискательство ученой степени кандидата наук и доктора наук по результатам защиты кандидатской или докторской диссер­тации соответственно). Эти разновидности послевузовского профес­сионального образования не являются взаимообусловленными либо альтернативными. Единым и единственным условием для получения любого из этих видов послевузовского профессионального образо­вания является лишь документально подтвержденное завершение программы высшего профессионального образования. Гражданин, имеющий законченное высшее профессиональное образование, по своему усмотрению самостоятельно может выбирать для себя любое направление (вид) послевузовского профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответ­ствии с уровнем и направленностью реализуемых им образователь­ных программ) устанавливается при его государственной аккреди­тации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы госу­дарственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное про­фессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское професси­ональное образование. Документ государственного образца о соот­ветствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

12.1.4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им

К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического липа образовательные учреждения, реализующие об­разовательные программы высшего профессионального образова­ния[188]. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования и другие струк­турные подразделения, создание которых (кроме филиалов) осуще­ствляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения. Филиалы же создаются учредителем по согласованию с федеральным государственным органом управления образованием. Структурными подразделениями университетов и ака­демий могут быть также институты и колледжи, реализующие непол­ные и (или) полные образовательные программы высшего профес­сионального образования.

В настоящее время согласно Федеральному закону № 83-ФЗ от 08.05.2010г. (в ред. от 30.11.2011 N 361-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные нормативные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»[189] созданы новые типы (формы) образовательных учреждений высшего профессионального образования: казенные, бюджетные, автономные.

Казенные – учреждения, находящиеся в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг и работ Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Все операции с бюджетными денежными средствами через лицевые счета, открытые ему в специально указанных кредитных организациях. Субсидии и бюджетные кредиты КУ не представляются. Доходы от самостоятельной деятельности зачисляются в соответствующий бюджет. Имущество находится в государственной (муниципальной) собственности без права им распоряжаться.

Бюджетные – учреждения вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности за плату. Финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета. Распоряжаться имуществом могут только с согласия учредителя, которым определяется порядок формирования государственного (муниципального) заказа и его финансовое обеспечение. Имущество закрепляется на праве оперативного управления. Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами. Доходы от самостоятельной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение.

Автономные – главное отличие от бюджетных и казенных - финансирование может осуществляться не только за счет субсидий, выделяемых учреждению для выполнения государственного заказа, но и за счет иных источников, не запрещенных федеральным законодательством, место размещения лицевых счетов определяется самостоятельно.

Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удов­летворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и ква­лификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-тех­нических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации препода­вателей и специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распро­странение знаний среди населения, повышение его общеобразова­тельного и культурного уровня. Воспитательные задачи реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и об­щественной деятельности обучающихся и преподавателей. А осуще­ствляемые в обязательном порядке научные исследования являются непременной составной частью подготовки специалистов.

В учебной и научной деятельности высшего учебного заведения могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы вы­сшего профессионального образования, послевузовского професси­онального образования, программы дополнительного профессио­нального образования и переподготовки специалистов. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов опреде­ляются свидетельством о государственной аккредитации, что отража­ется в уставе вуза.

Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ. С этой целью высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе для индиви­дуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подго­товки и способностей.

В высших учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, консультации, семинары, практические за­нятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, са­мостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовые работы), дипломное проектирование (дипломные работы). Возмож­ны и другие виды учебных работ.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в со­ответствии с его уставом, который утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников, представите­лей других категорий работников и обучающихся и согласовывается с учредителем, а также действующим законодательством.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет высшего учебного заведения, в состав которого входит ректор, являющийся его предсе­дателем, и проректоры. Все другие члены ученого совета избирают­ся общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Срок полномочий ученого совета не может превышать пяти лет. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор. Он несет ответственность за подго­товку высококвалифицированных специалистов, руководство обра­зовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения и осуществляет функции представителя государства в учеб­ном заведении. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. В пре­делах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в высшем учебном заведении. Исполнение части своих полномочий ректор может пе­редавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведения.

В зависимости от структуры высшего учебного заведения в отде­льных подразделениях (факультет, институт и др.) могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяется уставом высшего учебного заведения.

Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом вы­сшего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифи­цированных и авторитетных специалистов соответствующего профи­ля, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый по конкурсу уче­ным советом высшего учебного заведения сроком на пять лет. Поло­жение о кафедре и других структурных подразделениях разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмотренном его уставом.

Субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники.

Слушателями высших учебных заведений являются лица, обуча­ющиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого вуза. Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента вы­сшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

Не столь многочисленными, как студенты и слушатели, но очень важными и специфическими субъектами учебной и научной деятель­ности в вузе выступают обучающиеся там докторанты, аспиранты (адъ­юнкты) и экстерн-соискатели ученых степеней. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докто­рантуру для подготовки докторской диссертации. Аспирантом (адъюнктом) является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) и подготавливающее дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата наук. А экстерн-со­искатели—это лица, прикрепленные к высшему учебному заведению для подготовки кандидатских или докторских диссертаций под руко­водством назначаемого приказом ректора научного руководителя или консультанта (при подготовке докторской диссертации). Как и студен­ты, докторанты и аспиранты дневной формы обучения получают сти­пендии и другие виды материальной поддержки.

Среди работников высших учебных заведений действующее за­конодательство выделяет несколько категорий: предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподаватель­ский состав, научные работники), инженерно-технического, адми­нистративно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомога­тельного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Должностям профессора и доцента соответствуют одноименные ученые звания профессора и доцента. Замещение всех должностей научно-педагогических ра­ботников в высшем учебном заведении, за исключением выборных должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производит­ся по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению этого трудового договора (контракта) предшест­вует конкурсный отбор.

В широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях Высшей аттестацион­ной комиссией Минобразования и науки России создаются диссер­тационные советы ВАК Минобразования и науки России по защите докторских и кандидатских диссертаций. Они являются основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

12.1.5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

Федеральное Собрание Российский Федерации создает законо­дательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на обра­зование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительс­тво РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государс­твенной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. Например, постановлением Правительства РФ от 04.10. 2000 г. № 751[190] одобрена Национальная доктрина образования в Российс­кой Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образова­ния в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Президент РФ и Правительство РФ создают и устанав­ливают их организационно-правовой статус или определяют учреди­телей некоторых особо важных и значимых образовательных учреж­дений.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление по­рядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение госу­дарственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной орга­низации системы, структуры и содержания образования в Российс­кой Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образова­нием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562) является федеральным органом исполни­тельной власти, проводящим государственную политику, осущест­вляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-тех­нической деятельности учреждений среднего и высшего профессио­нального образования, научных и иных организаций системы обра­зования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федер&1ьными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами мес­тного самоуправления. Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественны­ми объединениями и организациями.

В ведении Министерства образования и науки РФ состоят дейс­твующие на основе специальных Положений, утвержденных поста­новлениями Правительства РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03. 2011 г. N174,[191] устанавливающем порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки, учебные заведения начинают работать только при наличии лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг для получения образования и подготовкой специалистов разных уровней квалификации. Обязательным условием выдачи лицензии является соответствие нормативам, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содер­жания и качества подготовки обучающихся государственным требо­ваниям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам, т.е.. означает юридическое признание прав и спо­собности образовательного учреждения осуществлять свою де­ятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.

Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.

Государственная аккредитация осу­ществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации, которая проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации – шесть лет, а для иного образовательного учреждения - двенадцать лет. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государствен­ный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на вы­дачу лицам, успешно завершившим обучение по образователь­ным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем обра­зовании и (или) соответствующей квалификации.

В крупных вузовских центрах субъектов Российской Федерации созданы и действуют советы ректоров, которые являются государс­твенно-общественными органами управления высшим и после­вузовским профессиональным образованием на территории этого субъекта Федерации и одновременно отделениями Российского со­юза ректоров.

12.1.6. Государственное регулирование делами молодежи.

Государственная молодежная политика определяется как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, выражающая в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Федеральным органом исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ 29.05.2008 г. N 409 (в ред. от 19.06. 2012 г. №605)[192] на который возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей, является Федеральное агентство по делам молодежи, находящееся в ведении Министерства образования и науки РФ. Осуществляя полномочия в установленной сфере деятельности Федеральное агентство по делам молодежи организует реализацию мер государственной молодежной политики; по запросам молодежных и детских объединений организует подготовку и переподготовку кадров для этих объединений; осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений; организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности; формирует Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

12.1.7. Государственное регулирование управления российской наукой

Согласно легальному определению научная (научно-исследова­тельская) деятельность - это деятельность, направленная на полу­чение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая де­ятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития челове­ка, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и ре­шения конкретных задач. Государственная научно-техническая поли­тика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализа­ции достижений науки и техники.

Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты и работники сферы на­учного обслуживания. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и про­фессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и способствующий своей деятельностью получению научного и (или) научно-техни­ческого результата или его реализации. Работником научной сферы является гражданин, обеспечивающий создание необ­ходимых условий для научной и (или) научно-технической деятель­ности в научной организации.

Научной организацией признается юридическое лицо независи­мо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осущест­вляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в со­ответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструктор­ские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Согласно действующему Федеральному закону от 23.08.1996г. №127-ФЗ (в ред. от 28.07.2012г. №135-ФЗ) «О науке и государственной научно-технической политике»[193], который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют в соответствии с законодательством госу­дарственную аккредитацию научных организаций. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации не­зависимо от организационно-правовой формы и формы собствен­ности на три года при условии, что, во-первых, объем научной (на­учно-технической) деятельности составляет не менее 70 процентов общего объема выполненных работ за последние три года; во-вторых, в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Правительство РФ может присвоить научной организации статус государственного научного центра (ГНЦ), а также наукограда, если имеются уникальное опыт­но-экспериментальное оборудование, научные работ­ники и специалисты высокой квалификации, а также если научная (науч­но-техническая) деятельность такой организации получила международное признание. Так, например, согласно Федеральному закону от 28.09.2010г. №244-ФЗ (в ред. от 10.07.2012г. №100-ФЗ) «Об инновационном Центре «Сколково»,[194] созданном в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов, исследовательская деятельность осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

2) ядерные технологии;

3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Структуру системы современной российской науки составляют три взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга секто­ра: 1) научные исследования, проводимые в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (вузовский сектор науки); 2) научные исследования, проводимые в научно-исследова­тельских учреждениях системы Российской академии наук (сектор академической науки) и 3) научные исследования, проводимые в научных учреждениях отраслевых академий и в научно-исследова­тельских организациях отраслевых министерств и ведомств (сектор отраслевой науки). Все они тесно взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику.

Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследователь­скую деятельность профессорско-преподавательского состава, на­учных работников, докторантов и аспирантов (адъюнктов) высших учебных заведений, а также деятельность научных работников, функ­ционирующих в системе высшего и послевузовского профессиональ­ного образования научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, опытных станций ииных научных организа­ций, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

Университеты выполняют фундаментальные и прикладные науч­ные исследования по широкому спектру наук; академии выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования преимущес­твенно в одной из областей науки; институты как разновидность вы­сших учебных заведений также призваны вести фундаментальные и (или) прикладные научные исследования более узкого профиля. Ха­рактерной чертой и особенностью организации вузовской науки яв­ляется ее тесная и неразрывная связь с образовательным процессом.

Сектор академической науки представлен научно-исследователь­скими институтами, лабораториями и другими научными организа­циями системы Российской академии наук, которые осуществляют и обеспечивают проведение исследований по основным направлениям фундаментальной науки.

Российская академия наук (РАН) представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, гуманитарных, а также общественных наук. Высшим органом управления в системе Российской академии наук является общее собрание ее действительных членов (академи­ков) и членов-корреспондентов РАН, которое избирает Президента Российской академии наук и Президиум РАН - высший исполни­тельный орган, организующий руководство деятельностью ака­демических научных организаций через отделения Российской ака­демии наук по соответствующему научному профилю. Сегодня РАН построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 9 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 14 региональных научных центров РАН. В состав РАН входят многочисленные институты (например, отделение философии и права РАН, в ведении которого находится институт государства и права РАН) и отделения РАН (Сибирское, Уральское, Дальневосточное отделения РАН).

Сектор отраслевой науки составляют отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук. Российская ака­демия медицинских наук, Российская академия образования. Рос­сийская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств), которые создаются, реорганизуются и ликви­дируются федеральными законами по представлению Президента РФ или Правительства РФ, а также научные организации отраслевого профиля, находящиеся в ведении и непосредственном подчинении Правительства РФ (например, Институт законодательства и сравни­тельного правоведения при Правительстве Российской Федерации) или центральных органов исполнительной власти (министерств и ве­домств).

Как и РАН, отраслевые академии наук являются самоуправляе­мыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные на­учные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований. Академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ от­четы о проведенных научных исследованиях и научных (научно-тех­нических) результатах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: