
В Г-образной схеме рабочая ветвь и цепь намагничивания независимы, а сопротивления активные и индуктивные можно просуммировать.
В Г-образной схеме замещения
,
где
- комплексное число
Ток I1, не должен изменяться, тогда исходя из Т-образной схемы

а, в Г-образной схеме ток

после преобразования получим
,
поэтому параметры статорной обмотки должны умножить на коэффициент С1, а параметры роторной обмотки на
(см. Г-образную схему). Покажем связь между током в роторе
(Т-образной схемы замещения) с током
(Г-образной схемы замещения).
Из Т-образной схемы ток
,
если подставить выражение тока
и преобразуем это выражение, тогда получим
,
тогда отношение токов

равно комплексному коэффициенту С1.

т.е. С1 представляет собою отношение напряжения приложенного к двигателю
к напряжению на намагничивающем контуре при токе идеального холостого хода (S = 0).

Реально в машинах r1 и x1 << rm и Xm. Если пренебречь сопротивлением r1 и rm, тогда коэффициент С1 примет вещественную величину
, 
Г-образная схема замещения широко используется для построения круговой диаграммы асинхронной машины, а также вывода формулы электромагнитного момента.
2.10 Вращающий (электромагнитный) момент асинхронной машины
Для вывода формулы этого момента предварительно рассмотрим энергетическую диаграмму асинхронного двигателя (рис.1).
1. Активная потребляемая мощность из сети

2. В статоре имеются потери в обмотках

и магнитные потери Рмг, которые определяются из опыта холостого хода (см. рис.2).
3. Рэм – электромагнитная мощность
,
она электромагнитным путем передается на ротор. В роторе потерями в стали пренебрегаем, т.к. f = (2 - 3)Гц.
4. Потери в обмотке ротора Рэл2 определим ниже. pмех – механические потери определяем из рис.2. Рдоб – добавочные потери принимаются равными 0,5% от Р1. Рмех - полная механическая мощность.

Мощность на валу

КПД - 
М - электромагнитный момент, создаваемый в результате взаимодействия вращающего магнитного поля с током в роторе (предварительное определение). Электромагнитный момент двигателя должен уравновесить момент на валу – М2 и момент холостого хода М = М2 + М0.
Выразим электромагнитную и полную механическую мощность через электромагнитный момент.
Pэм = M×w1,
где w1 - угловая скорость поля статора.
Pмех = M×w,
где w - угловая скорость ротора.
Потери в обмотке ротора

итак
.
Потери в меди (алюминии) обмотки ротора зависят от электромагнитной мощности и скольжения и прямо от параметров не зависят. Для уменьшения этих потерь номинальное скольжение должно быть как можно меньше.
Исходя из этого выражения, получим формулу электромагнитного момента
, откуда
(1).
Используя Г-образную схему замещения получим

(2)
Подставив уравнение (2) в уравнение (1) получим

если
, тогда
. Зависимость M = f(S)
Зависимость электромагнитного момента от скольжения называется механической характеристикой. Из выражения видно, что электромагнитный момент асинхронного двигателя зависит от U2 квадрата подведенного напряжения, т.е. если U уменьшить на 10%, то момент уменьшится на 19%. При постоянных параметрах схемы замещения зависимость М электромагнитного момента от скольжения представлена на рис.3.
Пояснение зависимости M = f(S).
Область от S = 0 ¸ Sкр
При малом скольжении X2S» 0, тогда ток в роторе
активному току, с увеличением S
M
Момент зависит от потока и активной составляющей тока в роторе

В области Mmax начинает проявляться индуктивное сопротивление X2S.
Область скольжений S = Sкр ¸ 1
В этой области с увеличением скольжения S увеличивается индуктивное сопротивление ротора X2S = X2×S за счет которого увеличивается угол y2 между ЭДС
и током (см. рис. 4), активная составляющая при этом уменьшается, а следовательно уменьшается и момент, т.е. S X2S
M¯
На рис.3 ток, при S = 1 равен пусковому, который в 5¸7 раз больше номинального. При S = 0 ток I1 ¹ 0, т.к. при S = 0 двигателем потребляется реактивная мощность для создания вращающего поля, кроме того, двигателем потребляется активная мощность на покрытие потерь в статоре.
При S = 0 ток ротора
, т.к. 
Кривая зависимости M = f(S) характеризуется тремя моментами:
а) Пусковой момент Мп при S = 1
б) Максимальный момент Мmax ® Sкр
в) Номинальный момент МН ® SН
Отношение максимального (критического) момента к номинальному, называется перегрузочной способностью







