Методы калькуляции затрат на качество | Метод калькуляции затрат на качество ПОД | Метод калькуляции затрат, связанных с процессами | Метод определения потерь вследствие низкого качества | Примечание |
элементы затрат | ||||
на профилактику | + | предотвращение дефектов | ||
на оценивание | + | испытания, контроль, обследования | ||
связан. с дефектами | + (+) | до и после поставки продукции | ||
стоимость соответствия | + | полное удовлетворение потребителя без изменения имеющегося процесса | ||
стоимость несоответствия | + (+) | полное удовлетворение потребителя за счет переделки имевшегося процесса | ||
материальные потери | + (+) | затраты внутренние и внешние вследствие дефектов | ||
нематериальные потери | + (+) | снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и т.п. |
Примечание: (+) – затраты в результате внешних работ (внешние затраты)
+ – затраты в результате внутренних работ (внутренние затраты).
В заключение рассмотрим пример. Организация представила в Статуправление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны:
|
|
затраты на метрологическое обеспечение производства — ПЗК = 200 млн. руб.;
затраты на испытания и сертификацию — ОЗК=20млн.руб.;
затраты на брак в производстве — ДЗК=5млн.руб.;
затраты от возврата продукции потребителями — ЗКВш= 10 млн. руб.
Определите сумму общих затрат на качество в этом примере и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности.
Решение следует из наглядной структуры составляющих затрат на качество на рис. 2:
ЗКВу = ПЗК + ОЗК + ДЗК = 225 млн. руб.
и ЗК∑ = ЗКВу + ЗКВш = 235 млн. руб.
Затраты на качество, взятые сами по себе в абсолютном (стоимостном) выражении, могут ввести в заблуждение. В результате, будут составлены неверные выводы. Для иллюстрации сказанного рассмотрим пример. Предположим, что какая-либо организация получила общие затраты на качество за четыре периода подряд (в относит. ед.):
10: 11: 12: 13.
Эти данные, рассмотренные изолировано, приводят к выводу о том, что увеличение затрат на качество выходит из под контроля. Тем не менее, если мы посмотрим объем производства за те же самые периоды времени, то обнаружим следующие величины:
80: 100: 120: 140.
Если теперь сравнить общие затраты на качество (TQC), отнесенные к объему производства (VP) за тот же период (ґ 100%), то можно получить следующие данные:
12,5%: 11%: 10%: 9,3%
Очевидно, что управление затратами на качество не ухудшалось по периодам, как это предполагалось первоначально, а скорее улучшалось. Хотя общие затраты на качество и увеличивались, объем производства увеличивался в большей степени. Таким образом: