Перевоплощение в Древней Индии

Сегодня невозможно точно установить то время, когда в Индии впервые возникла вера в доктрину перевоплощения. В Ведах, древнейшей священной книге индусов, не говорится ничего определенного о повторном рождении. Ведическая концепция по­смертного состояния во многом созвучна представ­лениям древних греков, согласно которым душа по­кидает тело и в виде призрака скитается в подземном мире. В своем описании странствий души Ахилла Гомер не дает никакой надежды на будущую жизнь, оставляя тень героя бесцельно блуждать в царстве мертвых.

В своей статье «Индийская доктрина перевопло­щения» С.Э.Гопала Чарлу указывает на встречаю­щиеся в тексте Ригведы мысли о непрерывности жизней. В его интерпретации тридцать второй стих первой главы Ригведы звучит так: «Тот, кто его со­здал, не знает его. Он скрыт от того, кто видит его. Он спрятан в утробе своей матери. После множе­ства рождений для него настал период страданий»'. Однако в оригинале первой части последнего пред­ложения — «после множества рождений» — очевид­но, соответствует слово бахупраджа, толкование которого

________

1 S.E. Gopala Charlu. The Indian Doctrine of Reincavnation. // Lucifer. - Vol. IV, p. 89.

неоднозначно, а следовательно, неубедитель­но. На этом следовало остановиться особо из-за ча­стых ссылок на этот важный стих.

Однако в таких источниках, как Атхарваведа, «За­коны Ману», «Вишну-пурана» и упанишады, уже однозначно утверждается существование метемпси­хоза. В приведенной ниже цитате ярко выражен тон повествования священных книг и разного рода ком­ментариев: «В человеке проходят артерии в 1000 раз тоньше волоса, заполненные флюидом синего, крас­ного, зеленого, желтого и других цветов. Их высти­лает тонкая оболочка (основа, или эфирный каркас, астрального тела), и все идеальное, оставшееся от опыта прежних жизней, прилипает к упомянутой тонкой оболочке и сопровождает ее при ее перехо­де из тела в тело»1.

Для уроженца Индии «Законы Ману» представля­ют особо священный труд, раскрывающий закон и поведение. В двенадцатой главе встречается следую­щее высказывание: «Состояние людей — высокое, низкое или среднее — происходит от деяний». В этом случае можно с уверенностью утверждать, что английскому переводчику следовало бы воспользо­ваться словом «перевоплощение» вместо «переходы». Здесь перед нами еще один пример неправильного западного перевода восточных священных писаний, однако нам явно не стоит ожидать ничего лучшего, если задуматься о том, что получилось из наших соб­ственных священных книг.

Упанишады были составлены в эпоху, предше­ствовавшую рождению Будды, а вдохновляющей идеей для их составления послужили Веды. Упани­шады содержат обширный литературный материал, имеющий отношение к наиболее неясным аспектам метафизики, и изобилуют ссылками на доктрину

__________

1 The Theosophist. — May, 1892. — P. 480.

повторного рождения. Так, например, в «Шветашватара-упанишаде» читаем: «Воплотившийся, соот­ветственно своим деяниям, последовательно при­нимает формы в различных состояниях». В «Мундака-упанишаде» о перевоплощении говорится сле­дующим образом: «Испытав блаженство на вершине небес, заслуженное добрыми делами, они вновь вступают в этот мир». А в «Катха-упанишаде» об этом сказано особенно поэтично: «Человеческая раса подобна зерну, которое созревает, падает и рождается вновь».

Пураны представляют собой собрания поэтиче­ских произведений, относящихся к священным пи­саниям, которые, наряду с упанишадами, пользуют­ся высочайшим уважением. В пуранической лите­ратуре также встречаются упоминания о повторном рождении. Так, в «Бхагавата-пуране» содержится следующее высказывание: «Деятельность влечет за собой повторное рождение, однако действие может нейтрализовать самое себя, если оно посвящено Верховному Существу».

Несколько ученых индусов письменно выступи­ли в защиту своей веры в переселение душ от непра­вильного ее понимания на Западе, настойчиво ут­верждая, что образованный индус вовсе не верит в то, что он заново родится в каком-то существе ниже человека, хотя подобное представление неспособно помешать местным суевериям, которыми по-своему богата каждая страна, извращать религиозные уче­ния. Индус верит в прогрессирующий цикл рожде­ний. В его понимании карма, или воздаяние, игра­ет наиболее важную роль. Он рассматривает жизнь как период воздаяния и возмездия. Христианские миссионеры всегда протестовали против этой «столь ужасной» доктрины, однако для восточного ума за­падная вера в осуждение на вечные муки несравнен­но ужасней.

Самой известной из всех индусских священных книг можно назвать одну из частей Махабхараты под названием «Бхагавадгита» — «Песнь Господа». «Ги­та» — это книга псалмов для браминов, постоянная вдохновляющая идея и правила их поведения. С ли­тературной точки зрения, эта книга не только не уступает любой из священных книг мира, но даже превосходит многие из них по красоте и величию. По сути, «Гита» содержит краткое изложение индус­ской концепции повторного рождения. В одном из фрагментов, посвященном этому предмету, читаем:

«Как человек, сбросивший изношенную одежду, надевает новую, так и обитатель тела, сбрасывая из­ношенные тела, входит в другие, новые.

Родившегося несомненно ждет смерть, а умерше­го — рождение; а посему тебе не следует горевать о неизбежном».

Концепция перевоплощения, вне всяких сомне­ний, была главным догматом брахманизма на протя­жении нескольких веков, предшествовавших расцве­ту буддийской культуры. Согласно традиции, перво­начально это учение исповедовалось кастой воинов, где оно всячески охранялось как эзотерическая тай­на. И только по истечении многих столетий оно стало доступным и другим брахманическим сектам. Кстати сказать, сам Будда принадлежал к касте во­инов, следовательно, в раннем детстве особое мес­то в его воспитании наверняка занимало именно это учение.

Цель, к которой стремились брамины, заключа­лась в освобождении от цикла возвращения. С те­чением времени первоначальные идеи подверглись теологической трактовке. Брахманизм выродился из естественной аристократии в более или менее деспо­тическую кастовую систему. Брамин становился бра­мином уже не в силу превосходства своих поступков, а благодаря случаю своего рождения. А там, где находился народ, который можно эксплуатировать, жречество всегда оказывалось тут как тут. Выражен­ное в той или иной форме искупление чужой вины потихоньку вкрадывалось в первичную формулиров­ку, разрушая ее исходную целостность. Жизнь пре­вращалась в непрерывную цепь жертв и очищений. Восточный ум отыскивал кратчайший путь в мир Брахмы. Даже сегодня члены некоторых индийских сект, включая тантристов, абсолютно уверены, что они в течение одной жизни смогут перешагнуть че­рез века в самих себе и с триумфом вступить в брах-малоку.

Артур Авалон в книге «Могущество Змея» рас­крывает тантрическую концепцию повторного рож­дения: «Не существует такого явления, как воскре­сение в том же теле. Оно вновь обращается в прах, а джива перевоплощается в новое тело, которое тем не менее, как и предыдущее, годится для приведе­ния в действие ее кармы».

Именно против нетерпимости каст браминов вы­ступил Будда Гаутама. Он предал гласности самую сокровенную тайну браминов — закон перевопло­щения, тем самым навсегда разрушив для сотен миллионов соблюдавших этот закон идею врожден­ного превосходства одного человека над другим. Он утверждал, что на свете может существовать толь­ко одна форма духовной демократии — это приви­легия каждого человека заниматься самосовершен­ствованием.

Идея перевоплощения находит свое отражение и в учениях ведических школ. По этому поводу Свами Абхедананда замечает: «Веданта учит, что ни воля Бога, ни ошибки родителей не играют никакой роли в формировании характера детей, но каждый ребе­нок сам ответствен за собственные склонности, спо­собности, возможности и характер... Только доктри­на перевоплощения может понятно и обоснованно

объяснить множество случаев проявившейся в дет­стве гениальности и незаурядных способностей»1.

Отношение к этой проблеме йогической секты кратко выражает Харидас Бхаттачарья: «По мере того как существа являлись в мир и проходили весь период своей вечной жизни, они в процессе транс­миграции наверняка принимали множество форм, и сумма впечатлений от этих разных жизней остается в читте как васаны»1.

Для школ йоги рг"веданты характерно одинаковое отношение к своим учениям как к средству освобож­дения души из «сетей Закона». Духовный подвиг они рассматривают как способ освободиться от закона повторного рождения.

Во второй половине девятнадцатого столетия Те­ософское общество с штаб-квартирой в Адьяре близ Мадраса сильно взбудоражило восточные умы. Эта организация, заново сформулировав идею перево­площения, распространила ее в Азии, Европе и Аме­рике. Имея более двухсот отделений в одной толь­ко Индии, общество привлекало к участию в своей деятельности наиболее знающих священнослужите­лей, монахов и пандитов, которые занялись тщатель­ным изучением древних священных писаний, чтобы найти в них упоминания об учения о перевоплоще­нии и доказательства его существования.

В Бомбее и вокруг него живут парсы, последние из оставшихся зороастрийцев, последователей пер­сидского культа огня. Самой древней священной книгой парсов считается Зенд-Авеста*, написанная последним Зороастром до 600 г. до н.э. И хотя в Зенд-Авесте не встречается прямых высказываний, подтверждающих веру в повторное рождение, этой

___________

1 Swami Abhedananda. Vedanta Philosophy. — P. 22.

2 Haridas Bhattacharyya. Cultural Heritage of India. — Vol. I, p. 335.

теме посвящено большое количество религиозной литературы парсов, включая и весьма авторитетные труды. «Десатир», собрание священных писаний древних персидских пророков, содержит следую­щий стих: «И каждый, кто пожелает вернуться в низший мир и кто творит добро, получит соответ­ственно своему знанию, речи и поступкам нечто существенное, то есть станет монархом, или пер­вым министром, или получит высокий пост или богатство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: