Специальные государственные органы, контролирующие работу по охране труда и осуществляющие надзор за безопасным ведением работ

Охрана труда рабочих и служащих предполагает функционирование системы органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В настоящее время в систему входят: 1) специальные государственные органы, не зависящие от администрации организаций и их вышестоящих органов; 2) профессиональные союзы. Помимо этого внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подчиненных организациях (предприятиях) осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, службы и агентства).

Таким образом, различают, во-первых, государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда, во-вторых, общественный контроль и, в-третьих, внутриведомственный контроль за соблюдением этого законодательства. Отличие государственного надзора и контроля от общественного контроля в рассматриваемой области заключается в том, что органы государственного надзора вправе налагать административные штрафы и давать обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны труда в то время, как органы общественного контроля таких полномочий не имеют и могут лишь осуществлять выдачу обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Государственный надзор. Высший государственный надзор за соблюдением закона (в том числе законов о труде и охране труда) возложен на Генерального прокурора РФ. Не подменяя никакие органы, прокуратура следит за точным исполнением законодательства всеми министерствами, организациями, в том числе и теми, которые осуществляют надзор за исполнением этого законодательства.

Надзор прокуратуры за соблюдением законодательства о труде и охране труда носит многоаспектный характер. Прокуратура надзирает за точным соответствием принимаемых в локальном порядке актов в организациях (правил внутреннего распорядка, инструкций по охране труда и пр.), осуществляет надзор за законностью принимаемых министерствами (службами, агентствами) актов в области трудовых отношений и наконец обеспечивает надзор за соответствием действий должностных лиц всех звеньев управления требованиям трудового законодательства. Существуют разные формы реагирования прокуратуры на выявленные нарушения законодательства о труде: это - протесты, представления, постановления о возбуждении преследования против нарушителя, исковые заявления.

Функции государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за установленным порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Эта же служба анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике. (Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324.) В настоящее время в состав Федеральной службы по труду и занятости входят федеральная инспекция труда и государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации.

Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории (субъекту Российской Федерации), а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

Основной обязанностью лиц, ответственных за охрану труда, является искоренение травматизма и профессиональной заболеваемости среди работающих путем строгого выполнения требований охраны труда. Для этого руководители производственных участков обязательно разрабатывают годовые и перспективные планы мероприятий по улучшению условий труда и снижению травматизма и их обязательному выполнению.
В первую очередь планы мероприятий составляют руководители производственных участков, затем их обобщают главные специалисты предприятий, а инженер по охране труда обобщает планы главных специалистов для составления сводного плана мероприятий по хозяйству.
Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» утверждена номенклатура мероприятий по охране труда, которая является обязательной для всех предприятий, организаций, учреждений, коллективных сельскохозяйственных предприятий. Она значительно облегчает планирование мероприятий по охране труда и усиливает их целевое назначение, проявляющееся в улучшении условий труда, предупреждении несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также санитарно-бытовом обеспечении условий на производстве. Номенклатура мероприятии, предлагаемых этим законом, является основой для подготовки комплексного плана улучшения охраны труда и санитар-но-оздоровительных мероприятий, предусматривает планирование и проведение разнообразных мероприятий, которые должны быть направлены на дальнейшее улучшение охраны труда. Она предусматривает модернизацию технологического оборудования в соответствии с требованиями стандартов безопасности, внедрение автоматического и диагностического управления оборудованием, устройство систем контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных производственных факторов, внедрении устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током.
К числу номенклатурных мероприятий относятся также перепланировка помещений в соответствии с требованиями охраны труда, совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся вентиляционных систем, переоборудование отопительных систем, создание оптимального микроклимата на рабочих местах, механизация уборки производственных помещений, приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений, а также естественного и искусственного освещения в соответствие с требованиями стандартов безопасности и санитарных норм, устройство укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков, мест организованного отдыха, оборудование мест и приобретения спортивного инвентаря для производственной гимнастики, организация кабинетов, уголков, лабораторий, выставок по охране труда, приобретение необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.д., а также издание и приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.

Мероприятия, предусмотренные номенклатурой, включают в соглашение по охране труда (соглашение по социальным вопросам и охране труда в хозяйстве) с учетом комплексного плана по охране труда, санитарно-технического паспорта предприятия, анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости (форма соглашения приведена далее). Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно-сметной документацией, финансированием и материальными ресурсами.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет следующих источников: государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия капитальные; амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; финансирования средств общепроизводственных расходов в случае, когда мероприятия носят некапитальный характер; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства.
Если по каким-либо причинам средства, выделенные на мероприятия по охране труда, не израсходованы полностью, оставшуюся сумму администрация по согласованию с комитетом профсоюза направляет на выполнение дополнительных мероприятий. Финансовые средства и материальные ресурсы, предназначенные ми осуществления номенклатурных мероприятий, законом запрещается использовать на другие цели.
В номенклатуре отмечено, что мероприятия, связанные с обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими сред-i щами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактическим питанием и обучением по охране труда, финансируют и осуществляют в соответствии с законодательством и в порядке, установленном министерствами и ведомствами.

10. Периодический производственный контроль условий труда и составление плана мероприятий по улучшению условий труда.

Производственный контроль - это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за тем, чтобы в его организации соблюдались санитарные правила:

1. контроль за наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации;

2. контроль за проведением лабораторных испытаний:

o производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация и т.п.),

o вредных факторов на границе санитарно - защитной зоны предприятия,

o выпускаемой продукции,

o прочие испытания,

3. контроль за проведением медицинских осмотров,

4. контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов,

5. контроль за ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля

6. информирование органов Роспотребнадзора и местных органов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны проводить производственный контроль согласно санитарных правил и стандартов, а также должны представить информацию о результатах производственного контроля организаций центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора по их запросам.
Не проведение производственного контроля или неполное его проведение является нарушением статьи 32 ФЗ РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 6.3 КоАП РФ).
Лабораторный контроль за условиями труда - это проведение лабораторных исследований и испытаний (шума, вибрации, вредных веществ и др.) на рабочих местах с установленной санитарными правилами периодичностью.

Рекомендуется в плане мероприятий иметь следующие разделы:
1. Организационные мероприятия.
2. Технические мероприятия.
3. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
4. Обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
5. Улучшение условий труда женщин и лиц моложе 18 лет.
6. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
7. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
8. Обеспечение работников средствами защиты.
В плане мероприятий может быть пункт «Установить контроль за выполнением плана мероприятий».
Ответственными за выполнение этого пункта являются Служба охраны труда, комитет по охране труда и профсоюзная организация (уполномоченные по охране труда).
Здесь рекомендуется установить ежеквартальную проверку выполнения плана мероприятий с обсуждением результатов на заседании комитета (комиссии) по охране труда. Учет и отчетность по результатам контроля ведутся согласно стандарту предприятия.
План мероприятий по охране труда утверждает руководитель организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: