Творчество

Творчество часто рассматривается как способность создавать новые и оригинальные изменения и обычно вызывает некоторые ассоциации или синтез ранее несвязанных концепций. Ньютон, наблюдавший как падает яблоко, провел связь между движением яблока и орбитой луны, и создал свою теорию гравитации. Шекспир противопоставил любовь долгу в "Антонии и Клеопатре" а Сезанн внес различные элементы в живопись и подчеркнул их единство в своих картинах.

Многие творческие люди, как ученые, так и художники, замечали, что созидательный процесс происходит тогда, когда ум находится в спокойном состоянии. Кекуле, например, рассчитал формулу бензина (проблема, которая ставила в тупик многих ученых его времени), когда он предавался праздным размышлениям, сидя у огня. И любому школьнику известно, что Кольридж сочинил поэму "Кубла Хан" во сне.

Согласно модели ума по Махариши, состояния сновидения, мечтания соответствуют тончайшим уровням мышления. Считается, что тонкие слои мышления, в отличие от плотных, менее сформированы и определены, и чем больше барьеров будет снято, тем больше появится шансов для создания между ними перекрестных связей. Ассоциации, возникающие в таких состояниях, принимают более конкретную форму, то есть творческая личность сможет чередовать состояния грез и поверхностного бодрствования.

Благодаря этому внимание сможет переводиться на более глубокие уровни сознания, чем это бывает при сновидениях, что позволит установить более прочные и простирающиеся перекрестные связи.

Общепризнано, что выйдя из медитации, человек находит решение проблем, которые находились в сознании длительное время. Во время медитации не предпринимается попыток найти решение проблем - это бы удерживало внимание на поверхностных уровнях мышления и мешало медитации: ассоциация возникает спонтанно, без сознательного управления. Более того, расширяя сознательную способность ума, ТМ дает возможность удерживать сознание на глубоких уровнях мышления и в состоянии бодрствования. Творческая мысль становится общей чертой жизни, работая в состоянии бодрствования так же, как и в состоянии мечтаний.

Мы могли бы рассмотреть созидательный процесс, основываясь на функциях двух полушарий мозга. Существуют доказательства, что творческая мысль связана с правым полушарием. Но творческая личность может полностью задействовать и левое. Интуитивная проницательность бесполезна, если ее нельзя сформулировать и передать. Творческая личность - это человек, который может установить спонтанные перекрестные связи и затем развить словесное (вербальное) или символическое выражение этого синтеза. Эта интеграция усиливается типом мозговой синхронизации, наблюдаемой в процессе ТМ, и тот факт, что она продолжается после медитации, говорит о том, что ТМ должна вести к общему росту творчества. Эта гипотеза возникла из проверок медитирующих, которые действительно демонстрировали высокий творческий потенциал.

С точки зрения художественного творчества была высказана мысль, что снижение стресса привело бы к снижению и творческих возможностей. Считается, что множество шедевров в искусстве было создано людьми, которые находились в значительном стрессе, и что стресс неообходим для творчества. Если бы стресс был удален, то стимул для художественного выражения отсутствовал бы.

Отвечая на это, Махариши допускает, что некоторое "побуждение" необходимо для художника - любая деятельность нуждается в стимуле и побуждении - но, говорит он, нет необходимости в том, чтобы этим стимулом был стресс. Если устранить стресс полностью, то любое побуждение для творческой деятельности сможет свободно проистекать. В сущности, он делает такое же различие между стрессом, как физиологическим вредом, и давлением на котором я подробно останавливался в предыдущей главе. Художнику нужен стресс, в смысле напряжения, но не в смысле физиологического недуга. Если нервная система художника недостаточно крепка, чтобы справиться с требованиями, то давление, необходимое для творчества может проявиться в физиологическом недуге. Точка зрения Махариши состоит в том, что хотя такой физиологический стресс, для большинства художников может быть неизбежным следствием их труда, в нем нет необходимости. Творчество зависит от присутствия высокого сознания, открытости ума и способности решать внутренние разногласия путем творческого синтеза. Эти качества возрастают при уменьшении физиологического стресса.

Полейте корень!

Махариши настаивает, что множество проблем возникает во время стресса, и что ТМ, отпуская стресс, эффективно добирается до корня источника проблем. Но это не значит, что сама по себе ТМ постоянно решает все проблемы. Многие проблемы есть результат серьезных физических затруднений и их можно решить только действием на физическом уровне. Махариши полагает, что если добраться лишь до лежащих на поверхности симптомов, без одновременного стремления к корню, то полного решения не найти.

Махариши уподобляет процесс медитации садовнику, ухаживающему за больным кустом. Листья могут увядать, менять цвет или болеть, но если бы садовник уделял внимание только этим симптомам, далеко бы он не ушел. Решение, которое предпринял бы любой садовник - поддержание правильного питания корня и предоставление природе возможности позаботиться самой о себе.

Много времени мы проводим в заботах о листьях, а не корне наших проблем. Мы видим бесчисленные трудности вокруг нас: личные, сознательные, политические, экономические, связанные с образованием и окружающей средой. Находясь перед лицом огромного количества проблем, мы зачастую реагируем так: выбираем наиболее срочные и наименее трудные, продвигаясь вперед и пытаясь найти решение. Но чаще всего это борьба с симптомами значительно более трудных проблем. Было бы правильнее дойти до корня проблемы, и во многих случаях корень - это личный стресс.

Махариши суммирует это одной фразой: "Полейте корень, чтобы насладиться плодом". Заметьте, он говорит "...чтобы насладиться плодом", а не просто "и насладиться плодом", что равносильно получению удовольствия вроде побочного эффекта. Он подчеркивает, что конечная цель медитации состоит не в ощущениях тонких уровней мысли, отдыхе, освобождении от стресса или развитии Творческого Разума, а в удовольствии, которое наступает в итоге. Это и есть наполненность личности, придающая ей ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: