Сформируйте статьи доходов/расходов

После определения статей движения денежных средств, через которые предприятие управляет своей ликвидностью, необходимо определить статьи доходов/расходов, через которые предприятие управляет своей рентабельностью. Так как статьи доходов/расходов и выплат/поступлений касаются одних и тех же фактов хозяйственной деятельности, во многом перечни статей будут совпадать, но будут и отличия.

Приведем примеры для лучшего понимания разницы между статьями доходов/расходов и движения денежных средств:

· Выручка за реализованную продукцию.

Отгружено покупателям на 100 тыс. руб. Денег на р/счет поступило 80

тыс. руб. Доход — 100 тыс., поступления — 80 тыс. руб. Разница 20 тыс.

руб. — дебиторская задолженность.

· Аванс (предоплата) заказчика.

На р/счет поступило 50 тыс. руб. для закупки сырья. Продукция еще не

произведена. Поступления — 50 тыс. руб., дохода — нет.

· Закупки материалов (сырья).

Для обеспечения производства закуплено сырья 1 вагон (60 т.) на 40 тыс. руб. За период реализован объем продукции, на производство которого было израсходовано 30 т. Расход — 20 тыс. руб., выплат —40 тыс. руб.

· Расход электроэнергии.

За прошедший период электроэнергии израсходовано на 3000 руб. Расход — 3000 руб., выплат — нет. Кредиторская задолженность — 3000 руб.

· Зарплата

За прошедший период зарплаты начислено 10000 руб. Расход — 10000 руб., выплат — нет. Кредиторская задолженность — 10000 руб.

· Банковский кредит.

На р/счет поступило 150 тыс. руб. для пополнения оборотных средств.

Поступления — 150 тыс. руб., дохода — нет.

· Банковский депозит.

С р/счета перечислено в банк на счет депо 200 тыс. руб. Выплаты — 200

тыс. руб., расхода нет. 8.

· Амортизация.

За период за основные средства начислено амортизации 50 тыс. руб. Расход — 50 тыс. руб., выплат — нет.

· Покупка МБП.

Куплено канцтоваров на 5000 руб.

Расход — 5000 руб., выплат — 5000 руб.

Разница «Прибыль» и «Деньги». Прибыль — искусственно рассчитываемая величина (как разница всех доходов и расходов за период). В силу различий между доходами/расходами и поступлениями/выплатами, указанными в предыдущем пункте, прибыль тоже отличается от суммы денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия на конец отчетного периода.

В самом общем случае предприятие может находиться между двумя крайними точками:

· Прибыль есть, денег не хватает (или нет).

Причины — большая дебиторская задолженность, чрезмерные складские запасы, возникает кассовый «разрыв».

· Деньги есть, прибыль маленькая (или нет).

Причины — низко-рентабельный бизнес, чрезмерные затраты, возможен убыток.

Выводы: необходимо планировать (контролировать) как прибыль (рентабельность), так и денежный поток (ликвидность) одновременно, сверяя их с имущественным положением через баланс.

Основные группы статей доходов/расходов:

· Себестоимость продукции (по группам продукции). Статьи себестоимости включают все затраты на приобретение и производство продукции.

· Торговые издержки — затраты по реализации товаров (хранение, доставка, скидки).

· Общие и административные затраты — включают расходы на содержание администрации, обслуживающего персонала, содержание офиса и другие расходы не связанные прямо с процессом продажи и производства продукции. В эту группу включаются налоги.

· Неоперационные доходы/расходы — доходы/расходы, не относящиеся к основной деятельности.

· Налог на прибыль.

Также по международным стандартам добавляются отдельно следующие статьи:

• Прочие (чрезвычайные, малозначимые) статьи — сюда относятся разовые операции, не проводящиеся в компании постоянно. Например, ликвидация последствий пожара на складе.

• Ошибки — существенные ошибки в оценке, учете, применении учетной политики и др.

• Изменения в учетной политике — представляют собой корректирующие суммы для приведения в соответствие отчетности при изменениях учетной политики. Например, при изменении метода оценки имущества, разницу, возникшую при переоценке (из-за применения нового метода) следует отнести на эту статью.

Состав групп статей: себестоимость продукции, торговые издержки, общие и административные затраты различен для разных бизнесов. Например, так может выглядеть бюджет административных расходов — группа статей административные расходы, ниже приведена его структура:

1. Расходы на оплату труда администрации и служащих

2. Социальное страхование

2.1. Социальное страхование

2.2. Пенсионное страхование

2.3. Медицинское страхование

2.4. Фонд занятости

3. Расходы на обучение

4. Представительские расходы

5. Страхование имущества

6. Командировочные расходы

7. Содержание охраны

8. Связь

9. Обслуживание вычислительной техники

10. Транспортные расходы

11. Материальная помощь сотрудникам

12. Питание сотрудников

13. Вывоз мусора

Формируя перечни статей, мы должны иметь ввиду, что фактически, определяем структуру будущих отчетов доходов/расходов, движения денежных средств и др. Ниже приведен фрагмент отчета о прибылях и убытках компании ведущей два бизнеса — перевозка грузов и консультационные услуги по логистике.

Статьи 1 кв 2 кв 3 кв 4 кв
1. Доходы        
1.1. Перевозка грузов        
1.2. Консультации        
2 Себестоимость- продукций        
2.1. Себестоимость грузоперевозок        
2.2. Себестоимость Консультаций        
3. Торговые издержки-        
3.1. Реклама        
4. Общие и административные затраты        
4.1. Оплата труда администрации        
4.2. Офисные затраты        
5. Налог на прибыль.        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: