Классификация групп

Тема: Понятие групп растений и

Группы из деревьев и кустарников. Группа — это сочетание растений одного или нескольких ви­дов, расположенных достаточно изолированно в пространстве объекта. В русских парках группы создавались преимущест­венно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясе­ней, вязов, с включением рябины, черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жи­молостью, шиповником. В ранний пе­риод развития пейзажного стиля в России создавались в основном груп­пы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимен­та) предпочтение отдается смешан­ным группам. Наиболее распространенными со­четаниями пород в группах в парках ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Дубы преимущественно высажива­ют солитерами или чистыми груп­пами. Группы с участием хвойных обыч­но являются ограни­ченно.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее ок­раской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются ку­старниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, об­лиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в еди­ную композицию; для построения вы­разительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшаф­та структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Тавриче­ского сада являются группы из 3—10 деревьев; района долины Славянки в Павловске — 2—6 экземпляров, для Парадного поля — 9—18, райо­на Белой березы — 100—200, Марсова поля — 5—10 кустарников.

В парках встречаются группы с ко­личеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем каче­ство групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их разме­щения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто про­изводит хорошее впечатление: вели­чественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролист­ные на фоне массива из ели обыкно­венной (Зеленогорск); ель обыкно­венная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).

По величине группы подразделяют на

малые, средние и большие с учетом площади

открытого пространства и самого парка. Груп­па, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорасту­щих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка яв­ляется небольшой (площадь проек­ций крон 25—60 м2); группы в возра­сте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) явля­ется большой для любой площади парка. Величину групп можно опре­делить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать сле­дующее подразделение групп по ве­личине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Вы­сота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной отно­сительной и оценивается путем срав­нения).

 
 

Контраст — это сильно выражен­ное различие свойств пространст­венных форм, данное в их сопостав­лении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — ма­ленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические верти­кали деревьев оттеняются шаровид­ными и плакучими формами, закры­тое темное
 
 

пространство лесного мас­сива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д. Контраст — очень вы­разительный, резкий прием, и исполь­зовать его надо с осторожностью. При введении его в парковый ланд­шафт необходимо знать, что именно он должен выявить.

Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные раз­личия в свойствах форм,

имеющих сходство. Это могут быть отклонения от равенства форм или различно ос­вещенных и затемненных участков и т.п. В ландшафтном искусстве осо­бенно интересно использование цве­товых нюансов растений, подбирае­мых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гам­мы.

Нюансные композиции требуют особой тщательности исполнения и знания материала.

Тождество определяется сходст­вом сравниваемых признаков. В рит­мическом ряду тождественны акцен­ты и интервалы, в симметричной композиции — уравновешивающие друг друга объемы.

Парковые пространства, их ритми­ческие и масштабные связи, эффекты освещенности и цветовая гамма мо­гут быть откорректированы в нужном направлении с помощью качествен­ных отношений нюанса, контраста и тождества.

Таблица растений контрастных по цвету листвы

НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ
БАРБАРИС ОТТАВСКИЙ «СУПЕРБА», КИЗИЛЬНИК БЛЕСТЯЩИЙ
БАРБАРИС ТУНБЕРГА, «АТРОПУРПУРЕЯ НАНА», КИЗИЛЬНИК ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ
 
БАРБАРИС ТУНБЕРГА «АТРОПУРПУРЕЯ», ИРГА КРУГЛОЛИСТНАЯ
ЛЕЩИНА ОБЫКНОВЕННАЯ «ПУРПУРЕА», РОДОДЕНДРОН РАЗНОЦВЕТНЫЙ
ЯБЛОНЯ «РОЯЛТИ», АРОНИЯ ЧЕРНОПЛОДНАЯ
ПУЗЫРЕПЛОДНИК КАЛИНОЛИСТНЫЙ «ДАРТС ГОЛД», ЖИМОЛОСТЬ ТАТАРСКАЯ
ЛЕЩИНА ОБЫКНОВЕННАЯ «ПУРПУРЕЯ», ЖИМОЛОСТЬ МААКА
КЛЕН ОСТРОЛИСТНЫЙ «РОЯЛ РЕД», КИЗИЛЬНИК БЛЕСТЯЩИЙ

Таблица растений контрастных по форме кроны

НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ
ТУЯ ЗАПАДНАЯ «КОЛУМНА», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «ДАНИКА»  
МОЖЖЕВЕЛЬНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ «ХИБЕРНИ КА», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «РЕКУРВА НАНА»

Таблица растений нюансных по цвету листвы, хвои

НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ
КЛЕН ОСТРОЛИСТНЫЙ «ФЛАМИНГО», СВИДИНА БЕЛАЯ «АРГЕНТЕОМАРГИНАТА»  
ЛИПА МЕЛКОЛИСТНАЯ СИРЕНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ
ЛОХ УЗКОЛИСТЫЙ, ОБЛЕПИХА ОБЫКНОВЕННАЯ  
ЕЛЬ КАНАДСКАЯ «КОНИКА», ЕЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ «ЛИТЛ ДЖЕМ»

Таблица растений нюансных по форме кроны

НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ
СВИДИНА БЕЛАЯ «АРГЕНТИОМАРГИНАТА», СВИДИНА БЕЛАЯ  
ТУЯ ЗАПАДНАЯ «КОЛУМНА» ТУЯ ЗАПАДНАЯ «СМАРАГД»
ЕЛЬ СИЗАЯ «АЛЬБЕРТА ГЛОБЕ», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «ДАНИКА»  
ТУЯ ЗАПАДНАЯ «РЕКУРВА НАНА», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «ДАНИКА»  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: