Тема: Понятие групп растений и
Группы из деревьев и кустарников. Группа — это сочетание растений одного или нескольких видов, расположенных достаточно изолированно в пространстве объекта. В русских парках группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины, черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Дубы преимущественно высаживают солитерами или чистыми группами. Группы с участием хвойных обычно являются ограниченно.
Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композицию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.
|
|
В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Таврического сада являются группы из 3—10 деревьев; района долины Славянки в Павловске — 2—6 экземпляров, для Парадного поля — 9—18, района Белой березы — 100—200, Марсова поля — 5—10 кустарников.
В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистные на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).
По величине группы подразделяют на
малые, средние и большие с учетом площади
открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крон 25—60 м2); группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной относительной и оценивается путем сравнения).
|
|
Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное
пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д. Контраст — очень выразительный, резкий прием, и использовать его надо с осторожностью. При введении его в парковый ландшафт необходимо знать, что именно он должен выявить.
Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах форм,
имеющих сходство. Это могут быть отклонения от равенства форм или различно освещенных и затемненных участков и т.п. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.
Нюансные композиции требуют особой тщательности исполнения и знания материала.
Тождество определяется сходством сравниваемых признаков. В ритмическом ряду тождественны акценты и интервалы, в симметричной композиции — уравновешивающие друг друга объемы.
Парковые пространства, их ритмические и масштабные связи, эффекты освещенности и цветовая гамма могут быть откорректированы в нужном направлении с помощью качественных отношений нюанса, контраста и тождества.
Таблица растений контрастных по цвету листвы
НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ | ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ |
БАРБАРИС ОТТАВСКИЙ «СУПЕРБА», КИЗИЛЬНИК БЛЕСТЯЩИЙ | |
БАРБАРИС ТУНБЕРГА, «АТРОПУРПУРЕЯ НАНА», КИЗИЛЬНИК ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ | |
БАРБАРИС ТУНБЕРГА «АТРОПУРПУРЕЯ», ИРГА КРУГЛОЛИСТНАЯ | |
ЛЕЩИНА ОБЫКНОВЕННАЯ «ПУРПУРЕА», РОДОДЕНДРОН РАЗНОЦВЕТНЫЙ | |
ЯБЛОНЯ «РОЯЛТИ», АРОНИЯ ЧЕРНОПЛОДНАЯ | |
ПУЗЫРЕПЛОДНИК КАЛИНОЛИСТНЫЙ «ДАРТС ГОЛД», ЖИМОЛОСТЬ ТАТАРСКАЯ | |
ЛЕЩИНА ОБЫКНОВЕННАЯ «ПУРПУРЕЯ», ЖИМОЛОСТЬ МААКА | |
КЛЕН ОСТРОЛИСТНЫЙ «РОЯЛ РЕД», КИЗИЛЬНИК БЛЕСТЯЩИЙ |
Таблица растений контрастных по форме кроны
НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ | ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ |
ТУЯ ЗАПАДНАЯ «КОЛУМНА», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «ДАНИКА» | |
МОЖЖЕВЕЛЬНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ «ХИБЕРНИ КА», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «РЕКУРВА НАНА» |
Таблица растений нюансных по цвету листвы, хвои
НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ | ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ |
КЛЕН ОСТРОЛИСТНЫЙ «ФЛАМИНГО», СВИДИНА БЕЛАЯ «АРГЕНТЕОМАРГИНАТА» | |
ЛИПА МЕЛКОЛИСТНАЯ СИРЕНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ | |
ЛОХ УЗКОЛИСТЫЙ, ОБЛЕПИХА ОБЫКНОВЕННАЯ | |
ЕЛЬ КАНАДСКАЯ «КОНИКА», ЕЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ «ЛИТЛ ДЖЕМ» |
Таблица растений нюансных по форме кроны
НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ | ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ |
СВИДИНА БЕЛАЯ «АРГЕНТИОМАРГИНАТА», СВИДИНА БЕЛАЯ | |
ТУЯ ЗАПАДНАЯ «КОЛУМНА» ТУЯ ЗАПАДНАЯ «СМАРАГД» | |
ЕЛЬ СИЗАЯ «АЛЬБЕРТА ГЛОБЕ», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «ДАНИКА» | |
ТУЯ ЗАПАДНАЯ «РЕКУРВА НАНА», ТУЯ ЗАПАДНАЯ «ДАНИКА» |
|
|