Диагностика сформированности мыслительных операций

ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПОНЯТИЙ

Цель: используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов. По характеру выделяемых принципов можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Данную методику следует применять для исследования учеников 3—4 классов.

Для проведения опыта необходимо иметь специальный бланк, на котором напечатаны в строчку задания. Испытуемому сообщают инструкцию. При выполнении задания испытуемым обращают внимание на достаточное понимание им инструкции, характер допускаемых ошибок. В случаях, когда испытуемый обнаруживает непонимание условий выполнения задания, экспериментатор показывает на первых двух примерах способы решения. Во всех случаях выполнения заданий решения испытуемого необходимо обсудить.

Инструкция: в каждой строчке приводится одно основное слово и 5 относящихся к нему слов, заключенных в скобках. Необходимо из этих слов выбрать и подчеркнуть два слова, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, велосипедист, толпа, улица).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

6. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

7. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

8. Чтение (глаза, печать, книга, картинка, слово).

9. Кубик (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

10. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

11. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

12. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: