Диагностика объема запоминания.
«ЗАПОМИНАНИЕ 10 СЛОВ» (автор А. Р. Лурия)
Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного воспроизведения.
Оборудование: 10 одно- и двусложных слов, не связанных по смыслу, в единственном числе именительного падежа.
Инструкция: Я прочитаю тебе несколько слов. Постарайся запомнить и повторить их: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Количество повторов — не более 5. Фиксируется количество слов после каждого предъявления.
Через 5-7 минут ребенок должен вспомнить слова.
Оценка:
Высокий уровень 9-10 слов запоминает с первого предъявления, через час воспроизводит не менее 8.
Средний уровень 6-8 слов воспроизводит с первого предъявления, через час — не менее 5.
Низкий уровень после первого предъявления запоминает до 5 слов, через час — от 0 до 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ
Испытуемому предлагается две таблицы (см. ниже), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Он должен отыскивать числа по порядку, показывая их в таблице и называя вслух. Время выполнения каждого задания по двум таблицам регистрируется в протоколе исследования.
Протокол исследования при использовании таблиц Шульте
№ таблицы | Особенности выполнения задания | Время (в сек.) |
Кроме количественной оценки деятельности испытуемого осуществляется и качественный анализ темпа сенсомоторных реакций. В графу «особенности выполнения задания» следует записывать, как испытуемый вел себя при счете, называл ли числа «пачками», обнаруживал ли длительные паузы, какие проявлял вербальные и эмоциональные реакции.
Для детей младшего школьного возраста нормой считается от 35 сек. до 50 сек. на одну таблицу. Учащиеся 1-2 классов начальной школы в ситуации эксперимента могут иногда путать цифры. У них наблюдается явно выраженная тенденция «застревания» на отдельных цифрах, их поиске, отмечается также разделение внимания на поиск числа, показ и его называние. Ускорение темпа простых сенсомоторных реакций, врабатываемость и автоматизированность действий характерны уже для детей после 10-12 лет.
Анализируя данные, полученные по таблицам, а также особенности выполнения каждого задания, исследователь определяет динамику психических процессов. Если числа называются «пачками», то есть основание предполагать склонность испытуемого к группированию ответных реакций с необходимостью переключения внимания на неосознаваемый отдых. Это обусловлено монотонностью выполнения задания.