Методики для исследования познавательных процессов младших школьников

Диагностика объема запоминания.

«ЗАПОМИНАНИЕ 10 СЛОВ» (автор А. Р. Лурия)

Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного воспроизведения.

Оборудование: 10 одно- и двусложных слов, не связанных по смыслу, в единственном числе имени­тельного падежа.

Инструкция: Я прочитаю тебе несколько слов. Постарайся запомнить и повторить их: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Количество повторов — не более 5. Фиксируется коли­чество слов после каждого предъявления.

Через 5-7 минут ребенок должен вспомнить слова.

Оценка:

Высокий уровень 9-10 слов запоминает с первого предъяв­ления, через час воспроизводит не менее 8.

Средний уровень 6-8 слов воспроизводит с первого предъявления, через час — не менее 5.

Низкий уровень после первого предъявления запоминает до 5 слов, через час — от 0 до 3.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ

Испытуемому предлагается две таблицы (см. ниже), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Он должен отыскивать числа по порядку, показывая их в таблице и называя вслух. Время выполнения каждого задания по двум таблицам регистрируется в протоколе исследования.

Протокол исследования при использовании таблиц Шульте

№ таблицы Особенности выполнения задания Время (в сек.)
     
     

Кроме количественной оценки деятельности испытуемого осуществляется и качественный анализ темпа сенсомоторных реакций. В графу «особенности выполнения задания» следует записывать, как испытуемый вел себя при счете, называл ли числа «пачками», обнаруживал ли длительные паузы, какие проявлял вербальные и эмоциональные реакции.

Для детей младшего школьного возраста нормой считается от 35 сек. до 50 сек. на одну таблицу. Учащиеся 1-2 классов начальной школы в ситуации эксперимента могут иногда путать цифры. У них наблюдается явно выраженная тенденция «застревания» на отдельных цифрах, их поиске, отмечается также разделение внимания на поиск числа, показ и его называние. Ускорение темпа простых сенсомоторных реакций, врабатываемость и автоматизированность действий характерны уже для детей после 10-12 лет.

Анализируя данные, полученные по таблицам, а также особенности выполнения каждого задания, исследователь определяет динамику психических процессов. Если числа называются «пачками», то есть основание предполагать склонность испытуемого к группированию ответных реакций с необходимостью переключения внимания на неосознаваемый отдых. Это обусловлено монотонностью выполнения задания.

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: