С. Юрич - 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

НОУ «Академия родительского образования»

Краевая научно-практическая конференция «Технология духовно-нравственного воспитания детей и взрослых. Практика. Проблемы. Находки»

ПРОЕКТ

Рефлексия как необходимое условие

Развития личности в образовательном процессе

Автор проекта: Уфимцева Надежда

Клавдиевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог, заместитель директора МОУ «ЮООШ»

Научный руководитель: Вяткина Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук

с. Юрич - 2011

Номинация: учебно – исследовательский проект

Авторы проекта: Уфимцева Надежда Клавдиевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог, заместитель директора школы.

Научный руководитель: Вяткина Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук

Название ОУ: Муниципальное общеобразовательная школа «Юрическая основная общеобразовательная школа»

Адрес: 617232, РФ, Пермский край, Карагайский район, с. Юрич, ул. Центральная, д.6

Телефон: (834297) 3-66-32

E-mail: klavnad@mail.ru

Аннотация:

Современное инновационное образование предусматривает значительное расширение роли рефлексии в образовательном процессе. По утверждению Дж. Локка, которому принадлежит авторство в использовании данного термина, достоверно только то, что освоено, осознано и познано «как действительно моим Я прожитое, испытанное», это способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы». Рефлексия – родовое понятие для интеллектуальной деятельности. Как известно, один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Мы видим, что дается очень много определений рефлексии. Но общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Что же представляет собой деятельность рефлексии?

Одним из фундаментальных свойств бытия человека является то, что наряду с природной («объективной») реальностью существует ее отражение в сознании. При этом между природной реальностью и ее образом в сознании существует неизбежный зазор, несовпадение. Процесс осознания человеком своих собственных представлений о реальности, принципов своей деятельности и т.д., а также осознание самого процесса осознания и есть деятельность рефлексии, под которой в философии понимается процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

В ходе рефлексии индивидуум осмысливает свой опыт с целью прийти к новому. Таким образом, рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания, т.е. субъект может не только делать, но и знать, как он это делает, иными словами, говоря об интеллектуальной деятельности, человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Значит, рефлексия – основное средство саморазвития, условие личностного роста, индивидуального самоуправления, побудитель деятельности. Наша школа – школа физического развития и нравственного самосовершенствования, поэтому нам всем просто необходимо владеть рефлексией, чтобы достичь успеха в духовном росте коллектива, в обучении и воспитании детей. Приоритетные направления при разработке проекта:

· рефлексивная деятельность воспитанников и учащихся;

· рефлексивная деятельность педагогических работников;

Проект предусматривает создание методических ресурсов по использованию различных видов рефлексии в педагогической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: