Современная отечественная педагогика осознаёт необходимость смены образовательной парадигмы: «Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу: максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию», и здесь не обойтись без рефлексии.
Понятие "рефлексия " появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие педагоги полагают, что научить школьников рефлексии ничуть не менее важно, чем приобрести их к тайнам геометрии, языкознания или истории. Мы согласны с Б.З.Вульфом, который пишет, что «основанная на общечеловеческих нравственных ценностях рефлексия учителя уберегает его от «неволи» и ведёт к тому, чтобы столь же серьёзно уберечь, укрепить своего ученика». Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Заметим: все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
|
|
Рефлексия – это знание себя, это вершина сознания, она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни, лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
· Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
· Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
· Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
В работе доцента кафедры педагогических инноваций и технологий ПОИПКРО Е.Е.Мамаевой выделено несколько видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
· физическая (успел – не успел)
· сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно)
· интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, почему, какие испытал затруднения)
|
|
· духовная (стал лучше – хуже; созидал или разрушал себя, других)
Таким образом, Е.Е. Мамаева считает, что рефлексия может быть:
· формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная)
· отражать внутреннее состояние человека (сенсорная)
· быть средством самопознания, раскрывающего специфику духовного мира ребёнка (духовная)
· К рефлексивным технологиям можно отнести развивающие, личностно-ориентированные, которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализация природных возможностей.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
На протяжении многих лет в школе идут поиски активных форм и методов рефлексивной деятельности.